Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями по вопросу учета в целях налогообложения прибыли сумм страховых взносов, уплаченных белорусской организацией в отношении сотрудников временно пребывающих в Российской Федерации, для работы в постоянном представительстве, с учетом согласованной позиции с Министерством финансов Российской Федерации как компетентного органа для целей применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение), сообщает следующее.
Налогообложение прибыли иностранной организации, осуществляющей свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, осуществляется в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), с учетом положений международных договоров об избежании двойного налогообложения.
Согласно статье 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранной организации, осуществляющей свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается прибыль, которая определяется как полученный через это постоянное представительство доход, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительствам расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Поскольку российским законодательством не предусмотрено право на пенсионное и социальное страхование, а также получение пособий по временной нетрудоспособности для иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, белорусское предприятие страхует сотрудников, направляемых в Российскую Федерацию для работы в постоянном представительстве, в системе пенсионного страхования и социального страхования в Республике Беларусь.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Соглашения при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В свою очередь, документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Согласно нормам подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам относятся также другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
В соответствии с пунктом 9 статьи 307 Кодекса, если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с Кодексом или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков. Вышеуказанные обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций представительство белорусской организации вправе учесть в расходах указанные страховые выплаты, уплаченные в соответствии с законодательством Республики Беларусь головной организацией и переданные российскому представительству на основании пункта 3статьи 7 Соглашения, статьи 252, подпункта 49 пункта 1 статьи 264 и пункта 9 статьи 307 Кодекса.
Советник |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.