Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 2. Рекомендуемые этапы подготовки документации относительно контролируемой сделки (группы однородных сделок)

Приложение 2

 

Рекомендуемые этапы подготовки документации относительно контролируемой сделки (группы однородных сделок)

 

Подготовка документации является важным элементом обоснования цен в совершенных контролируемых сделках для целей налогообложения или произведенных налогоплательщиком корректировок.

Своевременная подготовка документации в период совершения контролируемых сделок позволяет должным образом организовать внутренние процедуры по выполнению требований законодательства о налогах и сборах в части выявления контролируемых сделок и обоснования цены в целях налогообложения.

При этом следует отметить, что документация по контролируемой сделке (группе однородных сделок) является документом, представляемым по требованию ФНС России, и не исключает возможности разработки внутренней политики ценообразования по контролируемым сделкам для целей налогообложения.

Ниже приведены рекомендуемые ФНС России этапы по подготовке документации, которые отвечают целям своевременного выявления и должного анализа контролируемых сделок.

 

1. Идентификация и анализ контролируемых сделок

 

На данном этапе осуществляется выявление контролируемых сделок в соответствии с условиями признания сделок контролируемыми, предусмотренными положениями статьи 105.14 Кодекса.

Следует отметить, что под сделкой для целей применения положений раздела V.1 Кодекса признается каждая отдельная операция (транзакция) (например, отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок.

В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1, подпунктами 1 - 5 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса сделки признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

Поскольку итоговое значение суммового критерия определяется по состоянию на конец календарного года и рассчитывается нарастающим итогом, необходимо вести мониторинг уровня доходов по контролируемым сделкам в течение календарного года, чтобы обеспечить полное и своевременное документирование контролируемых сделок (группы однородных сделок).

Согласно пункту 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.

Для определения суммы доходов по сделкам за календарный год, с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия, следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.

Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими взаимозависимыми лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуации, предусмотренной, в частности, пунктом 10 статьи 105.14 Кодекса, в соответствии с которым по заявлению ФНС России суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.

При определении в соответствии с пунктом 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи суммы доходов по сделкам за календарный год, суммируются доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного главой 25 Кодекса.

 

2. Планирование и определение предполагаемого объема документации и времени на ее подготовку

 

Задачей данного этапа является оценка размера будущих налоговых обязательств, расходов на организацию подготовки документации и преимуществ при подготовке надлежащей документации.

При оценке содержания, объема и уровня детализации предоставляемой информации, а также принимая во внимание, что отдельные положения пунктов 1 и 2 статьи 105.15 Кодекса содержат открытые перечни информации, необходимо руководствоваться принципом, установленным пунктом 6 статьи 105.15 Кодекса, согласно которому детальность и основательность представляемой в ФНС России документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).

Также необходимо отметить, что общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами установлены статьей 105.3 Кодекса. Положения пункта 1 указанной статьи предусматривают, что стороны контролируемой сделки должны определять свои налоговые обязательства исходя из условий сделок, признаваемых в соответствии с разделом V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Возможные искажения в распределении экономических выгод между сторонами контролируемой сделки не должны влиять на их налоговые обязательства.

После выявления контролируемых сделок, оценки их количества, а также сложности, в распоряжении будет достаточная информация для определения содержания документации, времени и затрат на ее подготовку. Такой анализ призван помочь правильно организовать процесс подготовки документации.

 

3. Описание основных характеристик сферы (вида) деятельности лица, совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок)

 

На данном этапе определяются характерные свойства товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемой сделки (группы однородных сделок), осуществляется их классификация с целью оценки возможности потенциального сопоставления с однородными (идентичными) товарами (работами, услугами).

При этом для целей выявления факторов, влияющих на ценообразование, также анализируются возможные заменители производимых товаров (работ, услуг) или иные товары, влияющие на процессы ценообразования в сфере деятельности налогоплательщика.

Для этого важно осуществить анализ существующего уровня конкуренции в отрасли (основные конкуренты, потребители производимой продукции, поставщики сырья и материалов), оценить влияние конкурентной среды на процессы ценообразования, а также уровень государственного регулирования в сфере деятельности и влияние такого регулирования на процессы ценообразования. Принимая во внимание сложность подобного анализа, как правило, рассматриваются основные конкуренты налогоплательщика с учетом их положения и стратегии на рынке.

