Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2012 г. N 18-КГ12-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
судей Гуляевой Г.А. и Назаровой А.М.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Стефанишина И.В. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,
по кассационной жалобе Департамента социальной защиты населения Краснодарского края на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 1 июня 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 июля 2011 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Стефанишин И.В. обратился в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, в обоснование которого сослался на то, что имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей.
Считает, что имеет право на меры социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жильем в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", однако ответчики отказывают ему в предоставлении указанных мер.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 1 июня 2011 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 июля 2011 г., иск Стефанишина И.В. удовлетворен. Суд обязал Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Департамент социальной защиты населения Краснодарского края поставить Стефанишина И.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как бывшего несовершеннолетнего узника фашизма и предоставить по его заявлению субсидию для приобретения жилого помещения.
В кассационной жалобе Департаментом социальной защиты населения Краснодарского края ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2012 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2012 года кассационная жалоба Департамента социальной защиты населения Краснодарского края с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого характера существенные нарушения.
Судом установлено, что Стефанишин И.В. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, в связи с чем ему выдано соответствующее удостоверение. Распоряжением главы администрации Хостинского района от 10 июня 2010 г. он принят на учет граждан в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как несовершеннолетний узник на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 Федерального закона "О ветеранах". Стефанишин И.В. обращался в Департамент социальной защиты по вопросу предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, однако в удовлетворении заявления ему было отказано по тому основанию, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей не приравнены в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" не подлежат.
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на пункт 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Суд пришел к выводу о том, что приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2).
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" утвержден порядок предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с которым социальная выплата на приобретение жилого помещения предоставляется согласно спискам претендентов, которые формируются органами местного самоуправления из числа граждан, подавших в орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете, заявления на имя руководителя уполномоченного органа Краснодарского края о включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, в порядке очередности, исходя из даты их принятия на учет.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений законодательства, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет в качестве таковых. В данном случае суд пришел к выводу о том, что Стефанишин И.В. подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В указанной части, как следует из кассационной жалобы Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, состоявшиеся по делу судебные постановления не обжалуются, в связи с чем их законность в этой части Судебной коллегией не проверялась.
При этом Судебная коллегия находит не основанным на положениях закона вывод судебных инстанций в части предоставления Стефанишину И.В. по его заявлению субсидии для приобретения жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Удовлетворяя требования в части предоставления истцу по его заявлению субсидию для приобретения жилого помещения, суд фактически обязал Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и Департамент социальной защиты населения Краснодарского края предоставить истцу субсидию для приобретения жилого помещения во внеочередном порядке. Однако ни Федеральный закон "О ветеранах", ни Постановление главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления жилого помещения или субсидии для его приобретения данной категории граждан. Напротив, в указанном Постановлении главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. содержится положение о предоставлении таких мер социальной поддержки в порядке очередности.
Таким образом, приравнивание бывших несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке. Кроме того, на данную категорию лиц действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" не распространяется, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном Указе не названы, реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в порядке, предусмотренном названным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714.
При этом в нарушение требований гражданского процессуального законодательства, в обжалуемых судебных постановлениях не содержится ссылки на нормы закона, на основании которых судебные инстанции пришли к выводу об удовлетворении исковых требований Стефанишина И.В. о внеочередном предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения
На основании изложенного, состоявшиеся по делу судебные постановления в части обязания Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и Департамента социальной защиты населения Краснодарского края предоставить по заявлению Стефанишина И.В. субсидию для приобретения жилья нельзя признать законными в указанной части, поскольку допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом кассационной инстанции вышеуказанные нарушения законодательства являются существенными, повлиявшими на исход дела.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления в части обязания Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и Департамента социальной защиты населения Краснодарского края предоставить по заявлению Стефанишина И.В. субсидию для приобретения жилья, не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований Стефанишина И.В. в указанной части.
Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 1 июня 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 июля 2011 г. отменить в части обязания Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и Департамента социальной защиты населения Краснодарского края предоставить по заявлению Стефанишина Ивана Васильевича субсидию для приобретения жилья. Принять по делу в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Стефанишина И.В. в части обязания Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и Департамента социальной защиты населения Краснодарского края предоставить по его заявлению субсидию для приобретения жилья. В остальной части судебные постановления оставить без изменения.
Председательствующий |
Корчашкина Т.Е. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Назарова А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2012 г. N 18-КГ12-26
Текст определения официально опубликован не был