Распоряжение Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 1654-р
Одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" на 2012-2020 годы.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
10 сентября 2012 г.
N 1654-р
Программа
развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" на 2012-2020 годы
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 1654-р)
I. Общие положения
Россия ставит перед собой амбициозные цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, укрепление геополитической роли страны, построение экономики, ориентированной на инновационную, социальную модель развития.
Одной из ключевых задач, определяющих конкурентоспособность нашей страны, является формирование новой генерации управленческих кадров в государственном, общественном и частном секторах.
Перед Россией стоит ряд вызовов. Российская Федерация сталкивается с ростом глобальной конкуренции за международный статус государства и привлекательность экономики страны в условиях повсеместного обновления и повышения эффективности систем управления. Стабилизация социально-экономической ситуации в стране открывает возможности для перехода от антикризисного и оперативного управления к управлению долгосрочными изменениями и развитием, что требует инновационного и креативного менеджмента, обеспечивающего гибкость в решении оперативных задач для достижения стратегических целей. Распространение принципов рыночной конкуренции и свободы выбора, в том числе в системе предоставления государственных услуг, снижает эффективность административных способов управления социальными процессами и требует развития современных методов политического управления (интенсивных публичных коммуникаций, обратной связи, политического посредничества и так далее). Граждане Российской Федерации выдвигают все более высокие требования к качеству жизни и стандартам предоставления государственных услуг, что диктует необходимость перехода к качественным показателям экономического роста и требует от управленцев понимания целей и механизмов качественных изменений. Переход системы государственного управления к философии "электронного государства" требует нового уровня проектной и технологической культуры. Формирование конкурентоспособной, ресурсосберегающей, ориентированной на инновационный прорыв экономики требует кардинального переосмысления и творческой переработки подходов и методов формирования системы бизнес-образования, в равной мере учитывающих лучшие образцы мирового управленческого опыта и особенности национальной деловой культуры и хозяйственной практики.
Указанные вызовы требуют:
разработки инновационных образовательных программ, ориентированных на формирование у российских менеджеров и предпринимателей креативного и инновационного мышления, развитие лидерского потенциала и стратегического видения, а также на воспитание у представителей бизнеса чувства социальной ответственности;
повышения качества подготовки и профессиональной переподготовки руководящих кадров для государственной и муниципальной службы, а также общественного сектора экономики, создания системы непрерывного образования, гарантирующей конкурентоспособный уровень компетентности государственных и муниципальных служащих;
формирования новой генерации преподавателей, ориентированных на работу во взрослой управленческой аудитории, владеющих самыми современными интерактивными и проектными методиками работы, современными информационными технологиями, способных эффективно преподавать в мультикультурной и мультилингвистической среде, обладающих исследовательскими и творческими навыками и сфокусированных на участии в решении наиболее насущных практических задач российского государства и бизнеса.
II. Миссия Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Миссией Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - Академия) является подготовка глобально конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров для государственного, общественного и частного секторов с целью решения задачи инновационного развития общества; осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в социально-экономической и гуманитарной сферах; научное и экспертно-аналитическое сопровождение органов государственной власти Российской Федерации.
III. Стратегическая цель, задачи и приоритеты Академии
Стратегической целью Академии является создание образовательной, научной и организационно-методической среды, обеспечивающей подготовку управленческих кадров высшей квалификации для государственного, общественного и частного секторов.
Для достижения стратегической цели поставлены и решаются следующие задачи:
приведение образовательной деятельности в соответствие c требованиями международной конкурентоспособности образовательного процесса;
реализация образовательных программ высшего профессионального, послевузовского профессионального, дополнительного профессионального и среднего профессионального образования социально-экономической и гуманитарной направленности с развитием управленческих компетенций;
разработка и реализация образовательных программ для специалистов в области экономики, государственно-общественного управления, юриспруденции, менеджмента, соответствующих лучшим мировым достижениям;
подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере государственного и муниципального управления;
подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
разработка и внедрение новых конкурентоспособных технологий обучения;
проведение конкурентоспособных научных исследований, экспертное сопровождение органов государственной власти;
организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным направлениям глобального развития в интересах Российской Федерации, в том числе в интересах Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
осуществление международного сотрудничества в соответствии с профилем деятельности Академии, в том числе участие от имени Российской Федерации в реализации международных проектов на основании решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Приоритетами в деятельности Академии являются:
обеспечение единой системы подготовки кадров;
лидерство в методологии обучения и территориальном охвате в подготовке государственных и муниципальных служащих;
международно признанные программы бизнес-образования;
развитие активных методов обучения;
обеспечение междисциплинарного и индивидуального характера программ обучения;
аналитическое сопровождение деятельности органов государственной власти.
