Решение Верховного Суда РФ от 2 августа 2012 г. N АКПИ12-746
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Карулине И.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воропаева Л.В. о признании недействующими пункта 10 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, второго предложения преамбулы, пунктов 1.1, 3.2, 6.1, 6.5, 7.1, 7.7, 7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям), установил:
постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения). Постановление опубликовано в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 22 ноября 1993 г., N 47, ст. 4531, "Российских вестях" 23 ноября 1993 г., N 227.
Пунктом 10 Основных положений установлено, что конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТа 25907-89.
Приложением к Основным положениям установлен Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее - Перечень).
Согласно второму предложению преамбулы Перечня методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки". К неисправностям и условиям, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, Перечнем отнесены следующие: нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001 (пункт 1.1), регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001 (пункт 3.2), содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003 (пункт 6.1), допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004 (пункт 6.5), количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства (пункт 7.1), отсутствуют: на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99 (пункт 7.7), государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93 (пункт 7.15).
Воропаев Л.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 10 Основных положений, второго предложения преамбулы и пунктов 1.1, 3.2, 6.1, 6.5, 7.1, 7.7, 7.15 Перечня ссылаясь на то, что ГОСТы, на которые имеются ссылки в оспариваемых нормах, не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не опубликованы в установленном порядке и в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ) могут применяться только на добровольной основе. За нарушение оспариваемых норм КоАП РФ установлена административная ответственность (статьи 12.2, 12.20, 12.21).
В судебное заседание Воропаев Л.В. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 23 мая 2012 г. N ИШ-П9-2899).
Представители заинтересованного лица Митрошин Д.В. и Марьян Г.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения соответствуют требованиям федерального закона, ГОСТы, на которые имеются ссылки в оспариваемых нормах, опубликованы в официальных печатных изданиях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Постановление издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяется Правительством Российской Федерации.
За управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность (статьи 12.2, 12.5, 12.20, 12.21).
В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта Правительством Российской Федерации на основании статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации, Основные положения и Перечень, являющийся приложением к Основным положениям.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что приведенные в оспариваемой норме ГОСТы не подлежат применению.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ со дня вступления в силу данного Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Законодательство Российской Федерации в области дорожного движения направлено на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
В соответствии с пунктами 2.3, 2.3.1 Правил дорожного движения водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
В целях обеспечения безопасности участников дорожного движения оспариваемые заявителем положения предусматривают специальные требования, предусмотренные соответствующими государственными стандартами к конструкции жесткого буксирующего устройства (пункт 10 Основных положений), тормозным системам, внешним световым приборам, двигателю, зеркалам заднего вида, стеклам, наличию медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки, государственного регистрационного знака транспортного средства или способу его установки (пункты 1.1, 3.2, 6.1, 6.5, 7.1, 7.7, 7.15 Перечня).
Следовательно, сама по себе правовая детализация на основе федерального законодательства ограничений, касающихся технического оснащения транспортных средств, не может рассматриваться как нарушение прав граждан.
Со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ государственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г., признаны национальными стандартами.
По сообщению Госстандарта России национальные стандарты: ГОСТ 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия"; ГОСТ 25907-89 "Устройства буксирные автомобилей. Общие технические требования. Методы испытаний"; ГОСТ Р 50577-93 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования"; ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки"; ГОСТ Р 52231-2004 "Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения"; ГОСТ Р 52033-2003 "Автомобили с бензиновыми двигателями. Выброс загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния"; ГОСТ Р 52160-2003 "Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния"; ГОСТ Р 41.27-2001 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения предупреждающих треугольников" являются действующими на территории Российской Федерации.
Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст принят и введен в действие с 1 января 2002 г. государственный стандарт ГОСТ Р 41.27-2001. Следовательно, в пункте 7.7 Перечня ошибочно указан ГОСТ Р 41.27-99.
