Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54764-2011
"Лифты и эскалаторы. Энергетическая эффективность"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 952-ст)
Lifts and escalators. Energy efficiency
Дата введения - 1 июля 2012 г.
Введен впервые
Приказом Росстандарта от 5 июня 2015 г. N 562-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2016 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ Р 56420.3-2015 (ИСО 25745-3:2015) для добровольного применения в РФ
Приказом Росстандарта от 5 июня 2015 г. N 561-ст взамен настоящего ГОСТа в части расчета энергопотребления и классификации энергетической эффективности лифтов с 1 января 2016 г. введен в действие ГОСТ Р 56420.2-2015 (ИСО 25745-2:2015) для добровольного применения в РФ
Приказом Росстандарта от 5 июня 2015 г. N 560-ст взамен настоящего ГОСТа в части методов измерений и контрольных проверок с 1 января 2016 г. введен в действие ГОСТ Р 56420.1-2015 (ИСО 25745-1:2012) для добровольного применения в РФ
Введение
Целью разработки настоящего стандарта является установка нормативных требований по определению и оценке энергопотребления лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров, а также классификации энергетической эффективности лифтов, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1222 содержит требование о включении в техническую документацию на лифты, предназначенные для перевозки пассажиров, информацию о классе энергетической эффективности лифтов, гармонизации правил определения энергетической эффективности лифта с европейскими стандартами в этой области.
В связи с тем что европейские стандарты в этой области отсутствуют, а в рамках ИСО разработан только проект международного стандарта ИСО 25745 "Энергетические характеристики лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров. Часть 1. Измерение и оценка энергопотребления", настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений проекта международного стандарта ИСО 25745 и руководства германского общества инженеров VDI 4707, часть 1 "Лифты. Энергетическая эффективность".
Руководство VDI 4707 широко применяется в Европе и других странах для определения классов энергетической эффективности лифтов, а также учитывалось при разработке проекта международного стандарта ИСО 25745.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на лифты и эскалаторы и устанавливает методы измерения и оценки энергопотребления лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров, методы определения класса энергетической эффективности лифтов.
Настоящий стандарт распространяется на новые лифты, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации.
Настоящий стандарт может быть использован для оценки энергопотребления вводимых в эксплуатацию лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров и при оценке энергетической эффективности жилищного фонда, зданий и сооружений, в которых установлены лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры.
Настоящий стандарт может быть использован для оценки повышения энергетической эффективности при модернизации, замене отработавших назначенный срок службы лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке
ГОСТ Р 54764-2011 Лифты и эскалаторы. Энергетическая эффективность
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53780, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 базовый цикл движения лифта: Цикл движения кабины лифта между крайними нижней и верхней остановками на заданную высоту, используемый для определения энергопотребления лифта в режиме движения.
3.2 вспомогательное оборудование: Оборудование, выполняющее вспомогательные функции - освещение, вентиляцию, обогрев, аварийную сигнализацию, аварийную подачу электропитания.
3.3 класс энергетической эффективности: Характеристика лифта, отражающая его энергетическую эффективность.
3.4 класс энергопотребления лифта в режиме движения: Уровень удельного энергопотребления в режиме движения, устанавливаемый в разделенном на 7 классов диапазоне от минимального (класс А) до максимального (класс G) энергопотребления.
3.5 класс энергопотребления лифта в режиме ожидания: Уровень энергопотребления в режиме ожидания, устанавливаемый в разделенном на 7 классов диапазоне от минимального (класс А) до максимального (класс G) энергопотребления.
3.6 режим ожидания пуска эскалатора, пассажирского конвейера: Режим, в котором эскалатор или пассажирский конвейер включен и находится в готовности к пуску обслуживающим персоналом или автоматически при подходе пассажира.
3.7 режим движения лифта: Состояние, при котором лифт выполняет команды системы управления на движение, остановку, открывание и закрывание дверей кабины.
3.8 режим движения эскалатора, пассажирского конвейера: Режим, в котором эскалатор или пассажирский конвейер движется на номинальной скорости без пассажиров, на ремонтной скорости или на скорости ожидания пассажира.
3.9 режим ожидания лифта: Состояние, при котором кабина лифта с закрытыми дверями находится на этаже, лифт включен и готов к немедленному пуску по команде системы управления.