При анализе необходимо учитывать обычную для данной сферы деятельности практику, в частности аутсорсинг отдельных бизнес-процессов, стратегии выбора каналов сбыта.

На данном этапе также возможно осуществить анализ статистических данных, специальных рыночных индикаторов, тенденций развития рынка.

Задачей данного этапа является анализ основополагающих характеристик сферы деятельности налогоплательщика, что позволяет выявить основные факторы, которые необходимо учитывать при определении сопоставимости условий сделок и осуществления функционального анализа. Это обусловлено тем, что согласно пунктам 8, 9 статьи 105.5 Кодекса при определении сопоставимости сделок учитываются характеристики рынков товаров (работ, услуг), коммерческие стратегии сторон сделок.

 

4. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ.

 

Данный этап, регламентированный статьей 105.5 Кодекса, является ключевым в процессе оценки контролируемых сделок и подготовки соответствующей документации и во многом направлен на анализ прав и обязанностей сторон контролируемой сделки.

На данном этапе определяются особенности конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок), то есть анализируемой сделки, с целью:

1) выбора тестируемой стороны сделки (в случае необходимости), для последующего определения применимого метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица (далее также метод),

2) определения существенных факторов сопоставимости для дальнейшего выявления сопоставимых сделок (сопоставимых организаций) на этапе экономического анализа, и

3) оценки целесообразности осуществления корректировок для обеспечения сопоставимости анализируемой и сопоставляемых сделок.

Под анализируемой сделкой понимается конкретная контролируемая сделка (группа однородных сделок), которая сопоставляется с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (далее также сопоставляемые сделки).

Следует отметить, что определение коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и функциональный анализ осуществляется на основании положений, указанных в договоре (контракте) и (или) вытекающих из договора (контракта), в рамках которых совершена сделка.

В этой связи рекомендуется более детально определять в договоре права и обязанности сторон. При этом важным является, какая из сторон контролируемой сделки выполняет (не выполняет) условия договора, а также какие из условий не отражают фактические отношения сторон и реальные финансово-экономические результаты их деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 105.5 Кодекса при определении сопоставимости сделок, а также для осуществления корректировок коммерческих и (или) финансовых условий сделок необходимо производить анализ следующих характеристик (так называемых факторов сопоставимости) анализируемой и сопоставляемых сделок, а именно:

1) характеристика товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;

2) функциональный анализ;

3) анализ условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

4) характеристика экономических условий деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг), оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

5) характеристика рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг).

Следует отметить, что анализ указанных факторов сопоставимости не обязательно должен осуществляться в указанной последовательности. Например, такие факторы сопоставимости как характеристика экономических условий деятельности сторон анализируемой сделки, характеристика рыночных (коммерческих) стратегий сторон анализируемой сделки имеют комплексный характер и охватывают сферу деятельности сторон сделки в целом. Поэтому их рассмотрение возможно в рамках предыдущего этапа.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 105.5 Кодекса под функциональным анализом понимается характеристика функций, выполняемых сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, а также распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки.

Поэтому при осуществлении функционального анализа необходимо провести:

описание функций, осуществляемых сторонами анализируемой сделки;

описание активов (включая нематериальные активы), используемых каждой стороной для осуществления анализируемой сделки;

описание рисков, принимаемых каждой из сторон анализируемой сделки, и анализ распределения ответственности между сторонами;

При проведении функционального анализа следует учитывать роль и вклад каждой стороны анализируемой сделки при осуществлении той или иной функции.

Например, следует отметить важность учета при использовании затратного метода различий в уровне и виде расходов: операционных и неоперационных, включая расходы по финансовой деятельности, связанных с осуществляемыми функциями и принимаемыми рисками. Учет таких различий заключается в следующем:

если расходы отражают функциональное различие (учитывая используемые активы и принятые риски), которое не было принято во внимание в применяемом методе, может потребоваться корректировка показателя надбавки продавца при применении затратного метода;

если расходы отражают дополнительные функции, которые отличаются от анализируемых методом функций продавца, может потребоваться дополнительная компенсация продавцу за выполняемые функции;

если различия в расходах анализируемых сторон отражают лишь эффективность или неэффективность организаций, что характерно для общехозяйственных и управленческих затрат, в этом случае дополнительные корректировки валовой рентабельности не требуются.

Описание активов (включая нематериальные активы), используемых каждой стороной при совершении анализируемой сделки, включает в себя последовательное рассмотрение активов применительно к каждой стороне сделки.