IV. Основные принципы деятельности Академии
Основными принципами деятельности Академии являются:
непрерывность образования. Современное образование сопровождает руководителя и специалиста на всем протяжении его профессиональной деятельности, то есть является непрерывным;
индивидуализация образования. Студентам и слушателям предоставляется возможность формировать свою образовательную траекторию из набора предоставляемых модулей с целью реализации индивидуальных программ обучения и развития;
интернационализация образовательных программ. Профессиональная деятельность руководителя и специалиста предполагает использование современных подходов к профессиональной деятельности, в том числе передового международного опыта. Это обусловливает необходимость учета при разработке образовательных модулей и программ опыта ведущих зарубежных образовательных организаций, приглашения иностранных преподавателей, увеличения доли иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования, в общем контингенте таких студентов, прохождения студентами и слушателями зарубежных стажировок, а также развития студенческих и преподавательских академических обменов;
новые образовательные технологии. Практика работы ведущих российских и зарубежных образовательных организаций убедительно демонстрирует эффективность активных методов обучения в сравнении с пассивностью классической лекционно-семинарской модели преподавания. В связи с этим основой модулей и программ обучения руководителей и специалистов становятся активные методы обучения ("ситуационные кейсы", тренажеры, компьютерные симуляторы, деловые игры) и проектный подход в обучении (проекты, ориентированные на достижение слушателями практически значимых результатов в ходе и по окончании образовательной программы);
компетентностный подход. Образовательные программы ориентируются не на стандартный набор лекций и количество часов занятий, а на овладение слушателями определенными практическими компетенциями. Программы должны четко фиксировать, какой набор новых квалификаций и компетенций получают слушатели по завершении программы обучения;
выделение центров превосходства, предоставляющих конкурентоспособные образовательные услуги, и создание на их базе методического и организационного ядра современной системы непрерывного образования управленческих кадров.
V. Академия сегодня
Академия создана Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1140 путем присоединения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также 12 других федеральных государственных образовательных учреждений к Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
В настоящее время Академия - крупнейшее учебное заведение в России, 68 филиалов Академии представлены в 53 субъектах Российской Федерации.
По состоянию на 31 декабря 2011 г. общее число студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования в Академии и ее филиалах, составляет более 116 тыс. человек, в том числе студентов очной формы обучения - свыше 28 тыс. человек. Общее количество обучающихся по программам послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования - свыше 77 тыс. человек.
В Академии реализуются основные профессиональные образовательные программы - 22 программы бакалавриата, 26 программ подготовки специалиста, 14 программ магистратуры. Реализуется 31 программа среднего профессионального образования.
В Академии разработаны и реализуются более 700 программ дополнительного профессионального образования. Ежегодно обновляется около 30 процентов указанных программ.
Действуют аспирантуры (65 научных специальностей) и докторантуры (25 научных специальностей) в рамках деятельности 33 диссертационных советов.
В 2007 - 2008 годах Академия успешно реализовала инновационную образовательную программу в рамках приоритетного национального проекта "Образование", целью которой являлось осуществление инновационной подготовки управленческих кадров для решения стратегических задач развития отраслей экономики и социальной сферы.
В Академии разработаны уникальные программы подготовки государственных служащих для федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
Академия в настоящее время является одним из лидеров по подготовке менеджеров высшего уровня для российских предприятий и организаций. Свыше трети обучающихся по программам MBA (Master of Business Administration) в Российской Федерации - слушатели Академии.
Большинство программ MBA и ЕМВА (Executive Master of Business Administration) имеют аккредитации самых престижных аккредитующих ассоциаций мира.
Академия стала одним из инициаторов введения в систему российского образования программ МРА (Master of Public Administration). Целью этих программ является обеспечение кадровых потребностей органов государственной власти.
По рейтингу российских университетских бизнес-инкубаторов журнал "Форбс" в 2010 году поставил на 1-е место успешно функционирующий в Академии учебно-научный центр "Бизнес-инкубатор".
Для многих образовательных программ Академии высока роль международного компонента, что позволяет обеспечивать их конкурентоспособность на международном образовательном рынке. Особое внимание уделяется признанию и внешней оценке образовательных программ со стороны международного профессионального сообщества и экспорту российского образования в ведущие зарубежные страны.
Академия имеет широкие международные связи с ведущими зарубежными университетами, в числе которых Стенфордский и Гарвардский университеты, университет Дюка (США), Кингстонский университет (Великобритания), другие университеты Германии, Франции, Великобритании. Академия не только направляет российских студентов за рубеж, реализует совместные программы с ведущими университетами, но также обучает зарубежных студентов.
Научный потенциал Академии составляют свыше 700 докторов наук и профессоров, свыше 2300 кандидатов наук и доцентов.
Результаты научной и экспертной деятельности Академии как крупнейшего консультанта по проектам и программам развития, разрабатываемым федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, корпорациями и общественными организациями, позволяют постоянно совершенствовать и актуализировать образовательный процесс.
Академия обладает уникальным библиотечным фондом в сотни тысяч экземпляров и значительной материально-технической базой. Московский кампус насчитывает около 298 тыс. кв. метров площади. Совокупные площади филиальной сети (с учетом арендуемых площадей) превышают 700 тыс. кв. метров.