3.10 режим ожидания эскалатора, пассажирского конвейера: Режим, в котором эскалатор или пассажирский конвейер включены и находятся в готовности к пуску обслуживающим персоналом.
3.11 удельное энергопотребление лифта: Энергопотребление, деленное на номинальную грузоподъемность и путь, проходимый кабиной лифта.
3.12 удельное энергопотребление эскалатора, пассажирского конвейера: Энергопотребление, расходуемое для перемещения одного пассажира на расстояние 1 м по вертикали или горизонтали.
3.13 энергопотребление: Потребление энергии за определенный период времени.
3.14 энергопотребление в режиме движения: Энергопотребление всеми частями лифта, эскалатора, пассажирского конвейера в режиме движения.
3.15 энергопотребление в режиме ожидания: Энергопотребление тех частей лифта, эскалатора, пассажирского конвейера, которые находятся под электрическим напряжением в режиме ожидания и обеспечивают готовность к выполнению команды системы управления.
3.16 энергопотребление лифта, эскалатора, пассажирского конвейера: Потребление энергии непосредственно оборудованием лифта, эскалатора, пассажирского конвейера.
3.17 энергопотребление лифтовой установки, установки эскалаторной, пассажирского конвейера: Суммарное потребление энергии непосредственно указанным оборудованием и потребление энергии на освещение, вентиляцию, охлаждение/отопление помещений здания, в котором размещается указанное оборудование (шахта, машинное помещение, тоннель и т.п.).
3.18 этикетка энергоэффективности лифта: Документ, содержащий основные показатели энергоэффективности лифта, выпускаемого в обращение.
4 Общие положения
4.1 Лифты, производимые на территории Российской Федерации, а также импортируемые в Российскую Федерацию, в прилагаемой к ним технической документации, должны содержать в своей маркировке информацию о классе их энергетической эффективности.
4.2 Определение класса энергетической эффективности лифтов осуществляется производителем, импортером в соответствии с настоящим стандартом, на основе следующих принципов:
- определение значений показателей энергопотребления, используемых при установлении класса энергетической эффективности лифта;
- гармонизация значений показателей энергопотребления, используемых при установлении класса энергетической эффективности лифта, с действующими европейскими нормативными документами по установлению классов энергетической эффективности лифтов;
- применение следующих обозначений для классов энергетической эффективности лифтов - А, B, C, D, E, F, G.
Применение класса А для обозначения лифтов с наибольшей энергетической эффективностью, класса G - для обозначения лифтов с наименьшей энергетической эффективностью;
- обеспечение единого подхода к процедурам определения классов энергетической эффективности, включая проведение измерений по определению показателей энергопотребления и оформлению документов о результатах.
4.3 Значения показателей энергопотребления и классов энергетической эффективности лифтов определяются на основе измерений и расчетов для одиночного лифта.
Влияние системы группового управления лифтами не учитывается.
4.4 В настоящем стандарте не рассматривается энергопотребление, не связанное непосредственно с лифтовым оборудованием, в том числе энергопотребление на:
- освещение шахты лифта;
- освещение машинного помещения;
- отопление/охлаждение шахты лифта;
- отопление/охлаждение машинного помещения;
- вентиляция шахты;
- другие особенности здания, в котором установлены лифты.
4.5 Энергопотребление вспомогательного оборудования эскалаторов, пассажирских конвейеров включает в себя энергопотребление:
- на освещение (за исключением подсветки входных площадок);
- на обогрев и вентиляцию;
- устройств аварийного энергоснабжения;
- других устройств - потребителей энергии в установке эскалаторов, пассажирских конвейеров.
5 Определение показателей энергопотребления лифтов
5.1 Энергопотребление лифта включает в себя энергопотребление в режиме движения и в режиме ожидания.
5.2 Потребляемая мощность в режиме ожидания определяется непосредственно измерением на лифте.
Методы измерений потребляемой мощности в режиме ожидания приведены в приложении А.
5.3 По результатам определения потребляемой мощности в режиме ожидания устанавливается класс энергопотребления в режиме ожидания в соответствии с таблицей 1 [1].
