Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2012 г. N 12-АПГ12-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Еременко Т.И.,
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл о признании недействующими статей 30, 32.1, 32.2 Закона Республики Марий Эл от 15 февраля 1994 г. N 43-III "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл" по апелляционной жалобе Государственного Собрания Республики Марий Эл на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 апреля 2012 г., которым частично удовлетворено заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Поповой Е.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
15 февраля 1994 г. Государственным Собранием Республики Марий Эл принят и подписан Президентом Республики Марий Эл Закон Республики Марий Эл N 43-III "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл" (далее - Закон).
Первоначальный текст Закона опубликован в издании "Ведомости Государственного Собрания Республики Марий Эл", 1994 г., N 2, ст. 34.
В соответствии со статьей 30 Закона вред, причиненный здоровью депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл при исполнении им депутатских полномочий, подлежит возмещению за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Возмещение вреда осуществляется в виде единовременной денежной выплаты. Размер единовременной денежной выплаты определяется в соответствии со степенью утраты трудоспособности.
Размер единовременной денежной выплаты устанавливается исходя из периода, в течение которого гражданин, являющийся депутатом Государственного Собрания Республики Марий Эл, не мог осуществлять депутатские полномочия, но не может превышать трехмесячного денежного содержания депутата, работающего в Государственном Собрании Республики Марий Эл на постоянной профессиональной основе.
В случае смерти Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл, Первого заместителя (Заместителя) Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл в результате вреда, причиненного в связи с осуществлением ими депутатских полномочий, членам их семей выплачивается компенсация за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере их годового денежного содержания. В случае смерти депутата в результате вреда, причиненного в связи с осуществлением им депутатских полномочий, членам его семьи выплачивается компенсация за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере годового денежного содержания министра Республики Марий Эл.
Порядок и условия возмещения вреда, причиненного здоровью депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл при исполнении им депутатских полномочий, и выплаты компенсации членам семьи депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл в случае его смерти в результате вреда, причиненного в связи с осуществлением им депутатских полномочий, устанавливаются Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл.
Статьей 32.1 Закона установлено, что при назначении трудовой пенсии по старости или по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" гражданин, осуществлявший полномочия депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл (депутата Верховного Совета Республики Марий Эл двенадцатого созыва) на непостоянной основе, имеет право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение гражданину, указанному в части первой настоящей статьи, устанавливается в следующих размерах:
для граждан, осуществлявших полномочия депутата в течение одного созыва (не менее одного года), - 5 850 рублей;
для граждан, осуществлявших полномочия депутата в течение двух и более созывов, - 9 750 рублей.
Выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл в порядке, определенном Правительством Республики Марий Эл. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения гражданином, осуществлявшим полномочия депутата, оплачиваемой работы. Размер дополнительного ежемесячного материального обеспечения подлежит индексации в соответствии с законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Согласно статье 32.2 Закона при назначении трудовой пенсии по старости или по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" лица, замещавшие в Государственном Собрании (Верховном Совете двенадцатого созыва) Республики Марий Эл должности Председателя, Первого заместителя (Заместителя) Председателя, депутата и работавшие на постоянной профессиональной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости или по инвалидности за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости или по инвалидности Председателю Государственного Собрания Республики Марий Эл после прекращения им полномочий устанавливается в размере 90 процентов от ежемесячного пожизненного денежного содержания, назначенного Президенту Республики Марий Эл (Главе Республики Марий Эл), находящемуся в отставке, и выплачивается в порядке, определяемом Правительством Республики Марий Эл. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости или по инвалидности подлежит индексации в соответствии с законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости или по инвалидности Первому заместителю (Заместителю) Председателя Государственного Собрания (Верховного Совета двенадцатого созыва) Республики Марий Эл, депутату Государственного Собрания (Верховного Совета двенадцатого созыва) Республики Марий Эл, работавшим на постоянной профессиональной основе, после прекращения ими полномочий устанавливается в размере и в порядке, определяемых Правительством Республики Марий Эл для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Марий Эл.
Выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости или по инвалидности осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл.
Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 30, 32.1, 32.2 Закона, указав в обоснование, что, предусматривая в оспариваемой части Закона возмещение вреда, причиненного здоровью депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл при исполнении депутатских полномочий, за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл при назначении трудовой пенсии по старости или по инвалидности гражданину, осуществлявшему полномочия депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл (депутата Верховного Совета Республики Марий Эл двенадцатого созыва) на непостоянной основе, а также ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости или по инвалидности лицам, замещавшим в Государственном Собрании (Верховном Совете двенадцатого созыва) Республики Марий Эл должности Председателя, Первого заместителя (Заместителя) председателя, депутата на постоянной основе, законодатель субъекта Российской Федерации превысил предоставленные ему статьей 13 Федерального закона 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия в части установления гарантий депутатской деятельности.
Представитель Главы Республики Марий Эл просил суд в удовлетворении заявления отказать, поскольку, по его мнению, Закон, отдельные положения которого оспариваются прокурором, принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Представитель Государственного Собрания Республики Марий Эл заявленные требования не признал, пояснив, что вопросы, регулируемые оспариваемыми нормами, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральному законодательству не противоречат.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 апреля 2012 г. частично удовлетворено заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл, признаны недействующими с момента вступления в законную силу решения суда статьи 30 и 32.1 Закона Республики Марий Эл от 15 февраля 1994 г. N 43-III "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл". В остальной части требования прокурора оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Государственное Собрание Республики Марий Эл просит решение в части удовлетворения заявленных прокурором требований отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими статей 30 и 32.1 Закона.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Главы Республики Марий Эл.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (пункты 1 и 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 30 Закона предусмотрено возмещение вреда причиненного здоровью депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл при исполнении им депутатских полномочий. Указанное возмещение вреда осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, сопоставив их содержание с оспариваемой статьей 30 Закона, пришёл к выводу о том, что данная статья фактически регулирует гражданско-правовые отношения в сфере возмещения вреда жизни и здоровью лицам, замещающим государственные должности, что урегулировано положениями главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявление прокурора в части признания недействующей статьи 30 Закона, суд пришел к правильному выводу о том, что правила возмещения вреда жизни или здоровью депутата, содержащиеся в данной норме, противоречат принципам возмещения вреда, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, которые исходят из того, что подлежит возмещению утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы вызванные повреждением здоровья (статьи 1085, 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в оспариваемой статье 30 Закона предусматривается возмещение вреда всем депутатам без учета их заработка, а также вне зависимости от того, осуществляли ли они свою деятельность на постоянной профессиональной основе или без отрыва от основной работы.
Как следует из статьи 32.1 Закона, субъект Российской Федерации установил право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл гражданина, осуществлявшего полномочия депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл (депутата Верховного Совета Республики Марий Эл двенадцатого созыва) на непостоянной основе, при назначении трудовой пенсии по старости или по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Рассматривая заявление прокурора о признании недействующей статьи 32.1 Закона, суд исходил из того, что указанное в данной статье дополнительное материальное обеспечение граждан, осуществлявших полномочия депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл на непостоянной основе, является ежемесячной доплатой к трудовой пенсии, выплачиваемой данной категории граждан.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, т.е. субъект Российской Федерации праве установить самостоятельно условие предоставления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии депутатам законодательного органа Республики Марий Эл, осуществляющим свою деятельность на постоянной профессиональной основе.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Таким образом, пенсионное обеспечение осуществляется в целях компенсации гражданам утраченного заработка в связи с назначением трудовой пенсии по старости или по инвалидности.
Проанализировав нормы федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что доплата к пенсии может быть назначена лишь депутату, работавшему в Государственном Собрании Республики Марий Эл на постоянной профессиональной основе, получавшему денежное вознаграждение за указанную работу, утратившему это вознаграждение в связи с выходом на пенсию, и соответственно, имеющему право на его компенсацию в виде непосредственно трудовой пенсии, а также доплаты к ней. Установление такой доплаты депутатам, работающим на непостоянной профессиональной основе, не получавшим соответствующего денежного содержания и, следовательно, не утратившим его с выходом на пенсию, противоречит установленному федеральным законодательством принципу назначения трудовой пенсии как компенсации утраченного заработка.
Учитывая, что решение суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующей статьи 32.2 Закона не оспаривается в апелляционной жалобе, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Собрания Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2012 г. N 12-АПГ12-3
Текст определения официально опубликован не был