Академия является в настоящее время идеологом и разработчиком проектов системы непрерывного образования в России. Ею разработана концепция формирования современной системы непрерывного образования государственных гражданских служащих, на базе которой возможна модернизация системы повышения квалификации и переподготовки государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Поручением Президента Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N Пр-3484 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. N 636-р Академия определена единственным исполнителем по оказанию услуг по подготовке и переподготовке высшего уровня резерва управленческих кадров в рамках реализации федеральной программы "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2015 годы)". Распоряжением Президента Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 202-рп Академия определена единственным исполнителем размещаемого в 2012 году федеральными государственными органами государственного заказа на повышение квалификации до 1000 федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательной программе "Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений".
Академия активно сотрудничает с субъектами Российской Федерации как в части обучения, так и проведения совместных работ, направленных на инновационное развитие их экономики.
По данным за 2011 год доля внебюджетных средств в общем объеме бюджета Академии составила 75 процентов, что свидетельствует о высокой востребованности проводимых научно-исследовательских работ, целевых программ подготовки управленческих кадров, популярности образовательных программ, реализуемых Академией, среди молодежи, а также подтверждает высокий уровень финансовой устойчивости.
Тем не менее в настоящее время Академия сталкивается с рядом проблем, среди которых:
сложная управленческая и учебная логистика, возникшая из-за беспрецедентной территориальной распределенности филиальной сети;
необходимость аренды учебных площадей филиалами для проведения занятий;
устаревшее материально-техническое оснащение;
недостаточное количество квалифицированного профессорско-преподавательского состава в отдельных субъектах Российской Федерации.
VI. Мероприятия программы
1. Системное развитие образовательных процессов
Достижение целей и решение задач настоящей программы будут осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий.
Системное развитие образовательных процессов предполагает выполнение мероприятий по следующим направлениям:
направление 1 - разработка и реализация конкурентоспособных образовательных программ;
направление 2 - международная образовательная деятельность;
направление 3 - разработка и внедрение новых конкурентоспособных технологий обучения.
Ядром образовательной политики Академии является обеспечение соответствия качества подготовки и профессиональной переподготовки управленческих кадров в государственном, общественном и бизнес-секторе современным требованиям развивающейся инновационной экономики.
Образовательная политика Академии предполагает реализацию следующих основных мероприятий:
разработка собственных образовательных стандартов на основе признанных международных принципов и требований к качеству, значительно превышающих требования федеральных государственных образовательных стандартов;
разработка и реализация современных образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки государственных гражданских (муниципальных) служащих, руководителей и специалистов бизнес-сектора экономики, а также общественных организаций;
разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ, формирующих эффективных лидеров для работы в условиях динамичного социально-экономического развития Российской Федерации;
формирование полноценной фундаментальной (социально-экономической и гуманитарной) составляющей обучения по всем образовательным программам;
проведение ежегодной актуализации содержания образовательных программ;
широкое привлечение к разработке и реализации образовательных программ ученых, действующих экспертов-практиков, представителей общественных объединений работодателей;
создание условий для реализации индивидуальных учебных планов студентов за счет перехода на модульный принцип организации учебных программ и использование системы зачетных единиц (кредитов);
разработка и реализация новых образовательных программ бакалавриата с использованием компетентностного подхода, ориентированного на перспективные потребности развития экономики и социальной сферы Российской Федерации;
включение в программы обучения каждого студента модулей, направленных на формирование комплекса базовых компетенций и личностных качеств, необходимых для успешного включения в практическую деятельность;
разработка и реализация образовательных программ "прикладного бакалавриата" на базе интегрированных в состав Академии учреждений среднего профессионального образования;
разработка и внедрение модели сетевого взаимодействия филиалов, вузов, научных и инновационных организаций, обеспечивающей эффективное использование их ресурсов для обучения с целью совмещения студентами, обучающимися в магистратуре, и аспирантами образовательной, научной, инновационной и производственной деятельности;
включение в образовательные программы Академии модулей, реализуемых другими вузами Российской Федерации и зарубежными учебными заведениями;
масштабное использование новых технологий обучения;
внутривузовская оценка образовательных программ;
интеграция в образовательные программы стажировок и практик, чередование обучения и практической деятельности;
разработка новых подходов и методических рекомендаций в сфере непрерывного образования;
привлечение для реализации программ магистратуры специалистов и экспертов профильных организаций, что открывает доступ студентам и слушателям к современным технологиям, обеспечивает их ускоренную адаптацию в профессиональной среде, позволяет совершенствовать реальные навыки межличностного профессионального общения;
разработка новых федеральных государственных требований для программ МРА и EМРА;
создание новых востребованных программ бизнес-образования во взаимодействии с российским и международным деловым сообществом;
поддержка инициативы российского делового сообщества по созданию национального центра оценки качества бизнес-школ и программ бизнес-образования;
создание системы привлечения практиков - видных предпринимателей, профессиональных консультантов и тренеров к преподаванию программ бизнес-образования;
создание образовательных альянсов и партнерств с ведущими российскими и зарубежными тренинговыми и консалтинговыми центрами с привлечением их лучших специалистов на программы бизнес-образования;
проведение эталонных программ и семинаров в области бизнес-образования для менеджеров, предпринимателей, преподавателей и консультантов России, включая семинары с участием ведущих зарубежных специалистов в области бизнес-образования;
организация специальных образовательных программ для высшего и среднего менеджмента зарубежных компаний по специфике ведения бизнеса в России;
