Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2012 г. N 10-АПГ12-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Ерёменко Т.И. и Анишиной В.И.
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе правительства Кировской области на решение Кировского областного суда от 20 апреля 2012 года, которым удовлетворены требования прокурора Кировской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 6.1.1, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5 раздела 6, пункта 9.3 раздела 9 территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области N 133/697 от 20 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования Кропачевой С.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Кировской области от 20 декабря 2011 года N 133/697 утверждена территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2012 год (далее - территориальная программа).
Прокурор Кировской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 6.1.1, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5 раздела 6, пункта 9.3 раздела 9 территориальной программы, в обоснование требований указав, что установленные в них нормативы значительно ниже нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 856.
Решением Кировского областного суда от 20 апреля 2012 года требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований к его отмене не находит.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд обоснованно исходил из следующего.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 856 (далее - Программа).
В соответствии с положениями раздела I Программы ею определяются виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь, а также критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Таким образом, из буквального содержания приведённых правовых положений следует, что утверждаемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная программа должна соответствовать Программе, а дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи - определяться с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:
на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 руб.;
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 руб., в том числе 169,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб., в том числе 470,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 руб., в том числе 1167 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные федеральной Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 руб., из них:
4102,9 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
3530,5 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в последнем абзаце раздела III Программы.
Постановлением правительства Кировской области N 133/697 от 20 декабря 2011 года утверждена территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2012 год, которая определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает условия оказания, критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Кировской области бесплатно.
Разделом 6 Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, рассчитанные исходя из расходов на ее оказание в среднем:
на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1133,62 руб.;
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 211,77 руб., в том числе 211,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования (по случаям, установленным Базовой программой ОМС, - 164,83 руб., в дополнение к установленным Базовой программой ОМС - 183,06 руб., в связи с дополнительным объемом финансового обеспечения - 47,79 руб.);
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 413,28 руб., в том числе 444,25 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования (по случаям, установленным Базовой программой ОМС, - 292,27 руб., в дополнение к установленным Базовой программой ОМС - 471,44 руб., в связи с дополнительным объемом финансового обеспечения - 151,79 руб.);
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1290,76 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 1374,96 руб. (по случаям, установленным Базовой программой ОМС,- 1087,20 руб., в дополнение к установленным Базовой программой ОМС - 1224,18 руб., в связи с дополнительным объемом финансового обеспечения- 289,87 руб.).
В соответствии с пунктом 9.3 раздела 9 Территориальной программы подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7117,0 руб., из них: за счет средств ОМС - 5739,3 руб.;
1377,7 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, за исключением затрат, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации Территориальной программы ОМС.
Установив таким образом, что нормативы территориальной программы в пунктах 6.1.1, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5 раздела 6, пункте 9.3 раздела 9 менее аналогичных нормативов, предусмотренных Программой, суд сделал правильный вывод об их противоречии федеральному законодательству.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с частью 11 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда, не может служить поводом к отмене судебного решения, поскольку программа обязательного медицинского страхования является согласно пункту 9 статьи 3 этого же Федерального закона лишь составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Ссылка в жалобе на часть 4 статьи 51 названного Закона, положения которой, напротив, подтверждают необходимость соблюдения в территориальной программе нормативов, установленных Программой, является несостоятельной.
Согласно указанной норме с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года территориальная программа обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Аналогичные положения содержатся и в последнем абзаце раздела I Программы, из буквального содержания которых следует, что нормативы Программы могут не соблюдаться в территориальной программе лишь в случае установления оказания медицинской помощи при иных, не указанных в Программе заболеваниях и состояниях здоровья. К тому же данное исключение сделано, опять-таки в отношении программы обязательного медицинского страхования, а не программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в целом.
Ссылка заинтересованного лица на то, что в федеральной Программе указано на средний характер установленных нормативов финансовых затрат основан на неверном толковании ее положений.
Согласно разделу V Программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи уже рассчитаны как средние, следовательно, они как государственная гарантия равного права на получение всеми гражданами Российской Федерации такой помощи бесплатно, не могут быть снижены субъектом Российской Федерации.
Прочие доводы жалобы направлены на иное, неверное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому основанием к отмене решения суда не являются.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Кировского областного суда от 20 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу правительства Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Ерёменко Т.И. |
|
Анишина В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2012 г. N 10-АПГ12-1
Текст определения официально опубликован не был