Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2012 г. N 38-КГ12-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Назаровой А.М.,
судей Гуляевой Г.А., Задворнова М.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Яковенко А.И. к государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" о признании права на присвоение звания "Ветеран труда"
по кассационной жалобе государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" на определение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 17 августа 2011 года, оставленное без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 6 октября 2011 года, которым кассационная жалоба государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" оставлена без движения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М., объяснения представителя государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" Бинчук Н.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
решением Новомосковского городского суда Тульской области от 10 августа 2011 года удовлетворены исковые требования Яковенко А.И. к государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" о признании права на присвоение звания "Ветеран труда". Не согласившись с решением суда, 15 августа 2011 года государственное учреждение Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" обратилось в Новомосковский городской суд Тульской области с кассационной жалобой на данное судебное постановление.
Определением судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 17 августа 2011 года кассационная жалоба государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" оставлена без движения, в связи с неуплатой государственной пошлины, предоставлен срок для устранения недостатков до 29 августа 2011 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 6 октября 2011 года указанное определение судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска", поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации ставится вопрос об отмене определения судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 17 августа 2011 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 6 октября 2011 года.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховном Суда Российской Федерации Яковенко А.И., представители Департамента финансов Тульской области, Департамента социального развития Тульской области (ныне - Министерство здравоохранения и социального развития тульской области), извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит судебные постановления подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела были допущены такого характера существенные нарушения.
Согласно части 1 статьи 341 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года) при подаче кассационных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным статьями 339 и 340 настоящего Кодекса, а также при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья выносит определение, на основании которого оставляет жалобу, представление без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, срок для исправления недостатков.
Оставляя кассационную жалобу без движения, судья Новомосковского городского суда Тульской области исходил из того, что государственное учреждение Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" не является государственным органом, органом местного самоуправления, в связи с чем на него не распространяются положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Между тем, Судебная коллегия находит приведенные выводы судьи ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
В силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 27 декабря 2009 года) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение "государственные органы". Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с постановлением Губернатора Тульской области от 18 октября 2004 года N 51-пг "О структуре исполнительных органов государственной власти Тульской области, формируемых администрацией Тульской области" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) Департамент социального развития Тульской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Тульской области, формируемых администрацией Тульской области.
Согласно пункту 1 постановления администрации Тульской области от 20 ноября 2006 года N 579 "Об утверждении Положения о Департаменте социального развития Тульской области" (в редакции от 21 июля 2010 года) Департамент социального развития Тульской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями Губернатора и администрации Тульской области, деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Тульской области.
Пунктом 4 данного постановления предусмотрено, что Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через подведомственные учреждения.
При этом подпунктом 11 пункта 6 указанного постановления предусмотрено, что Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе, функцию по организации в установленном порядке работы по выдаче удостоверений ветеранам труда.
В соответствии с пунктом 1.1 Устава, утвержденного приказом Департамента социального развития Тульской области N 57-осн от 24 февраля 2010 года, государственное учреждение Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" создано в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории г. Новомосковска Тульской области.
Пункт 1.5 Устава предусматривает, что учредителем и вышестоящим органом учреждения является Департамент социального развития Тульской области. Руководство организацией деятельности учреждения осуществляет Департамент социального развития Тульской области.
Таким образом, Управление социальной защиты населения г. Новомосковска по существу является территориальным органом Департамента, осуществляющего руководство и организацию его деятельности.
Пунктом 2.2 Устава на государственное учреждение Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" возложена обязанность по выдаче удостоверений ветеранам труда о праве на льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 статьи 120
В соответствии с пунктом 1.6 Устава Управление социальной защиты населения г. Новомосковска является юридическим лицом и выступает в гражданских отношениях в качестве некоммерческой организации, организационно-правовой формой которой является государственное учреждение.
Таким образом, Судебная коллегия приходит к выводу, что исходя из указанного положения Устава организационно-правовая форма Управления социальной защиты населения г. Новомосковска - государственное учреждение - определяет данное юридическое лицо как субъект гражданских отношений, которое может участвовать в гражданском обороте только в предусмотренных законом организационно-правовых формах.
При этом наличие у ответчика статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения, субъекта гражданских правоотношений, не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных правоотношений, в связи с чем не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных функций.
Кроме того, Судебная коллегия полагает, что в данном случае следует учитывать положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которых все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Учитывая изложенное, Судебная коллегия находит вывод судьи о том, что на государственное учреждение Тульской области "Управление социальной защиты населения г. Новомосковска" не распространяются положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, ошибочным.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает определение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 17 августа 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 6 октября 2011 года незаконными, принятыми с существенными нарушениями норм материального и процессуального права и подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
определение судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 17 августа 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 6 октября 2011 года отменить, возвратить дело в Новомосковский городской суд Тульской области для выполнения требований статьи 325 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Назарова А.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Задворнов М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением суда удовлетворены исковые требования гражданина к государственному учреждению о признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в суд с кассационной жалобой.
Суд оставил кассационную жалобу без движения, посчитав, что заявитель не является государственным органом, органом местного самоуправления, в связи с чем на него не распространяются положения НК РФ об освобождении от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Между тем Судебная коллегия ВС РФ считает данный вывод ошибочным по следующим основаниям.
Установлено, что учреждение является территориальным подразделением исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, осуществляющего руководство и организацию его деятельности.
В соответствии с Уставом указанного исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации заявитель является юридическим лицом и выступает в гражданских отношениях в качестве некоммерческой организации, организационно-правовой формой которой является государственное учреждение.
При этом на него возложена обязанность по выдаче удостоверений ветеранам труда о праве на льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организационно-правовая форма заявителя - государственное учреждение - определяет данное юридическое лицо как субъект гражданских отношений, которое может участвовать в гражданском обороте только в предусмотренных законом организационно-правовых формах.
При этом наличие у ответчика статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения, субъекта гражданских правоотношений, не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных правоотношений. В связи с этим такой факт не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате госпошлины.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2012 г. N 38-КГ12-3
Текст определения официально опубликован не был