проведение международных конференций и семинаров с ведущими мировыми ассоциациями бизнес-образования, с российскими и международными бизнес-объединениями, ассоциациями и союзами;
создание качественной системы дистанционного образования с использованием современных зарубежных методик и наработок;
проведение открытых национальных и международных конкурсов на право разработки и преподавания инновационных образовательных модулей, победителями которых могут быть преподаватели из других вузов Российской Федерации и из-за рубежа;
разработка современных учебных и методических ресурсов социально-экономической и гуманитарной направленности;
создание в рамках основной организационной структуры Академии конкурентоспособных образовательных кластеров, в частности, кластеров в сфере государственного и муниципального управления, прикладного гуманитарного образования, бизнес-образования, юридического образования;
постоянное совершенствование программ подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
развитие внутренней академической мобильности студентов и слушателей в пределах Академии;
создание в Академии единого центра оценки компетенций студентов и выпускников Академии.
Современная система организации образовательного процесса в Академии предполагает:
создание эффективной системы управления качеством образования и аудита образовательных достижений обучающихся;
переход на модульно-кредитную организацию учебного процесса по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым Академией;
введение института тьюторов (образовательных консультантов).
Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности Академии станет развитие региональной сети, включающей в себя филиалы и представительства Академии на территории Российской Федерации. Основными стратегическими направлениями развития образовательной деятельности в рамках филиальной сети Академии являются:
оптимизация зоны географического охвата с точки зрения предоставления образовательных, консультационных, информационно-аналитических и научно-методических услуг федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям;
создание единого образовательного пространства в целях подготовки государственных и муниципальных служащих, представителей бизнес-сообщества;
обеспечение единых стандартов качества образовательных программ во всех филиалах Академии.
В филиальной сети Академии планируется:
создание единого образовательного пространства, в рамках которого начнут реализовываться образовательные программы всех уровней профессионального образования;
разработка и реализация современных конкурентоспособных образовательных программ, выстроенных с учетом региональной специфики, запросов региональных рынков труда, потребностей органов государственной власти и муниципального управления и бизнес-структур;
разработка единых регламентов организации учебно-методической работы в условиях многоуровневой системы обучения (унификация форм учебных планов, образовательных программ, расписания, ведомостей, приказов и так далее);
создание банка общеакадемических модулей с возможностью включения их в образовательные программы, реализуемые филиалами;
внедрение рейтинговой системы оценки знаний;
разработка и внедрение модели академической мобильности (студенческой, научной, преподавательской) на региональном, национальном и международном уровнях, что позволит аккумулировать лучшие молодые интеллектуальные ресурсы;
построение системы непрерывного образования государственных и муниципальных служащих и специалистов различных областей на базе филиалов;
запуск механизма внутривузовской оценки образовательных программ.
Стратегическое развитие международной деятельности предполагает реализацию мероприятий по 3 основным направлениям - академическому, инфраструктурному и организационному.
Академическое направление предполагает выполнение следующих мероприятий:
обеспечение студенческой мобильности на всех уровнях обучения, включая развитие экспорта образования, создание механизмов поддержки международной академической мобильности;
привлечение иностранных студентов и слушателей;
стимулирование и поддержка оплачиваемых творческих стажировок преподавателей в ведущих зарубежных университетах;
формирование языковой компетентности студенческого, преподавательского и административного состава Академии;
разработка и реализация образовательных программ различных уровней на иностранных языках;
активное представительство в международных образовательных объединениях и аккредитующих организациях, международная аккредитация образовательных программ;
существенное расширение сотрудничества с ведущими зарубежными университетами и школами бизнеса;
привлечение в штат Академии ведущих зарубежных преподавателей;
формирование команд преподавателей по ключевым направлениям образовательной деятельности, способных преподавать на иностранных языках;
создание системы подготовки и переподготовки администраторов образовательных проектов (особенно в области бизнес-образования), владеющих английским языком;
создание лингвистического центра, обеспечивающего методическое сопровождение и увеличение количества преподаваемых языков (включая восточные);
создание авторитетного международного консультативного совета по вопросам реализации международной образовательной деятельности;
реализация международных аккредитованных образовательных программ с элементами дистанционного обучения в партнерстве с ведущими зарубежными университетами;
участие в консорциумах по реализации международных программ МВА и ЕМВА, осуществляемых на модульной основе в ряде стран, представляющих разные континенты;
создание центров подготовки к международно признанным экзаменам и тестам и внедрение практики их сдачи;
поддержка участия специалистов ведущих программ в области бизнес-образования в международных конференциях наиболее престижных мировых ассоциаций управленческого образования (AACSB International, EFMD, AMBA International, СЕЕМАN, World EMBA Council и др.);
поддержка программ бизнес-образования, участвующих или получивших международные аккредитации в ведущих международных управленческих ассоциациях (AACSB International, EFMD, AMBA International);
поддержка образовательных программ и проектов бизнес-образования, добивающихся вхождения и входящих в ведущие международные рейтинги и рэнкинги;
создание программ и проектов в области бизнес-образования в сотрудничестве с лучшими бизнес-школами мира, корпоративными университетами ведущих консалтинговых компаний мира;
формирование системы подготовки, профессиональной переподготовки и оценки современных преподавателей системы бизнес-образования, способных к работе в англоязычной образовательной среде;
создание и развитие международных центров превосходства (International Centers of Excellence), концентрирующих наиболее прогрессивный международный опыт и российские инновационные образовательные достижения по всем уровням образовательных программ;
разработка серии современных электронных учебников и учебно-методических комплексов на иностранных языках, ориентированных на применение интерактивных методов обучения и построенных на примерах из российской практики.
