Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июля 2012 г. N 16-ВПР12-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
судей Гуляевой Г.А., Задворнова М.В.
рассмотрела в судебном заседании 6 июля 2012 г. гражданское дело по иску заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Рубанова А.Д. к Главному управлению внутренних дел по Волгоградской области о признании права на получение и назначение пенсии за выслугу лет по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2011 г., которым в части отменено решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 апреля 2011 г. и в этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения Рубанова А.Д., поддержавшего представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, возражения представителя Главного управления внутренних дел по Волгоградской области Багдасарова К.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., поддержавшей доводы представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Рубанова А.Д. к Главному управлению внутренних дел по Волгоградской области о признании права на получение и назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в обоснование которого ссылался на то, что Рубанов А.Д. состоял на службе в органах военизированной пожарной охраны Министерства внутренних дел Киргизской Советской Социалистической республики (Управление пожарной охраны Министерства внутренних дел Кыргызской Республики после 1990 г., впоследствии переименовано в Государственную противопожарную службу при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики). Уволен с действительной военной службы в запас приказом Министра чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики от 5 августа 2008 г. N 027 л/с.
19 февраля 2009 г. из Военного комиссариата Волгоградской области в Центр пенсионного обслуживания, непосредственно подчинённый Главному управлению внутренних дел по Волгоградской области, поступило пенсионное дело Рубанова А.Д. для продления выплаты пенсии за выслугу лет в связи с переездом на постоянное место жительства в г. Камышин из Кыргызской Республики. Однако в назначении пенсии за счёт средств Министерства внутренних дел Российской Федерации истцу было отказано в связи с отсутствием специального соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой по вопросу пенсионного обеспечения уволенных военнослужащих Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. С решением Главного управления внутренних дел по Волгоградской области Рубанов А.Д. не согласился, что явилось основанием для обращения прокурора в интересах Рубанова А.Д. в суд с данным иском.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 11 апреля 2011 г. заявленные исковые требования удовлетворены в части признания права Рубанова А.Д. на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в остальной части заявленного иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2011 г. указанное решение суда в части признания за Рубановым А.Д. права на получение пенсии отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Поскольку представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации подано в Верховный Суд Российской Федерации до 1 января 2012 г., то оно подлежит рассмотрению по правилам, действовавшим на день его подачи. В представлении ставится вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2011 г. и оставлении в силе решения Центрального районного суда г. Волгограда от 11 апреля 2011 г.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2012 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки доводов представления по его материалам, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2012 г. представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с делом передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Волгоградской области, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, в судебное заседание Судебной коллегии не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, без устранения которых невозможно восстановление прав истца.
В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что Рубанов А.Д. состоял на службе в органах военизированной пожарной охраны Министерства внутренних дел Киргизской ССР. После провозглашения 15 декабря 1990 г. государственного суверенитета Республики Кыргызстан управление пожарной охраны Министерства внутренних дел Кыргызской Республики переименовано в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Республики Кыргызстан, которая в дальнейшем передана в ведение Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Кыргызстан.
К моменту выхода на пенсию Рубанов А.Д. проходил службу в военизированной технической части N ... военизированного технического отряда Главного управления государственной противопожарной службы при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, уволен с действительной военной службы в запас приказом Министра чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики от 5 августа 2008 г.
После переезда на постоянное место жительства в г. Камышин Волгоградской области, Рубанов А.Д. обратился в областной военный комиссариат с заявлением о продлении выплаты пенсии.
19 февраля 2009 г. Военным комиссариатом Волгоградской области пенсионное дело Рубанова А.Д. направлено в Центр пенсионного обслуживания, непосредственно подчинённый Главному управлению внутренних дел по Волгоградской области, однако возвращено ответчиком без исполнения.
Отказ в пенсионном обеспечении за счёт средств Министерства внутренних дел Российской Федерации был мотивирован отсутствием правовых оснований для соответствующих выплат, поскольку подразделение, в котором Рубанов А.Д. проходил службу, имело воинский статус и не входило в систему органов внутренних дел. В свою очередь межгосударственного соглашения о порядке пенсионного обеспечения сотрудников МЧС не имеется.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, основывался на нормах межгосударственных соглашений от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения", а также от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников СНГ", ратифицированных, в том числе Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, а также на положениях Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пришёл к выводу о том, что Рубанов А.Д. имеет право на получение пенсии за счёт средств Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд кассационной инстанции исходил из того, что правовых оснований для признания за Рубановым А.Д. права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не имеется, поскольку такое право у него возникло, и пенсия ему была назначена по прежнему месту жительства в Кыргызской Республике.
Между тем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации с указанным выводом суда кассационной инстанции согласиться не может, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон.
В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" действие закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 названного Закона Российской Федерации пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами (соглашениями).
Согласно пункту "б" статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 Министерством внутренних дел Российской Федерации осуществляется пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
При вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленного иска суд кассационной инстанции указал на отсутствие оснований для удовлетворения иска в рамках заявленных требований, поскольку Рубанов А.Д. до переезда в Российскую Федерацию являлся получателем пенсионного обеспечения и при переезде приобрёл право на получение пенсии за выслугу лет на основании Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, ответчик неоднократно отклонял обращения Рубанова А.Д., ссылаясь на отсутствие правовых оснований для назначения пенсионных выплат, в связи с чем с принятием по делу нового решения остались не разрешёнными судом спорные правоотношения между сторонами по вопросу выплаты Рубанову А.Д. пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации в связи с его переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Принимая во внимание обстоятельства, установленные по настоящему делу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции относительно порядка осуществления пенсионного обеспечения истца.
При таких данных состоявшееся по делу определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда Судебной коллегией не может быть признано законным, поскольку оно ограничивает право гражданина Российской Федерации на получение пенсионного обеспечения в случаях и размерах, определённых действующим законодательством, в связи с чем в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом кассационной инстанции в применении норм материального и процессуального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2011 г. подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Рубанова А.Д. к Главному управлению внутренних дел по Волгоградской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет с оставлением в силе в указанной части решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2011 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Рубанова А.Д. к Главному управлению внутренних дел по Волгоградской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет, оставить в силе в указанной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 апреля 2011 г.
Председательствующий |
Корчашкина Т.Е. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Задворнов М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июля 2012 г. N 16-ВПР12-11
Текст определения официально опубликован не был