Таблица 1 - Классы потребляемой мощности лифта в режиме ожидания
Мощность, Вт |
>1600 |
||||||
Класс |
А |
В |
С |
D |
Е |
F |
G |
5.4 Энергопотребление в режиме движения определяется непосредственно измерением на лифте.
5.5 Измерения производятся при осуществлении базового цикла движения, включающего в себя следующие этапы:
1) исходное положение для базового цикла - кабина лифта без груза с открытыми дверями кабины и шахты находится на крайней нижней остановке;
2) двери кабины и шахты закрываются;
3) кабина лифта без остановок движется вверх до крайней верхней остановки;
4) кабина лифта останавливается на крайней верхней остановке, двери кабины и шахты открываются и сразу же закрываются;
5) кабина лифта без остановок движется вниз до крайней нижней остановки;
6) кабина лифта останавливается на крайней нижней остановке, двери кабины и шахты открываются.
Методы измерений энергопотребления лифта в режиме движения приведены в приложении А.
5.6 С учетом величины энергопотребления лифта в режиме движения для базового цикла и коэффициентов, учитывающих загрузку кабины лифта, определяется величина удельного энергопотребления лифта в режиме движения по формуле (1) [1]:
, (1)
где - величина удельного энергопотребления лифта в режиме движения, ;
- энергопотребление лифта в режиме движения, измеренное в базовом цикле, ;
- номинальная грузоподъемность лифта, кг;
- высота подъема кабины лифта в базовом цикле, м;
K - коэффициент, учитывающий конструкцию лифта,
K=0,7 - для лифтов с канатоведущим шкивом и противовесом, уравновешивающим массу кабины и от 40% до 50% номинальной грузоподъемности лифта,
K=1,2 - для лифтов без противовеса или с противовесом, уравновешивающим до 30% массы кабины лифта.
5.7 Класс энергопотребления лифта в режиме движения устанавливается в зависимости от величины удельного энергопотребления в режиме движения в соответствии с таблицей 2 [1].
Таблица 2 - Классы энергопотребления лифта в режиме движения
Удельное энергопотребление, |
>4,20 |
||||||
Класс |
А |
В |
С |
D |
Е |
F |
G |
6 Определение класса энергетической эффективности лифтов, выпускаемых в обращение
6.1 Класс энергетической эффективности лифта определяется в зависимости от величины общего удельного энергопотребления лифта () в режимах движения () и ожидания () с учетом режима использования лифта в течение суток:
, (2)
, (3)
где - результат измерения потребляемой мощности в режиме ожидания, Вт;
- время нахождения лифта в режиме ожидания в течение суток, ч;
- время нахождения лифта в режиме движения в течение суток, ч;
- номинальная скорость движения кабины лифта, м/с;
- номинальная грузоподъемность лифта, кг.
6.2 Режим использования лифта в течение суток характеризуется временем нахождения лифта в режимах ожидания и движения в течение суток.
Факторами, влияющими на режим использования лифта, являются:
- назначение здания;
- назначение лифта;
- величина пассажиропотоков в здании;
- число обслуживаемых лифтом этажей;
- высота здания;
- число и параметры лифтов.
Энергетическая эффективность лифтов для каждого режима использования лифтов в здании будет различной.
Для обеспечения возможности сопоставления энергетической эффективности лифтов различных конструкций, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, т. е. до их установки на объектах эксплуатации, принимается следующий стандартный режим использования лифтов в течение суток:
ч;
ч.
Высота подъема кабины лифта при осуществлении базового цикла также принимается стандартной:
м.
Фактическая высота подъема лифта на месте установки для реализации базового цикла может отличаться от принятой стандартной высоты подъема 25 м.
Для приведения к стандартной высоте подъема 25 м применяются следующие формулы:
, при , (4)
, при , (5)
где - энергопотребление лифта в режиме движения, измеренное в базовом цикле;
- энергопотребление лифта в режиме движения, измеренное в базовом цикле на фактическую высоту подъема;
- фактическая высота подъема в базовом цикле, м;
- энергия, затраченная для прохождения 1 м пути на установившейся скорости движения лифта вверх в базовом цикле;
- энергия, затраченная для прохождения 1 м пути на установившейся скорости движения лифта вниз в базовом цикле.