В рамках инфраструктурного обеспечения международной деятельности планируются следующие мероприятия:
формирование мультиязычного пространства с привлечением англоговорящего персонала для работы с иностранными профессорами и студентами;
развитие библиотечного фонда на иностранных языках, в первую очередь электронного.
Организационное направление предполагает:
организацию деятельности по позиционированию Академии за рубежом;
развитие студенческой деятельности, направленной на адаптацию иностранных обучающихся в Академии.
Международная образовательная политика в филиалах предусматривает:
вовлечение обучающихся филиалов Академии в международную деятельность;
установление общих для филиалов Академии требований к зарубежным партнерам;
наличие требований к владению английским языком работниками филиалов;
активизацию международных контактов филиалов;
налаживание связей с сопредельными государствами путем взаимодействия филиалов на приграничных территориях;
привлечение студентов и слушателей из соседних государств в Академию через сеть филиалов.
Стратегическими целями образовательно-технологической политики являются:
технологическая модернизация учебного процесса на всех уровнях образования;
международная конкурентоспособность и лидерство Академии в сфере современных образовательных технологий, массовое распространение интеллектуальных продуктов на российском рынке образования, а также экспорт таких продуктов.
В рамках указанного направления в Академии реализуются следующие мероприятия:
формирование единой образовательной среды Академии для студентов и преподавателей на базе современных технологических сетевых платформ;
реализация инновационной системы непрерывного образования на базе образовательных проектов с использованием инновационных образовательных технологий, направленных на различные целевые аудитории (студенты, слушатели, выпускники, школьники);
широкое внедрение в практику преподавания наиболее совершенных интерактивных методов ("кейсов", компьютерного моделирования, тренажеров, тренингов, "мозговых штурмов", ролевых игр и др.);
массовое обучение преподавателей Академии использованию современных образовательных технологий;
разработка современных образовательных технологий (компьютерных симуляторов, тренажеров, "кейсов" и др.);
создание единой библиотеки электронных образовательных ресурсов, обеспечение широкого доступа к этим ресурсам, в том числе дистанционного, для всех участников образовательного процесса;
разработка современных учебно-методических комплексов с использованием информационных технологий, учитывающих психологию и особенности образования взрослой управленческой аудитории;
формирование портфеля управленческих ситуаций ("кейсов") по основным проблемам государственного и муниципального управления и бизнес-образования на основе российской практики.
2. Системное развитие научно-исследовательской, проектно-аналитической и инновационной деятельности
Системное развитие научно-исследовательской, проектно-аналитической и инновационной деятельности предполагает выполнение мероприятий по следующим направлениям:
направление 1 - развитие системы научных исследований и экспертного сопровождения органов государственной власти;
направление 2 - развитие инновационных компетенций студентов и сотрудников.
Научно-исследовательская политика Академии будет опираться на следующие принципы:
четкое обозначение приоритетов в направлениях исследований, основанных на долгосрочной стратегии развития Российской Федерации, миссии, стратегических целях и задачах настоящей программы;
сочетание научно-исследовательской, экспертно-консультационной и образовательной деятельности;
включенность в международный исследовательский контекст и вхождение в широкие партнерские сети, международный и открытый характер научно-исследовательской деятельности;
наличие ученых и исследователей с мировым именем как основы кадровой стратегии Академии в части развития научно-исследовательской компоненты;
стимулирование междисциплинарных исследований, осуществляемых специалистами из разных структур Академии с привлечением внешних экспертов.