Технические требования, установленные в указанных национальных стандартах, частично нашли свое отражение в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720. Так, ГОСТ 25907-89 - в приложении N 1, ГОСТ Р 52033-2003 - в пунктах 6.2.1, 6.2.2, 6.2.2.1, 6.2.2.2, 6.2.3 приложения N 7, ГОСТ Р 52160-2003 - в пункте 6.3 приложения N 7, ГОСТ Р 50577-93 - в пунктах 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.4.1, 6.4.2, 6.4.3, 6.4.4, 6.4.5, 6.5 приложения N 8 к Техническому регламенту.
Довод Воропаева Л.В. о том, что указанные национальные стандарты не опубликованы в установленном порядке, не соответствует действительности.
Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, установлен специальный порядок их официального опубликования Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, согласно которому тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов подлежат официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
До принятия оспариваемого нормативного правового акта порядок опубликования стандартов регламентировался Положением о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100, согласно которому официальными изданиями, содержащими государственные стандарты и общероссийские классификаторы, а также изменения, дополнения и поправки к ним, являются публикации на русском языке, выполненные типографским способом издательско-полиграфическими комплексами Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства или другими организациями по договорам, заключенным с этими комитетами.
В соответствии с установленным порядком первоначальный текст указанных заявителем стандартов был опубликован в официальных печатных изданиях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ранее - Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации): ГОСТ 25907-89 - М.: Издательство стандартов, 1989; ГОСТ Р 51709-2001 - М., ИПК Издательство стандартов, 2001; ГОСТ Р 52033-2003 - М., ИПК 2003; ГОСТ Р 52160-2003 - М. ИПК Издательство стандартов, 2004; ГОСТ Р 52231-2004 - М., ИПК Издательство стандартов, 2004; ГОСТ 5727-88 - М., Издательство стандартов, 1988; ГОСТ Р 41.27-99 (ГОСТ Р 41.27-2001) - М.: ИПК Издательство стандартов, 2001; ГОСТ Р 50577-93 - М., ИПК Издательство стандартов, 1993.
Учитывая, что оспариваемое Постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, пункт 10 Основных положений, второе предложение преамбулы, пункты 1.1, 3.2, 6.1, 6.5, 7.1, 7.7, 7.15 Перечня не противоречат федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Воропаева Л.В. о признании недействующими пункта 10 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, второго предложения преамбулы, пунктов 1.1, 3.2, 6.1, 6.5, 7.1, 7.7, 7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям), отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, устанавливающие некоторые неисправности и условия, при которых транспорт эксплуатировать запрещено.
К таким неисправностям и условиям отнесен факт несоответствия определенным ГОСТам фар; тормозной системы; зеркал заднего вида; государственного регистрационного знака, способа его установки и т. д.
По мнению заявителя, ГОСТы, на которые имеются ссылки в оспариваемых нормах, не прошли госрегистрацию в Минюсте России.
Кроме того, эти ГОСТы не опубликованы в установленном порядке. Поэтому они могут применяться только добровольно. Тем не менее за их нарушение грозит административная ответственность.
ВС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Закон о безопасности дорожного движения запрещает эксплуатацию транспорта при наличии у него технических неисправностей, которые создают угрозу.
Перечень подобных неисправностей и условия, при которых запрещена эксплуатация транспорта, определяются Правительством РФ.
Ссылка на то, что названные ГОСТы не должны применяться, ошибочна.
Со дня вступления в силу Закона о техрегулировании (с 30.06.2003) госстандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г., были признаны национальными стандартами.
Сама по себе правовая детализация на основе федерального законодательства ограничений, касающихся технического оснащения транспорта, не может рассматриваться как нарушение прав граждан.
Довод о том, что названные нацстандарты не опубликованы в установленном порядке, несостоятелен.
Спецпорядок их официального опубликования предусматривает, что тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов официально публикуются в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и на сайте Росстандарта.
До этого их первоначальный текст был опубликован в официальных печатных изданиях.
Решение Верховного Суда РФ от 2 августа 2012 г. N АКПИ12-746
Текст решения официально опубликован не был