В зависимости от сферы деятельности такие активы могут быть специфическими, что повышает риски использования таких активов, а также влияет на показатель рентабельности активов организации. В этой связи также рекомендуется осуществлять анализ используемых активов, начиная с важнейших, использование которых лицом, совершившим контролируемую сделку, вносит наибольший вклад в сумму полученных доходов (прибыли), полученной рентабельности.

Далее осуществляется анализ используемых в анализируемой сделке нематериальных активов. Задачей является выявление стороны, совершившей данную сделку, которая получает экономическую выгоду от анализируемой сделки в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие юридическое лицо, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств).

Также производится описание и анализ рисков, принимаемых каждой из сторон анализируемой сделки (группы однородных сделок), и анализ распределения ответственности между сторонами. В различных сферах деятельности имеются различные риски. При определении сопоставимости сделок учитываются риски, перечисленные в пункте 7 статьи 105.5 Кодекса. Однако наиболее общими являются такие риски, как производственный, рыночный, финансовый (включая валютный риск). При анализе рисков следует выделять наиболее важные и существенные риски, которые оказывают существенное влияние на результат анализируемой сделки.

Выводом функционального анализа является классификация каждой из сторон контролируемой сделки в зависимости от осуществляемых функций, например, в качестве дистрибьютора с обширным набором функций и рисков, дистрибьютора с ограниченным набором функций и рисков или комиссионера с минимальным набором функций и рисков. Классификация сторон контролируемой сделки позволяет сделать выводы относительно прибыли, соответствующей выполняемым функциям и рыночным условиям, на основании принципов, указанных в пункте 12 статьи 105.5 Кодекса, согласно которому:

1) доходы (прибыль, выручка) сторон сделки, не являющейся контролируемой, формируются с учетом используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков в сложившихся на рынке товаров (работ, услуг) экономических условиях и отражают функции, выполняемые каждой стороной сделки в соответствии с условиями договора и обычаями делового оборота;

2) осуществление дополнительных функций, использование активов, существенно влияющих на величину доходов (прибыли, выручки), принятие дополнительных коммерческих (экономических) рисков сторонами сделки в соответствии с рыночной (коммерческой) стратегией при прочих равных условиях сопровождается повышением ожидаемых доходов (прибыли, выручки) по такой сделке.

Таким образом, по результатам анализа коммерческих и (или) финансовых условий сделки и функционального анализа, возможно сделать обоснованный вывод о наиболее подходящем методе, используемом при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, и сопоставимости анализируемой и сопоставляемой сделок (организаций) на этапе осуществления экономического анализа.

Следует отметить, что при наличии информации о совершенных налогоплательщиком сопоставимых сделках с лицами, не являющимися с ним взаимозависимыми, выбор применимого метода может быть осуществлен по результатам данного этапа (функционального анализа) при условии, что такие сделки являются сопоставимыми с контролируемой сделкой (в том числе в результате осуществления корректировок). В противном случае для выбора метода также необходимо произвести анализ доступных источников информации о сопоставимых сделках не взаимозависимых с налогоплательщиком лиц.

 

5. Описание взаимозависимых лиц, участвующих в сделке, и выбор тестируемой стороны контролируемой сделки

 

На основании функционального анализа принимается решение о выборе тестируемой стороны анализируемой сделки для проведения экономического анализа. Стороны анализируемой сделки в зависимости от выполняемых функций, используемых активов и принимаемых рисков возможно классифицировать следующим образом:

организации, относящиеся к сфере производства;

организации, относящиеся к сфере реализации;

организации, выполняющие вспомогательные функции (обслуживающие производства);

организации, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

организации, владеющие существенными нематериальными активами.

Для целей последующего выбора метода одновременно рекомендуется классифицировать стороны анализируемой сделки как организации, которые осуществляют основные функции либо несут ключевые риски, и организации, которые осуществляют "рутинные" функции. Стороной сделки, осуществляющей "рутинные" функции, является та сторона, которая не владеет значительными нематериальными активами и не принимает существенных рисков. Важность определения стороны сделки, выполняющей "рутинные" и "нерутинные" функции, заключается в том, что поиск сопоставимых независимых организаций, осуществляющих рутинные функции, является менее сложным и не требует проведения существенных корректировок.

Классификация сторон анализируемой сделки является вспомогательной базой, главным образом, при применении метода сопоставимой рентабельности для выбора сопоставимых организаций и принятия решения о корректировках в целях обеспечения сопоставимости организаций.