Развитие научно-исследовательской деятельности и экспертного сопровождения в Академии предполагает:
определение ключевых научных направлений исследований и экспертного сопровождения, соответствующих вызовам, проблемам и задачам, возникающим в связи с развитием России;
проведение комплекса передовых фундаментальных и прикладных исследований по ключевым научным направлениям деятельности Академии;
расширение объема контрактных исследований, получающих финансирование от корпораций и различных фондов;
развитие исследовательских структур, являющихся национальными и международными центрами компетенций по актуальным задачам развития экономики Российской Федерации;
формирование партнерских связей с вузами и исследовательскими организациями в рамках работы над совместными проектами;
проведение международных научных конференций и семинаров.
Для развития фундаментальных и прикладных научных исследований, развития региональных научных школ в филиальной сети планируется формирование многопрофильных региональных центров фундаментальных и прикладных исследований, выполняющих соответствующие мировому уровню исследования и разработки в области экономики, государственного управления и социальной сферы, с соответствующим кадровым сопровождением. Проводится долгосрочное планирование научных исследований и разработок в соответствии с планами, вызовами и проблемами развития базовых секторов национальной экономики, организована система включения преподавателей, студентов, обучающихся в магистратуре, аспирантов и представителей региональных научных сообществ в исследовательскую деятельность, а также обеспечено развитие дискуссионных площадок по актуальным проблемам социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Для развития инновационных компетенций студентов и сотрудников Академии реализуются следующие мероприятия:
включение модулей обучения инновационному предпринимательству в проводимые Академией образовательные программы;
расширение подготовки предпринимателей в сфере коммерциализации научно-исследовательских разработок в сотрудничестве с инновационными компаниями, научными организациями, венчурными фондами и ведущими международными университетами;
проведение стажировок студентов и сотрудников как в рамках собственной инновационной инфраструктуры Академии (бизнес-инкубаторы), так и с использованием федеральной (региональной) инновационной инфраструктуры или инфраструктуры инновационных компаний;
поддержка авторов инновационных разработок на базе инновационной инфраструктуры Академии (профессиональные консультации и менторские услуги опытных предпринимателей);
оказание инновационным предприятиям консультационных услуг в области бизнес-планирования, маркетинга и продвижения инновационной продукции, ведения бухгалтерского учета, юридического оформления прав на интеллектуальную собственность, проведение специализированного обучения и тренингов;
оказание практической поддержки студентам на базе собственного опыта и деловых связей;
создание программ обучения управлению инновациями, для реализации которых в качестве партнеров будут привлекаться ведущие университеты, специализирующиеся в данной области, включая стажировки на инновационных предприятиях и самостоятельное выполнение индивидуальных и групповых проектов;
расширение взаимодействия с компаниями в части целевого формирования контингента обучающихся, участвующих в реализации программ инновационного развития этих компаний;
участие в реализации совместных междисциплинарных образовательных программ, включающих проектную деятельность в области инновационного предпринимательства;
поддержка формирования объединенных команд студентов технических и гуманитарных специальностей в целях реализации инновационных проектов;
развитие программ дополнительного профессионального образования управленческих кадров инновационных предприятий;
проведение постоянно действующих семинаров для работников органов законодательной и исполнительной власти, ответственных за инновационное развитие региона, а также сотрудников и руководителей инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, руководителей научных институтов и университетов, ответственных за коммерциализацию разработок, и руководителей промышленных компаний, ответственных за управление программами инновационного развития;
создание бизнес-инкубаторов на базе ряда филиалов Академии с целью поддержки малого предпринимательства и инновационных бизнес-инициатив в субъектах Российской Федерации.
3. Обеспечение конкурентоспособного уровня работников и обучающихся
Обеспечение конкурентоспособного уровня работников и обучающихся предполагает выполнение мероприятий по следующим направлениям:
направление 1 - обеспечение конкурентоспособного уровня преподавателей, исследователей и управленческого персонала;
направление 2 - обеспечение конкурентоспособного контингента обучающихся всех категорий.
Стратегической целью политики управления человеческим капиталом является создание и поддержание в Академии компетенций, обеспечивающих лидерство в каждой области деятельности Академии - образовательной, научно-исследовательской, проектной и инновационной.
Важной целью деятельности, направленной на развитие человеческого капитала, является становление Академии в качестве лидера среди работодателей в образовательной среде за счет создания условий и возможностей для постоянного развития собственного персонала - стажировок, ведения перспективных научных и проектных разработок, а также повышения уровня оплаты труда и предоставляемых социальных гарантий.
Для развития человеческого потенциала Академии необходимо:
привлечение квалифицированного профессорско-преподавательского и административного персонала на основе открытого конкурсного отбора, в том числе международного;
участие ведущего персонала в международных конференциях, семинарах, мастер-классах, выставках и иных мероприятиях;
поддержка талантливых молодых преподавателей и ученых, новых образовательных и исследовательских команд. Академия намерена инвестировать в таланты, работающие на ее базе, помогать продвигать результаты разработок и исследований в виде публикаций в ведущих изданиях, поддерживать участие в конференциях и их проведение на собственной площадке, обеспечивать участие молодых преподавателей и ученых в крупных и знаковых проектах и инициативах;
предоставление возможности творческого отпуска на периодической основе для выполнения углубленных научных исследований с сохранением средней заработной платы на срок до 6 месяцев;
целевое привлечение ведущих профессоров, ученых-исследователей и исследовательских команд (в том числе из-за рубежа).
