В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633), Приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности", а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр" (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2009 г. N 15837) (далее - нормативный акт, Административный регламент - соответственно) и сообщает следующее.
В ходе проведения экспертизы нормативного акта в период с 16 апреля 2012 г. по 16 мая 2012 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.
Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт, и (или) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (далее - разработчик), а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Консультативный совет по иностранным инвестициям письмами от 28 апреля N Д26и-1387 и от 7 июня 2012 г. N Д26и-1634.
По результатам публичных консультаций был получен ряд замечаний и предложений от субъектов предпринимательской и иной деятельности. Результаты проведения публичных консультаций представлены в Справке о результатах публичных консультаций (Приложение 1 к настоящему заключению).
В Справку о результатах публичных консультаций к нормативному акту вошли замечания, не обоснованные в достаточной мере для включения их в настоящее заключение, а также конкретные предложения участников публичных консультаций по оптимизации действующего законодательства, которые не были поддержаны в рамках настоящего заключения.
Для проведения экспертного исследования положений нормативного акта была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в Приложении 2 к настоящему заключению).
Ответ разработчика на запрос о представлении информации на дату окончания проведения экспертизы нормативного акта представлен не был.
Проект заключения об экспертизе нормативного акта был направлен представителям предпринимательского сообщества для проведения дополнительного обсуждения в срок с 25.05.2012 до 25.06.2012.
Поступившие в Министерство экономического развития Российской Федерации в установленный срок замечания носят редакционный характер.
По результатам изучения позиций заинтересованных сторон в Минэкономразвития России 25 мая 2012 г. проведено совещание, на которое были приглашены представители экспертной группы.
В совещании приняли участие представители Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ООО "Деловая Россия".
1. Общее описание рассматриваемого регулирования
Нормативный акт был разработан в целях установления единообразного подхода к порядку лицензирования деятельности по использованию недр.
Административным регламентом определяются последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по:
- осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами;
- осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр;
- осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр;
- осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
1.1. Лицензия на пользование недрами
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 декабря 1992 г. N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
1.2. Круг заинтересованных лиц
Согласно пункту 5 главы I Административного регламента заявителями могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.
2. Замечания по положениям нормативного акта
2.1. Согласно подпункту 5 пункта 39 Административного регламента к заявке на внесение изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами должны прилагаться копии актов проверок, проведенных Росприроднадзором (его территориальным органом) или иными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), за последние три года, предшествующие подаче заявки на внесение изменений и дополнений, а также выданные ими предписания (уведомления).
По мнению субъектов предпринимательской деятельности, данное требование не всегда может быть выполнено на практике. В частности, у недропользователя могут отсутствовать копии актов проверок по причине того, что соответствующие плановые проверки в течение последних трех лет Росприроднадзором не проводились. Вместе с тем обращения недропользователя с просьбой провести внеплановую проверку не могут быть реализованы из-за отсутствия законодательных оснований для проведения таких проверок.
В результате по причинам, не зависящим от недропользователя, создается риск невозможности внесения изменений и дополнений в лицензии (в частности по срокам пользования недрами, объемам добываемого сырья).
Оценок возможных издержек (как материального, так и административного характера), понесенных недропользователями вследствие указанного административного барьера, либо данных о количестве случаев отказа Роснедр в исполнении государственной функции по внесению изменений и дополнений в лицензии по причине отсутствия актов проверок в рамках публичного консультаций по нормативному акту представлено не было.
Предложения, поступившие от субъектов предпринимательской деятельности, о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты в целях оптимизации указанной области отношений представлены в Справке о результатах публичных консультаций.
2.2. Пунктом 74 Административного регламента предусматривается возможность Роснедр или его территориальных органов запрашивать у заявителя дополнительные материалы, подтверждающие достоверность данных, изложенных в его заявке на переоформление лицензии.
Между тем в рамках нормативного акта содержание и состав таких дополнительных материалов не установлен, что, по мнению субъектов предпринимательской деятельности, приводит к риску избирательного правоприменения в отношении недропользователей. В этой связи представляется необходимым установление в рамках Административного регламента исчерпывающего перечня прилагаемых к заявлению материалов, которые должны быть представлены недропользователем.
В рамках публичных консультаций не были предоставлены сведения, указывающие на факты избирательного правоприменения данной нормы, либо факты создания избыточных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности. Однако, принимая во внимание неопределенность установленной формулировки и возможность ее широкого токования, считаем необходимым привести указанное положение к форме, исключающей возможность избирательного правоприменения.
3. Выводы по итогам проведения экспертизы нормативного акта
По результатам экспертизы нормативного акта выявлены положения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. В соответствии с пункта# 3 Постановления N 633 Министерство экономического развития Российской Федерации считает необходимым внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложения о необходимости внесения в отдельные положения нормативного акта изменений, направленных на:
- исключение обязанности по предоставлению акта проверок Росприроднадзора за последние 3 года при внесении изменений и дополнений в лицензию в тех случаях, когда такая проверка не проводилась;
- установление исчерпывающего перечня материалов, представляемых недропользователем в Роснедра при подаче заявки на переоформление лицензии.
Дополнительно отмечаем, что разработчику следует проанализировать замечания бизнес-сообщества, не включенные в настоящее заключение, а также предложения субъектов предпринимательской деятельности, направленные на оптимизацию отдельных положений нормативного акта, представленные в Справке о результатах публичных консультаций.
Приложение на 6 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ от 10 сентября 2012 г. "Об экспертизе приказа Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов"
Текст заключения официально опубликован не был