Подобный анализ позволяет сделать предварительные выводы о сумме полученных доходов (прибыли) и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности. Очевидно, что организации, осуществляющие "рутинные" функции, имеют стабильные невысокие доходы (прибыль), в связи с тем, что оказываемые ими услуги являются обязательными для осуществления основой деятельности взаимозависимых лиц, входящих в одну группу, и оказываются на постоянной основе.

 

6. Выбор метода ценообразования

 

С учетом результатов, полученных на предыдущих этапах подготовки документации в отношении анализируемой сделки, осуществляется выбор метода (комбинации методов) для определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, согласно пункту 1 статьи 105.7 Кодекса.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 105.7 Кодекса метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам в случае, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 105.10 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 105.10 Кодекса использование метода цены последующей реализации является приоритетным по сравнению с другими методами для определения соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

Применение методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 статьи 105.7 Кодекса, допускается при отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) и, следовательно, невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен либо в случае, если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

В этой связи, необходимо обосновать причины невозможности применения приоритетных методов, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 105.7 Кодекса.

Таким образом, выбор метода осуществляется исходя из характеристик, которым должны отвечать сопоставимые сделки (сопоставимые организации), и применимых общедоступных источников информации. С учетом сущности анализируемой сделки и выводов функционального анализа осуществляется обоснование причин выбора и способа применения метода.

Следует отметить, что контролируемые сделки могут заключаться как на разовой, так и на постоянной основе, либо могут носить длительный характер (более 12 месяцев). В этой связи выбор метода для отдельных видов контролируемых сделок осуществляется также на продолжительный период времени. В таком случае необходимо определить порядок использования источников информации (основные и резервные).

На данном этапе также следует обосновать выбор показателя рентабельности, предусмотренного положениями пункта 5 статьи 105.12 Кодекса, в случае применения метода сопоставимой рентабельности.

 

7. Экономический анализ

 

Экономический анализ включает в себя поиск сопоставимых сделок или сопоставимых организаций (в зависимости от выбранного метода) и расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности). На основании полученных результатов исследования определяется соответствие цен (рентабельности) в анализируемой сделке рыночному интервалу цен или рентабельности.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 105.9 Кодекса интервал рыночных цен определяется на основе имеющейся информации о ценах, примененных в течение анализируемого периода, или информации на ближайшую дату до совершения контролируемой сделки.

Согласно пункту 7 статьи 105.8 Кодекса при расчете интервала рентабельности используется информация, имеющаяся по состоянию на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена контролируемая сделка, либо данные бухгалтерской отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующие календарному году, в котором была совершена анализируемая сделка (либо календарному году, в котором были установлены цены в анализируемой сделке). К такой информации относится информация налогоплательщика о совершенных им сделках с лицами, не являющимися с ним взаимозависимыми.

На этапе экономического анализа, принимая во внимание выбранные источники информации и выводы функционального анализа, осуществляется поиск сделок (организаций), которые должны удовлетворять требованиям сопоставимости. При подготовке документации следует документировать результаты проведенного исследования с указанием на использованные источники информации и показатели, на основании которых сделан вывод о сопоставимости с анализируемой сделкой, с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок (сопоставимых организаций).

После того как поиск сделок (организаций) осуществлен, исключаются сделки (организации), по которым представлено недостаточно информации, и анализируются функции, риски и использованные активы по сделкам (организациям), которые представляются наиболее сопоставимыми.

Согласно пункту 3 статьи 105.5 Кодекса в случае, если коммерческие и (или) финансовые условия сопоставляемых сделок отличаются от коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки, такие сделки могут быть признаны сопоставимыми с анализируемой сделкой, если различия между указанными условиями анализируемой и сопоставляемых сделок не оказывают существенного влияния на их результаты или если такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения соответствующих корректировок к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки.

С учетом выявленных различий осуществляются корректировки в целях обеспечения сопоставимости сделок (организаций) в части коммерческих и (или) финансовых условий сделок согласно положениям, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.5 Кодекса и (или) статьи 105.8 Кодекса, в частности в целях корректировки различий в показателях дебиторской и кредиторской задолженности, товарно-материальных запасов. Корректировки результатов экономического анализа, осуществленные налогоплательщиком, а также их обоснование, подлежат документированию.