6.3 Общее удельное энергопотребление лифта определяется по формулам (2) и (3) с учетом результатов измерений и для стандартного режима использования и высоты подъема кабины лифта в базовом цикле по 6.2.
6.4 Классификация энергетической эффективности лифтов осуществляется с учетом максимальных значений удельного энергопотребления лифта в режиме движения по таблице 2 и максимального энергопотребления лифта в режиме ожидания по таблице 1 для режима использования лифта по 6.2.
Подставив в формулы (2) и (3) максимальные значения для каждого класса энергопотребления от А до G, получим классификацию энергоэффективности в таблице 3.
Таблица 3 - Классы энергетической эффективности лифтов
Общее удельное энергопотребление, |
|||||||
Класс |
А |
B |
С |
D |
Е |
F |
G |
6.5 Класс энергоэффективности для конкретного лифта определяется сопоставлением значений общего удельного энергопотребления лифта по 6.3 с максимальными значениями общего удельного энергопотребления по таблице 3.
Класс энергоэффективности для лифта устанавливается по ближайшему максимальному значению общего удельного энергопотребления по таблице 3.
7 Оценка энергопотребления лифтов в эксплуатационных условиях
7.1 Энергопотребление вводимых в эксплуатацию новых или модернизированных лифтов, а также энергопотребление в эксплуатационных условиях определяются в результате непосредственных измерений на объекте установки лифтов.
7.2 Для оценки энергопотребления лифта используются следующие исходные данные:
- номинальная грузоподъемность лифта , кг;
- номинальная скорость движения лифта , м/с;
- время нахождения лифта в режиме ожидания в течение суток, ч;
- время нахождения лифта в режиме движения в течение суток, ч;
- потребляемая мощность в режиме ожидания, определяемая измерениями на лифте по методам, указанным в приложении А, , Вт;
- энергопотребление лифта в режиме движения в базовом цикле, определяемое измерением, , .
При этом базовый цикл должен осуществляться на всю высоту подъема лифта на месте эксплуатации.
Режим использования лифта в течение суток определяется по результатам фактических измерений или принимается по экспертным оценкам.
7.3 Энергопотребление лифта в течение суток определяется расчетом, указанным в формулах (6), (7), (8):
, (6)
, (7)
. (8)
8 Информация о классе энергетической эффективности лифтов, выпускаемых в обращение
8.1 Информация о классе энергетической эффективности лифтов должна включаться в документацию, прилагаемую к поставляемому лифту, - в паспорт лифта.
8.2 К паспорту лифта прилагают (вшивают) копию этикетки энергоэффективности лифта.
Этикетка энергоэффективности лифта, выпускаемого в обращение на территории Российской Федерации, должна включать в себя:
- информацию об изготовителе (наименование, адрес);
- назначение лифта;
- модель (индекс) лифта;
- основные параметры лифта (номинальные грузоподъемность, скорость);
- информацию о национальном стандарте, в соответствии с которым осуществляется оценка энергоэффективности.
Стандартные показатели энергоэффективности:
- стандартная категория использования
ч;
ч;
- стандартная высота подъема в базовом цикле:
м;
- потребляемая мощность в режиме ожидания (класс потребляемой мощности);
- удельное энергопотребление лифта в режиме движения (класс энергопотребления в режиме движения);
- класс энергоэффективности лифта;
- информацию об организации, осуществляющей оценку ЭПЭФЭ;
- подпись уполномоченного представителя изготовителя.
Форма этикетки энергоэффективности приведена в приложении Б.
8.3 В этикетку включают стандартные показатели энергоэффективности лифта, определенные для выпускаемого в обращение лифта в соответствии с положениями раздела 6 с учетом результатов измерений показателей энергопотребления лифта по протоколу, указанному в приложении А.
9 Определение показателей энергопотребления эскалаторов, пассажирских конвейеров на основе измерений
9.1 Определение показателей энергопотребления эскалаторов, пассажирских конвейеров осуществляется на основе измерений потребляемой мощности и времени нахождения оборудования в соответствующих режимах по 9.2.
