Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 53-АПГ12-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Анишиной В.И.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений пункта 5 подраздела 2.3.3 раздела 2.3 и пункта 1 подраздела 2.3.6 раздела 2.3 долгосрочной целевой программы "Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации" на 2011-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 26 октября 2010 г. N 523-П, по апелляционным жалобам министерства строительства и архитектуры Красноярского края и Правительства Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 16 апреля 2012 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей министерства строительства и архитектуры Красноярского края Бабинцевой Н.А. и Афанасьева А.П., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Красноярского края от 26 октября 2010 г. N 523-П, которое было опубликовано в изданиях "Наш Красноярский край" 9 ноября 2010 г., N 81 и "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" - 15 ноября 2010 г., N 56 (427), утверждена долгосрочная целевая программа "Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации" на 2011-2020 годы (далее - Краевая программа).
Пунктом 5 подраздела 2.3.3 раздела 2.3 Краевой программы установлено, что в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи занимаемого жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, размер социальной выплаты уменьшается на стоимость жилого помещения, указанную в договоре отчуждения жилого помещения, либо на расчётную стоимость жилого помещения, определяемую как произведение общей площади отчуждённого жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, определённой органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, но не более средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Красноярскому краю, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации на дату расчёта размера социальной выплаты.
Согласно пункту 1 подраздела 2.3.6 раздела 2.3 Краевой программы предоставление социальной выплаты участнику программы осуществляется при условии безвозмездной передачи им и членами его семьи, с учётом которых осуществляется расчёт размера социальной выплаты, одного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или занимаемого на основании договора социального найма, в котором участник программы и члены его семьи состояли на регистрационном учёте на момент обращения с заявлением об участии в программе, в собственность соответствующего муниципального образования и (или) расторжения договоров социального и (или) коммерческого найма.
Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 5 подраздела 2.3.3 раздела 2.3 Краевой программы в части слов "либо на расчётную стоимость жилого помещения, определяемую как произведение общей площади отчуждённого жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, определённой органом самоуправления по месту жительства гражданина, но не более средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Красноярскому краю, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации на дату расчёта размера социальной выплаты" и пункта 1 подраздела 2.3.6 раздела 2.3 программы в части слов "одного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности".
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что оспариваемые нормы противоречат статье 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и приложению N 10 к Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Решением Красноярского краевого суда от 16 апреля 2012 г. заявленные прокурором Красноярского края требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах министерство строительства и архитектуры Красноярского края и Правительство Красноярского края ставят вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что вопросы социального обеспечения населения относятся к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, что означает право субъектов устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан за счёт средств бюджета субъекта.
Также полагают, что в силу положений пункта 3 приложения N 10 к Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, порядок осуществления социальных выплат устанавливается нормативными актами субъекта с учётом положений Федерального закона, а не в полном соответствии с ним.
Относительно апелляционных жалоб прокурором Красноярского края поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании пунктов "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Федеральная программа).
Согласно пункту 3 приложения N 10 к Федеральной программе порядок осуществления социальных выплат переселяемым гражданам, проживающим в гг. Норильске и Дудинке, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края с учётом положений Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (пункт 3 приложения N 10 к Федеральной программе).
Статьёй 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусмотрено, что условием выдачи государственного жилищного сертификата является отчуждение в государственную или муниципальную собственность всех жилых помещений, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.
Суд первой инстанции, сопоставив приведённые нормы федерального законодательства с оспариваемыми прокурором положениями, сделал правильный вывод об установлении субъектом Российской Федерации иных условий предоставления жилищных субсидий, чем предусмотрено названными федеральными нормативными правовыми актами.
При таком положении следует согласиться с выводом суда первой инстанции о признании оспариваемых положений Краевой программы противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционных жалоб о том, что установление таких мер социальной поддержки в Краевой программы является дополнительной социальной помощью, осуществляемой за счёт средств краевого бюджета, нельзя признать состоятельными.
В соответствии с абзацем 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Между тем, как следует из Краевой программы, её финансирование осуществляется за счёт средств федерального, краевого и местных бюджетов, безвозмездных поступлений ОАО "ГМК "Норильский Никель".
В соответствии с пунктом 2 приложения N 10 к Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, субсидия предоставляется на софинансирование мероприятий долгосрочной целевой программы Красноярского края, предусматривающих осуществление социальных выплат гражданам, проживающим в гг. Норильске и Дудинке (Красноярский край), имеющим право на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в целях переселения в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трёх лет (пункты 1, 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует из содержания пунктов 14, 15, 16 и 17 приложения N 10 к Федеральной программе, федеральные органы исполнительной власти контролируют использование предоставленных субсидий: не использованный в текущем финансовом году остаток субсидии может быть использован Красноярским краем в очередном финансовом году на те же цели при наличии соответствующего решения Министерства регионального развития Российской Федерации; в случае несоблюдения высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края условий предоставления субсидии перечисление субсидии приостанавливается Министерством финансов Российской Федерации в установленном им порядке; если в отчётном финансовом году Красноярским краем неэффективно использована субсидия, размер субсидии, предусмотренной бюджету Красноярского края на следующий финансовый год, подлежит сокращению на 1 процент за каждое недостигнутое значение показателя результативности предоставления субсидии; субсидия в случае её нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В приложении 6 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" указано, что Министерству регионального развития Российской Федерации для субсидирования мероприятий по переселению граждан, проживающих в городах Норильск и Дудинка, и модернизации коммунальной инфраструктуры города Норильска из средств федерального бюджета выделено 830000000 рублей.
Согласно первому разделу Краевой программы общий объём финансирования программы составляет 18882000,0 тыс. руб., в том числе за счёт средств федерального бюджета 8651000,0 тыс. руб.
Приведённые положения свидетельствуют о том, что оказание мер социальной поддержки в рамках Краевой программы для приобретения жилья гражданам, выезжающим из г. Норильска и г. Дудинки, фактически осуществляется Красноярским краем на условиях долевого финансирования с Российской Федерацией путём целевой передачи финансовых средств в виде субсидий из федерального бюджета в бюджет края.
При таком положении вывод суда первой инстанции о том, что Краевая программа, исполнение которой финансируется в определённой доле за счёт федерального бюджета, должна соответствовать федеральному законодательству, регулирующему предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является правильным.
Иные доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права и не являются основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 16 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы министерства строительства и архитектуры Красноярского края Правительства Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Анишина В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 53-АПГ12-8
Текст определения официально опубликован не был