Далее на основании полученной выборки сопоставимых сделок (организаций) производится расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке в порядке статьи 105.9 Кодекса (статьи 105.8 Кодекса). На основании полученного интервала рыночных цен (интервала рентабельности) определяется соответствие или несоответствие цен (рентабельности) в контролируемых сделках данному интервалу.

При этом при расчете интервала рыночных цен (интервала рентабельности) следует учитывать особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен, установленные статьей 105.4 Кодекса.

При выявлении отклонения цен (рентабельности) в контролируемых сделках от рассчитанного интервала рыночных цен (интервала рентабельности) производятся корректировки налоговой базы и сумм налога.

Таким образом, результатом проведения исследования на данном этапе является обоснование соответствия цены (рентабельности) в контролируемой сделке рассчитанному интервалу рыночных цен (рыночному интервалу рентабельности) либо обоснование осуществленных корректировок в случае несоответствия рассчитанному интервалу.

Следует отметить, что необходимо сохранять первичную выгрузку при осуществлении поиска сопоставимых цен (организаций), т.к. сведения, содержащиеся в источниках информации, могут подлежать постоянному обновлению. В этой связи возможны существенные различия при осуществлении выгрузки в различные периоды времени (в момент проведения исследования и в момент проведения проверки), например, в числе сопоставимых организаций.

Ежегодный пересмотр результатов экономического анализа следует производить не только исходя из обновления статистических данных ранее отобранных сопоставимых организаций, но и на основании повторного поиска сопоставимых организаций на рынке, в связи с тем, что в течение года не исключена возможность появления на рынке иных сопоставимых организаций, которые не были ранее включены в выборку.

 

8. Документирование

 

Следует отметить, что принятие решения об организации процесса подготовки документации или решения о подготовке документации на проектной основе зависит от объемов и сложности совершаемых контролируемых сделок. При этом необходимо прилагать необходимые усилия по подготовке надлежащей документации.

В зависимости от сложности контролируемой сделки (группы однородных сделок), ее периодичности и в целом осуществляемой деятельности возможен выбор как централизованного, так и децентрализованного подхода к подготовке документации.

Представляется целесообразным организовать процесс подготовки документации, согласно которому может подготавливаться общая часть документации, содержащая отдельные разделы (например, разделы 1, 2 рекомендаций по содержанию документации, приведенные в приложении 1), которые не требуется обновлять при условии отсутствия существенных изменений на рынке (в сфере деятельности) и при сохранении существенных условий контролируемых сделок. При этом в рамках остальных разделов необходимо на ежегодной основе осуществлять те же этапы анализа с целью обеспечения достоверности и полноты представляемой информации в документации.

Для своевременной подготовки документации согласно рекомендуемым разделам, приведенным в приложении 1, необходимо документировать результаты, полученные по итогам рекомендуемых этапов подготовки документации, непосредственно при выполнении соответствующих исследований. При этом важнейшими элементами являются анализ сферы деятельности сторон анализируемой сделки, функциональный, экономический анализ и выбор метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, с указанием на использованные источники, критерии сопоставимости и иные факторы сопоставимости, имеющие значение при проведении исследования. Для этого следует подготовить копии соответствующих документов, осуществить описание порядка выполнения того или иного этапа подготовки, произвести выгрузки из баз данных в формате, предназначенном для хранения, и совершить иные действия, направленные на документирование результатов проведения исследования. Необходимо должным образом подготовить документальные результаты применения выбранного метода, в том числе осуществленные выборки сделок (организаций), с описанием факторов сопоставимости, которые использовались при анализе, произведенные расчеты, бухгалтерскую отчетность сопоставимых организаций.

Следует отметить возможность подготовки одной документации по долгосрочным договорам (более 1 года) без ежегодного обновления в случае, если существенные условия таких долгосрочных сделок остаются неизменными в течение всего срока действия договора, и для осуществления которых, в том числе, привлекается финансирование с условием сохранения процентной ставки при соблюдении условий договоров.

 

9. Внедрение и мониторинг.

 

Согласно пункту 1 статьи 105.15 Кодекса налогоплательщик обязан составлять и представлять документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) по требованию ФНС России, но не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

С целью обеспечения стабильности применения выбранной методологии по контролируемой сделке и актуальности предоставляемых сведений документация должна пересматриваться на ежегодной основе, что также подразумевает организацию специального процесса.

В целях обеспечения сохранности документации, предусмотренной статьей 105.15 Кодекса, необходимо руководствоваться подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса, согласно которому следует в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.