Развитие существующего человеческого капитала потребует:
создания "корпоративного университета", в рамках которого будет организована система постоянного повышения квалификации основных категорий работников на базе очных и модульно-дистанционных программ с использованием современных образовательных технологий (в программы обучения будут встроены механизмы оценки компетентности слушателей);
формирования групп молодых преподавателей, аспирантов и студентов, обучающихся в магистратуре, и их подготовки для проведения занятий и исследований на иностранных языках;
подготовки и переподготовки нового поколения педагогических и исследовательских кадров, создания системы переподготовки кадров для бизнес-образования, образования государственных и муниципальных служащих;
привлечения известных зарубежных специалистов, консультантов и практиков к преподаванию по российским программам;
организации работы с персоналом в части разработки и реализации индивидуальных программ развития;
формирования единой корпоративной культуры Академии.
Развитие кадрового потенциала филиалов Академии предполагает:
реализацию программ отбора и привлечения для работы в филиальной сети высокопрофессиональных кадров, а также повышение квалификации имеющихся сотрудников;
привлечение на работу в филиалы лучших выпускников, мотивированных на личный и карьерный рост в Академии.
Формирование талантливого и мотивированного на достижение высоких образовательных результатов контингента студентов имеет решающее значение для реализации целей и задач настоящей программы. Для этого реализуется работа с абитуриентами, которая включает в себя следующие мероприятия:
информирование на постоянной основе абитуриентов о новых образовательных программах и возможностях (информационная кампания будет охватывать все регионы присутствия Академии);
проведение профориентационной работы со школьниками, направленной на оценку их способностей к определенным предметам, курсам и видам деятельности, что необходимо для выявления наиболее талантливых абитуриентов и их дальнейшего стимулирования для поступления в Академию на конкретные направления подготовки (специальности);
проведение открытых лекций для школьников преподавателями Академии;
предоставление возможности посещения открытых лекций и культурно-массовых мероприятий, проходящих в Академии;
систематическое проведение открытых деловых игр (чемпионатов), направленных на оценку и отбор будущих студентов.
В рамках работы со студентами и слушателями Академия реализует следующие мероприятия:
создание системы выявления и поддержки наиболее талантливых, заинтересованных в творческом и научном развитии студентов;
консультирование обучающихся по вопросам трудоустройства и построения карьеры;
проведение исследований, направленных на диагностику состояния студенческой среды, на улучшение существующих и выработку новых образовательных, культурно-массовых и поощрительных программ и мероприятий;
формирование сообществ студентов, слушателей, выпускников, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
создание возможностей для занятий физкультурой и массовым спортом (строительство единого спортивного комплекса для студентов и сотрудников Академии на территории г. Москвы, а также аналогичных центров в филиалах Академии);
формирование секций по популярным видам спорта;
развитие медицинского центра, оснащенного современным оборудованием;
создание творческих и научно-тематических студенческих кружков и секций;
проведение регулярных спортивных и культурно-массовых мероприятий, включающих региональные этапы;
проведение международных студенческих научных конференций с обязательным участием филиалов Академии, для чего необходимо строительство культурно-досугового студенческого центра, оснащенного современным аудиторным фондом и оборудованием.
Предполагается развитие центра карьеры, обеспечивающего организацию практик, стажировок и поиск постоянных мест занятости, основными направлениями деятельности которого являются:
подготовка партнерских соглашений с крупнейшими работодателями в различных отраслях, представителями бизнес-сообществ, успешными выпускниками Академии;
организация и контроль прохождения студентами производственных практик;
предоставление студентам старших курсов возможности совмещения учебы и работы непосредственно в Академии как в рамках кафедр и научно-исследовательских институтов, так и в структурных подразделениях;
предоставление мест прохождения практики в Российской Федерации и за рубежом;
создание эффективного информационного поля, в том числе организация единой системы быстрого оповещения о событиях в Академии, установка сети информационных панелей на территории Академии, создание студенческих информационных порталов, создание печатных и электронных студенческих средств массовой информации, а также развитие студенческих обменов с зарубежными вузами-партнерами.
Развитие Академии невозможно без создания общественно значимого сообщества выпускников - успешных, отличающихся особым корпоративным духом и не теряющих связи с Академией как с ресурсным, идейным и культурным центром. Истории успеха выпускников - один из важных факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами, в том числе иностранными абитуриентами, а также серьезный мотивирующий фактор для студентов.
