Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - советника Управления контроля размещения государственного заказа Крыловой М.К.,
членов комиссии:
начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Рахмедова Д.С.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
при участии представителей ООО "ПСМ-Строй" Палаева С.П., Разгуляева А.Б., ООО "РТС-тендер" Зайцевой В.Н., представители Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края на заседание Комиссии не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ПСМ-Строй" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (далее - Аукционная комиссия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края (далее - Уполномоченный орган), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту для общеобразовательных учреждений Алтайского края в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования (номер извещения 0117200001712003527) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии, Оператора электронной площадки:
1) Аукционная комиссия необоснованно признала вторую часть заявки Заявителя не соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе;
2) Оператор электронной площадки незаконно заблокировал денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, а именно, 1 248 060,40 рублей, с целью перечисления этих денежных средств Уполномоченному органу, так как, в течение одного квартала заявкой номер три, по которой принято решение о несоответствии такой заявки требованиям предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, является заявка, поданная на участие в открытом аукционе на право заключение контракта на выполнение ремонтно-строительных работ по объекту: "Капитальный ремонт здания школы в с. Верх-Чуманка Баевского района", размер обеспечения заявки по которому составляет 157 029 рублей.
Представители Уполномоченного органа в письменном возражении на жалобу Заявителя (от 30.08.2012 N 09-08-04/П/650), Оператора электронной площадки не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Аукционная комиссия, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) начальная (максимальная) цена контракта 24 961 208 рублей;
2) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 25.07.2012;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 3 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона 13.08.2012;
6) в период проведения Аукциона от 2 участников Аукциона поданы предложения о цене контракта;
7) минимальное предложение о цене контракта составило 24 711 595 рублей;
8) победителем Аукциона в электронной форме признано ООО "Новострой" с ценой контракта 24 836 401,96 рублей;
9) контракт заключен с ООО "Новострой" 27.08.2012.
1. В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа.
Согласно части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать документы и сведения, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 3 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к участникам размещения заказа:
"1) наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта (договора бюджетного учреждения) п. 33.3. "Жилищно-гражданское строительство" (согласно приказу Министерства регионального строительства РФ от 30.12.2009 N 624).
2) наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: с п. 10 "Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций" (согласно Федеральному закону N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности")".
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 13.08.2012 N 0117200001712003527-5 заявке Заявителя отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "в составе заявки участника отсутствует копия документа, подтверждающего соответствие участника требованиям и условиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта. Отсутствует лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: с п. 10 "Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций" (согласно Федеральному закону N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Основание отказа: п. 1 ч. 6 ст. 41.11 фед. закона 94-ФЗ".
Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация о торгах не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее - строительные работы), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат виды деятельности, в том числе, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Следовательно, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Таким образом, установление Уполномоченным органом требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, не допускается.
Исходя из вышеизложенного, действия Аукционной комиссии, выразившиеся в признании заявки Заявителя несоответствующей документации об Аукционе на основании непредставления копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, нарушают часть 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также в случае принятия на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе, поданных всеми участниками открытого аукциона, принявшими участие в открытом аукционе, решения о соответствии более одной заявки, но менее пяти заявок на участие в открытом аукционе указанным требованиям аукционной комиссией оформляется протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. В течение дня, следующего за днем подписания протокола, протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке.
Согласно документам, представленным Оператором электронной площадки на заседании Комиссии, протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме на право заключение контракта на выполнение ремонтно-строительных работ по объекту: "Капитальный ремонт здания школы в с. Верх-Чуманка Баевского района" сформирован 13.08.2012 в 08:56:32, размещен на электронной площадке 14.08.20.12 в 09:19:12, то есть в течение дня, следующего за днем подписания протокола.
Протокол подведения итогов Аукциона сформирован 13.08.2012 в 06:51:09, размещен на электронной площадке 14.08.2012 в 14:11:16, то есть в течение дня, следующего за днем подписания протокола.
Согласно части 14 статьи 41.11 Закона о размещении заказов в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданных одним участником размещения заказа, приняты решения о несоответствии таких заявок требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов (за исключением случаев, если указанный участник размещения заказа обжаловал данные решения в соответствии с настоящим Федеральным законом и по результатам обжалования вынесено решение о необоснованных решениях аукционной комиссии о несоответствии заявок на участие в открытом аукционе требованиям документации об открытом аукционе), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с момента принятия решений о несоответствии таких заявок требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе, по указанным основаниям прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме участника размещения заказа в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе и перечисляет эти денежные средства заказчику.
Оператор электронной площадки также пояснил, что в течение одного квартала на сайте Оператора электронной площадки заявкой Заявителя номер три на участие в открытом аукционе в электронной форме, по которой принято решение о несоответствии такой заявки требованиям документации об Аукционе, является заявка Заявителя на участие в Аукционе с размером обеспечения заявки на участие в Аукционе 1 248 060,40 рублей.
Таким образом, Оператор электронной площадки заблокировал денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе с целью перечисления этих денежных средств заказчику в соответствии с Законом о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПСМ-Строй" обоснованной в части признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, в действиях Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов Аукционной комиссии, Уполномоченному органу не выдавать. Вместе с тем, выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 30.08.2012 N К-1674/12 соответствующему должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
М.К. Крылова |
члены Комиссии: |
А.В. Петров |
|
Д.С. Рахмедов |
|
Ю.А. Черкасова |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2012 г. N К-1674/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 4 сентября 2012 г. N ГЗ/02852)
Текст решения официально опубликован не был