19.12.2010 в Ямало-Ненецком автономном округе произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24655, эксплуатировавшегося обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Авиакомпания "Ямал".
При выполнении полета по маршруту Лабытнанги - площадка "267 км" на борту вертолета кроме трех членов экипажа находились 15 пассажиров и 1214 кг груза. Взлетная масса и центровка вертолета не выходили за установленные ограничения.
Заход на посадку на площадке "267 км" выполнялся над тундрой, покрытой снежным покровом, в условиях полярных сумерек (через 50 минут после рассвета). Посадочная площадка была оборудована светосигнальными огнями и имела бетонное покрытие размерами 20 на 24 метра. Минимум площадки для полетов ночью и в сумерках: высота нижней границы облачности 450 метров, дальность горизонтальной видимости 4000 метров.
Учитывая, что на регистраторе САРПП-12Д1М запись параметрической информации не сохранилась, анализ действий экипажа вертолета производился с использованием записей бортового магнитофона МС-61.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы вертолета Ми-8Т RA-24655 (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что пилотирование при посадке осуществлял командир вертолета.
В процессе захода на посадку командир вертолета и второй пилот доложили о наблюдении площадки, что свидетельствовало об установлении ими визуального контакта с огнями на площадке. После срабатывания сигнализации заданной высоты на радиовысотомере, бортмеханик доложил: "Высота 80, скорость 60", при этом командир вертолета принял решение о посадке. Через две секунды после этого, на высоте 50 метров, сработал речевой информатор об обледенении, что свидетельствовало о попадании вертолета в слой атмосферы с максимальной относительной влажностью воздуха, что характерно для туманов в зимний период.
О наличии тумана в районе площадки "267 км" также свидетельствовали полученные в ходе работы комиссии по расследованию показания второго пилота и бортмеханика вертолета, а также экипажей других вертолетов, выполнявших полеты в районе площадки после авиационного происшествия.
Прогноз по площади, на которой располагается площадка "267 км", предусматривал видимость 5000 метров, слабый снег, разбросанную облачность (3 - 4 октанта) на высоте 450 метров, значительную высокослоистую облачность (5 -7 октантов) на высоте 2000 метров. Временами прогнозировалась видимость 2000 метров, незначительная (1-2 октанта) разорванно-кучевая облачность на высоте 180 метров. Приземный туман не прогнозировался. Комиссией по расследованию был сделан вывод о том, что прогноз не оправдался.
В процессе дальнейшего снижения, на высоте 30-40 метров, экипаж потерял визуальный контакт с огнями. Комиссией по расследованию был сделан вывод о том, что в нарушение требований подпункта 3.33.4 и пункта 3.90 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, командир вертолета не перешел на пилотирование по приборам и не принял своевременного решения об уходе на второй круг.
В дальнейшем, после информации бортмеханика: "Тангаж" и "Уходим", командир вертолета излишне энергично отклонил ручку управления циклическим шагом от себя, что в условиях недостаточной высоты привело к преждевременному снижению и первому грубому приземлению на переднюю опору шасси. После отделения от поверхности земли вертолет повторно грубо приземлился на правую основную опору шасси, при этом произошло столкновение лопастей несущего винта с кабиной экипажа.
В результате авиационного происшествия командир вертолета погиб, пять пассажиров и два члена экипажа получили незначительные травмы.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной катастрофы вертолета Ми-8Т RA-24655 при выполнении захода на посадку явилось непринятие экипажем своевременного решения об уходе на второй круг при потере визуального контакта с посадочной площадкой из-за попадания вертолета в непрогнозируемые метеоусловия (по видимости и опасному явлению погоды - приземному туману), исключающие визуальное пилотирование, что привело к грубому приземлению вертолета в управляемом полете на удалении 380 метров от посадочной площадки, его разрушению и гибели командира воздушного судна".
По результатам расследования был отмечен ряд недостатков, не оказавших непосредственного влияния на исход полета, по отрицательно влияющих на безопасность полетов в целом.
При грубом приземлении не произошло автоматического срабатывания аварийного радиомаяка. Бортмеханик вертолета при включении аварийного радиомаяка АРМ-406П не установил его антенну в рабочее положение (не переставил антенну из технологического положения в разъем для передачи сигнала), вследствие чего радиомаяк не передавал сигналы бедствия на искусственный спутник Земли.
По заключению комиссии по расследованию, поисково-спасательные работы были начаты несвоевременно, при этом для организации поисково-спасательных работ не использовался дежуривший на аэродроме Мыс Каменный поисково-спасательный вертолет.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. до 25.09.2011 довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации;
1.2. провести анализ состояния метеорологического обеспечения полетов на территории деятельности, обратив особое внимание на достаточность сети метеорологических наблюдений в районах полетов, необходимость организации метеорологических наблюдений на часто используемых посадочных площадках, а также на качество технической и технологической организации передачи оперативной метеорологической информации от синоптика экипажу воздушного судна и от экипажа воздушного судна синоптику. По результатам анализа подготовить рекомендации организациям, обеспечивающим и выполняющим полеты на территории деятельности, и до 01.12.2011 проинформировать о принятых мерах Управление организации использования воздушного пространства Росавиации;
1.3. организовать изучение недостатков при поисково-спасательном обеспечении полета вертолета Ми-8Т RA-24655 с авиационным персоналом органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания;
1.4. поиск и спасание пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, организовывать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере авиационно-космического поиска и спасания, обратив особое внимание на выполнение требований пункта 26 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 N 530.
2. Рекомендовать руководителям авиационных предприятий:
2.1. до 01.10.2011 изучить с летным составом, персоналом по обслуживанию воздушного движения и метеорологическому обеспечению полетов обстоятельства и причину авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-24655 OOO "Авиакомпания "Ямал". Обратить внимание летного состава на требования пункта 3.90 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, а также на предусмотренную нормативными правовыми актами Российской Федерации ответственность за нарушение установленных правил полетов;
2.2. до 01.10.2011 провести занятия с летным составом самолетов (с максимальной взлетной массой менее 10 тонн) и вертолетов по изучению правил включения автоматического переносного радиомаяка АРМ-406ПМ в случае его автоматического несрабатывания;
2.3. при подготовке к полетам в осенне-зимний период рассмотреть вопрос о включении в программы подготовки на тренажерах летного состава вертолетов выполнение упражнений по уходу на второй круг при внезапном ухудшении видимости на высоте 30-40 метров.
3. Руководителю Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации П.Я. Медведеву и начальнику Межрегионального управления Росавиации по организации воздушного движения и авиационно-космического поиска и спасания в Уральском федеральном округе А.Н. Шулепову до 25.09.2011 представить в Росавиацию доклады о принятых мерах по результатам расследования катастрофы вертолета Ми-8Т RA-24655.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 5 сентября 2011 г. N 528 "Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-8Т RA-24655"
Текст приказа официально опубликован не был