• ДОКУМЕНТ

Раздел 6. Социальные, экономические и экологические последствия реализации программы, общая оценка вклада программы в достижение стратегической цели, оценка рисков ее реализации

Раздел 6. Социальные, экономические и экологические последствия реализации программы, общая оценка вклада программы в достижение стратегической цели, оценка рисков ее реализации

 

6.1. Социальные, экономические и экологические последствия реализации программы

 

Основой методологии обоснования социально-экономической и экологической эффективности реализации программы являются методы экономического и социально-экологического подхода, позволяющие описать и систематизировать совокупность природных процессов с учетом конкретной хозяйственной деятельности.

Бюджетная эффективность формируется за счет косвенных и прямых налогов (налог на добавленную стоимость, земельный налог, единый социальный налог, налог на доходы с физических лиц, налоги, поступающие от строительных и других организаций).

Общественная эффективность формируется за счет прироста прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей, налогов, поступающих во все уровни бюджетной системы, прибыли, получаемой отраслями перерабатывающей промышленности.

Экологическая эффективность проявляется как результат восстановления и сохранения плодородия почв и дополнительного вовлечения бросовых земель в сельскохозяйственное использование.

При осуществлении мероприятий программы решаются вопросы и социального характера, в том числе занятости населения. Эффективность в этом случае определяется путем экономической оценки трудовых ресурсов и численности работников, вовлекаемых в производственный процесс в результате проведения мероприятий.

Экономико-экологическая эффективность инвестиций при реализации программы определяется сопоставлением планируемых затрат с величиной предотвращенного экологического ущерба.

Развитие производства и переработки зерна кукурузы должно быть направлено на достижение компромиссов между социально-экономическими целями общества и устойчивостью экосистемы, с переводом эколого-экономической системы при антропогенных воздействиях на новый качественный уровень.

6.2. Общая оценка вклада программы в достижение стратегической цели

 

Реализация Программы будет способствовать достижению стратегической цели Минсельхоза России "Повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства" и решению тактической задачи "Развитие приоритетных отраслей растениеводства".

Количественным показателем, отражающим уровень достижения тактической задачи Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, является валовой сбор зерна кукурузы, представленный в таблице 7.

 

Таблица 7

 

Перспективные показатели производства зерна кукурузы в Российской Федерации

 

Показатели

Единица измерения

Годы

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Площадь посева

тыс. га

1864,9

1924,6

1981,5

Урожайность (зачетный вес)

ц/га

41,6

43,0

44,3

Валовой сбор зерна кукурузы (зачетный вес)

тыс. т

7750,1

8270,4

8785,4

 

Реализация программы позволит создать технические и технологические условия для увеличения объемов и ассортимента производимой продукции, внедрения новых научно-обоснованных, экологически безопасных технологий, позволяющих снизить издержки производства и улучшить качество производимой продукции.

Достижение целей программы позволит создать необходимые предпосылки для стимулирования развития сырьевой отрасли и крахмалопаточной промышленности, повышения эффективности сельскохозяйственной отрасли в целом, и дальнейшего развития подотрасли растениеводства в частности.

 

Таблица 8

 

Показатели, характеризующие уровень влияния программы на достижение стратегической цели Минсельхоза России

 

Основные показатели

Единица измерения

Плановый период по годам:

2013

2014

2015

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

%

102

102,9

102,8

Индекс производства зерна кукурузы

%

118

120

118

Индекс производства кукурузного крахмала и глюкозо-фруктозных сиропов

%

109

115

115

 

Программа предусматривает увеличение производства зерна кукурузы к 2015 г. до 8785,4 тыс. тонн, площади посева кукурузы на зерно до 1981,5 тыс. га, что будет способствовать созданию реальных предпосылок для улучшения существующей системы растениеводства основных земледельческих регионов Российской Федерации и создания надежного рынка сбыта произведенного высокобелкового сырья.

Увеличение производства кукурузы возможно как за счет замещения других полевых культур в структуре посевных площадей, так и за счет применения технологий, способствующих увеличению урожайности культуры. Наиболее вероятным результатом реализации данной программы станет пропорциональное сокращение доли фуражных зерновых культур в структуре посевных площадей регионов со сложившейся зерновой монокультурой, а также неиспользуемых кормовых угодий.

6.3. Оценка рисков реализации программы

 

В процессе проведения мероприятий, направленных на осуществление программы, возможны риски внешнего характера, не поддающиеся управлению в рамках программы.

К основным рискам можно отнести:

- значительное отклонение природно-климатических условий от нормы;

- зависимость экономики страны от мировых цен на нефть и другие риски макроэкономического характера.

К внутренним рискам реализации программы относится:

- риск в сфере сбыта зерна кукурузы и продукции из него. Принимая во внимание современные тенденции развития сельского хозяйства, возрастающую значимость кукурузы в мировом сельскохозяйственном производстве, а также необходимость диверсификации аграрного сектора российской экономики, можно утверждать, что государственное стимулирование производства кукурузы на зерно следует рассматривать как инструмент для масштабных изменений в аграрном секторе экономики, позволяющий повысить эффективность растениеводства в целом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.