Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2012 г. N 74-АПГ12-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании (в части) недействующим постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2012 г. N 35 "О комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счёт жилищных субсидий Российской Федерации" по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., поддержавшей доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
3 февраля 2012 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 35 "О комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счёт жилищных субсидий Российской Федерации", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости" 7 февраля 2012 г., N 10.
Пунктом 1 этого постановления утверждено Положение о комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счёт жилищных субсидий Российской Федерации (далее - Положение), (далее - Комиссия).
Согласно п. 1.1 разд. I Положения Комиссия является постоянно действующим межведомственным органом, осуществляющим координацию работы министерств, ведомств, муниципальных районов, городских округов Республики Саха (Якутия) по обеспечению реализации полномочий Республики Саха (Якутия) по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляющим полномочия по принятию решений о включении в списки граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан-получателей сертификатов в планируемом году и об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан-получателей сертификатов в планируемом году гражданам, не имеющим оснований для получения жилищных субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп. "б" и "в" п. 2.2 разд. II Положения в целях выполнения возложенных на неё задач Комиссия, в частности, имеет право:
принимать решение о включении в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан - получателей сертификатов в планируемом году;
принимать решение об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан - получателей сертификатов в планируемом году гражданам, не имеющим оснований для получения жилищных субсидий, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 1.1 разд. I Положения в части, касающейся возложения на Комиссию названных полномочий, и подп. "б" и "в" п. 2.2 разд. II Положения. Указал, что данными полномочиями обладают органы местного самоуправления в соответствии с пп. 19, 21, 24, 26 и 29 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Оспариваемый акт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционном представлении прокурор, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного
Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из вывода о том, что оспариваемое нормативное правовое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и федеральному законодательству не противоречит.
С таким выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ) установлено право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.
Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ) установлено право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий и условия их предоставления гражданам, выезжающим из населённых пунктов (в том числе из городов, посёлков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Статьями 3, 8 и 10 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, а также ст. 3, 8 и 10 Федерального закона от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ определено, что постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данными законами, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учёт и учёту граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 утверждено Положение о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Закреплено, что регистрация и учёт граждан, имеющих названные права, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 2). Органы исполнительной власти субъектов России осуществление данных полномочий могут передавать в соответствии с законодательством Российской Федерации органам местного самоуправления (п. 3). Решение о постановке на учёт граждан или об отказе в постановке на учёт принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления, то есть в соответствии с действующим на территории субъекта Российской Федерации порядком (пп. 8, 12).
Одновременно с постановкой на учёт формируются списки по категориям граждан: инвалиды, пенсионеры, работающие и т.д. (п. 17). Органы местного самоуправления, наделённые соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в п. 17 Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 19). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 Положения, и ежегодно, до 1 марта, представляют в Министерство регионального развития Российской Федерации сведения о количестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с вышеупомянутыми федеральными законами (пп. 24, 27).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Предусмотрено, что для участия в этой подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме (п. 19). В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учётное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список) на планируемый год по установленной форме (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учёт в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (п. 26). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации формирует и утверждает сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учёт граждан-участников подпрограммы. Сводные списки получателей сертификатов должны быть доступны для граждан-участников подпрограммы (п. 29). Выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов (п. 30). Органы исполнительной власти до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу выпуска сертификатов, представляют государственному заказчику подпрограммы заявки на выпуск сертификатов (п. 34).
Таким образом, на федеральном уровне права и обязанности в указанной сфере определены следующим образом:
органы местного самоуправления, наделённые в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, осуществляют постановку на учёт и учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, формируют и утверждают списки таких граждан, формируют списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формируют сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, а также сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году.
Установлено, что в Республике Саха (Якутия) Законом от 22 марта 2006 г. 321-З N 655-III органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданы на неограниченный срок государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учёт и учёту граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с упомянутыми выше федеральными законами. Органы местного самоуправления обязаны ежегодно утверждать списки категорий граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и в срок до 1 февраля года, следующего за отчётным, направлять в орган исполнительной власти республики, ответственный за формирование указанных списков, их заверенные копии по установленной форме, а также сведения о количестве граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, по установленной форме.
Также установлено, что в Республике Саха (Якутия) Министерство труда и социального развития определено в качестве республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику и осуществляющего государственные полномочия в области обеспечения жильём отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Указанный орган в соответствии с пп. 1.1, 2.9, 3.10.1 Положения о данном министерстве осуществляет формирование единых списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (государственных жилищных сертификатов) и желающих выехать за пределы республики, формирование сводного списка граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, и списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на соответствующий год.
Сравнительный анализ п. 1.1 разд. I, подп. "б" и "в" п. 2.2 разд. II Положения с федеральными и региональными нормами, имеющими большую юридическую силу, приводит к выводу о том, что оспариваемое нормативное правовое регулирование не соответствует действующему законодательству. Комиссия не является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), её решения не порождают правовых последствий для участников правоотношений, о которых возник спор.
Ни Основным законом, ни Конституционным законом Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 г. ФЗ N 51-1 Правительство Республики Саха (Якутия) не наделено полномочиями на создание органов исполнительной власти данного публично-правового образования.
Конституцией Республики Саха (Якутия) закреплено, что главой республики и её высшим должностным лицом является Президент Республики Саха (Якутия), он возглавляет систему исполнительных органов и определяет её структуру (ст. 68 ч. 1, 72).
Законом Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2007 г. 458-З N 929-III и Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2011 г. N 640 установлены система и структура исполнительных органов государственной власти республики, в числе которых нет Комиссии, о полномочиях которой возник спор.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
Таким образом, суд имел предусмотренные законом основания для признания оспариваемого акта (в части) недействующим.
Поскольку выводы в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права и это привело к принятию неправильного решения, обжалуемое судебное постановление подлежит отмене в апелляционном порядке в соответствии с пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2012 г. отменить. Принять новое решение об удовлетворении заявления.
Признать недействующими п. 1.1 разд. I Положения о комиссии Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счёт жилищных субсидий Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2012 г. N 35, в части возложения на комиссию полномочий по принятию решений о включении и об отказе во включении в списки граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, а также в список граждан-получателей сертификатов в планируемом году, подп. "б" и "в" п. 2.2 разд. II этого же Положения с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2012 г. N 74-АПГ12-8
Текст определения официально опубликован не был