9.2 Измерение потребляемой мощности (кВт) осуществляется:
- в режимах ожидания пуска обслуживающим персоналом () или автоматического пуска при подходе пассажира ();
- в режимах движения на подъем, спуск или в горизонтальном направлении без пассажиров на номинальной скорости (, или ), ремонтной скорости (, или ), скорости ожидания пассажиров (, или );
- в режимах движения на подъем, спуск или в горизонтальном направлении на номинальной скорости с грузом Q (Н) при проведении регламентированных грузовых испытаний - , , (кВт);
- вспомогательного оборудования - (кВт).
Методы измерений приведены в приложении В.
9.3 Мощность (кВт) в режиме движения на номинальной скорости с пассажирской нагрузкой определяется на основании подсчета числа пассажиров (), транспортируемых эскалатором или пассажирским конвейером, по нижеприведенным формулам:
- при движении на подъем ()
; (10)
- при движении на спуск ()
; (11)
- при в обе стороны
, (12)
где - время (не менее 1 ч), в течение которого осуществляется подсчет пассажиров, ч;
m - средняя масса одного пассажира, кг (m=75 кг);
;
H - вертикальное расстояние между уровнями нижней и верхней входной площадки, м;
- средний* коэффициент потерь при движении несущего полотна и поручней;
- угол наклона эскалатора или пассажирского конвейера к горизонтали, град;
- средний* коэффициент полезного действия передачи от электродвигателя к ведущим звездочкам тяговых цепей или барабану ленты;
L - расстояние между входными площадками горизонтального пассажирского конвейера, м.
9.4 Коэффициент потерь при движении несущего полотна и поручней () определяется по результатам замеров мощности () при грузовых испытаниях с нагрузкой (Q) или мощности, полученной на основании тягового расчета однотипных эскалаторов или пассажирских конвейеров, по формулам:
- при движении на подъем ()
; (13)
- при движении на спуск ()
; (14)
- при в любую сторону
. (15)
9.5 Общее энергопотребление () эскалаторов, пассажирских конвейеров включает в себя:
, (16)
где - энергопотребление основного оборудования;
- энергопотребление вспомогательного оборудования.
9.6 Энергопотребление () основного оборудования с учетом режимов, предусмотренных конструкцией:
, (17)
где - энергопотребление в режимах ожидания пуска обслуживающим персоналом и/или ожидания автоматического пуска при подходе пассажиров;
- энергопотребление в режимах движения на ремонтной скорости без пассажиров;
- энергопотребление в режимах движения на скорости ожидания пассажиров;
- энергопотребление в режимах движения на номинальной скорости без пассажиров;
- энергопотребление при движении с пассажирской нагрузкой.
9.7 Энергопотребление () в режимах, указанных в 9.6, определяется на основании измерений по 9.2 или расчетов по 9.3 потребляемой мощности, в соответствующих режимах и времени (t) нахождения оборудования в этих режимах, по формулам:
, (18)
, (19)
, (20)
, (21)
. (22)
9.8 Энергопотребление () вспомогательного оборудования:
, (23)
где - время, в течение которого вспомогательное оборудование подключено к источнику питания.
9.9 Энергетическая эффективность эскалатора или пассажирского конвейера оценивается по удельному расходу электроэнергии для транспортирования одного пассажира на высоту (горизонтальное расстояние) 1 м, , по формулам:
, (24)
, (25)
где - часовое энергопотребление эскалатора или наклонного пассажирского конвейера при транспортировании пассажиров на подъем;
- часовое энергопотребление горизонтального пассажирского конвейера при транспортировании пассажиров;
- фактическая часовая производительность эскалатора или пассажирского конвейера, чел/час;
9.10 Рекомендуемое содержание протокола измерения показателей энергопотребления эскалаторов, пассажирских конвейеров приведено в приложении В.
______________________________
* Средний показатель по типоразмеру эскалаторов или пассажирских конвейеров определяется расчетом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54764-2011 "Лифты и эскалаторы. Энергетическая эффективность" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 952-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ (Москва, 2012 г.)
Дата введения - 1 июля 2012 г.
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов в Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Разработан Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Российское лифтовое объединение"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 952-ст
4 Введен впервые
Приказом Росстандарта от 5 июня 2015 г. N 562-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2016 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ Р 56420.3-2015 (ИСО 25745-3:2015) "Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 3. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности эскалаторов и пассажирских конвейеров" для добровольного применения в РФ