Для построения и поддержания сообщества выпускников в Академии будут специально выделены необходимые организационные и финансовые ресурсы, создано профильное подразделение, основными направлениями работы которого станут:
создание сети профильных сообществ, объединяющих выпускников Академии по принципу их специализации или выбранной карьеры;
постоянный мониторинг карьерного пути выпускников Академии;
систематизация и курирование существующих сообществ выпускников, созданных факультетами Академии;
работа с национальными группами и землячествами, создание сети сообществ выпускников Академии в других странах, координация их деятельности и синхронизация проводимых ими мероприятий с центром;
использование возможностей успешных выпускников Академии для стимулирования карьерного роста студентов и слушателей программ Академии, координация работы с центром карьеры Академии;
организация систематического участия выпускников Академии в учебном процессе;
разработка программы менторства, подразумевающей профессиональные встречи, тренинги, семинары для студентов с участием выпускников;
консультации с выпускниками с целью совершенствования существующих и перспективных учебных программ Академии.
4. Построение современной инфраструктуры обучения, исследований и инновационной деятельности
Построение современной инфраструктуры обучения, исследований и инновационной деятельности предполагает выполнение мероприятий по следующим направлениям:
направление 1 - обеспечение комфортной и развивающей пространственной среды обучения и научных исследований;
направление 2 - развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Качество среды пребывания студентов, слушателей, преподавателей имеет важнейшее значение для обеспечения работоспособности участников образовательного процесса.
При компоновке учебных помещений должно учитываться то, что значительная доля занятий проводится в малых студенческих группах. По возможности предполагается максимально использовать принцип свободной и быстро адаптируемой под потребности учебного процесса планировки помещений. Управление аудиторным фондом будет осуществляться с использованием информационных систем. Значительную часть аудиторий с числом посадочных мест 40 и более намечено оснастить проекционным оборудованием и "интеллектуальными" досками. В аудиториях меньшей вместимости будет применяться портативное проекционное оборудование.
Современное образование исходит из того, что научная и профессиональная коммуникация является неотъемлемой и важнейшей составляющей учебного процесса. Кампусы Академии будут способствовать содержательному общению между студентами, преподавателями и исследователями, формированию творческих групп. Это позволит достичь позитивного эффекта в результате активной коммуникации между всеми участниками обучения вне сетки учебного расписания. В процессе развития корпусов и территории кампуса Академии будет предусмотрено достаточное количество свободных мест для собраний и неформального общения студентов, преподавателей и персонала.
Для осуществления учебного процесса, взаимодействия с представителями зарубежных учебных заведений, проведения конференций, форумов и спортивных соревнований Академии необходимо выполнение комплекса работ, включающих строительство новых и модернизацию существующих зданий и сооружений, благоустройство территорий кампусов и студенческих городков как в г. Москве, так и в рамках всей филиальной сети Академии.
Важной целью деятельности Академии является ее присутствие в большинстве субъектов Российской Федерации с задачей формирования и реализации единой системы подготовки государственных и муниципальных служащих на всей территории Российской Федерации.
Поскольку филиалы Академии функционируют только в 53 субъектах Российской Федерации из 83, Академия предполагает обеспечить свое влияние на социально-экономическую сферу субъектов Российской Федерации 2 путями:
созданием новых обособленных структурных подразделений (филиалов) в крупных субъектах Российской Федерации;
расширением влияния филиалов, имеющих мощный образовательный и научный потенциал, на социально-экономическую сферу субъектов Российской Федерации, не имеющих структурных подразделений Академии в силу своих особенностей - малой численности населения, обширных территорий, незначительной базы потенциальных студентов и слушателей, необходимых для выхода филиала на точку экономической безубыточности.
Оптимизация региональной сети будет вестись в рамках реализации проектов по созданию образовательных региональных кампусов Академии, содержащих учебный корпус, общежитие, спортивные сооружения, на базе филиалов-лидеров, обеспечивающих высокий уровень подготовки специалистов.
В настоящее время совокупный имущественный комплекс Академии составляет около 1 млн. кв. метров. При этом порядка 300 тыс. кв. метров арендовано Академией. Развитие материально-технической базы Академии в части обеспечения недвижимым имуществом осуществляется по 3 основным направлениям:
реконструкция, капитальный, текущий ремонт и оборудование существующих зданий и сооружений;
строительство новых объектов;
приобретение в оперативное управление новых объектов (в том числе на безвозмездной основе).
Указанные выше направления развития материально-технической базы ориентированы в первую очередь на сокращение арендуемых площадей и приведение занимаемых подразделениями Академии зданий и сооружений в соответствие с нормативами безопасности и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Академия предполагает разработать меры по замещению ныне арендуемых филиалами помещений собственными (федеральной собственностью, переданной в оперативное управление). Решение указанной проблемы будет способствовать значительному снижению финансового обременения по арендным платежам. Это позволит Академии вкладывать денежные средства в капитальный ремонт и содержание зданий на соответствующем статусу Академии уровне.
Мероприятия по развитию материально-технической базы в части обеспечения недвижимым имуществом в настоящую программу не включены. Эти работы выполняются за счет средств бюджета Российской Федерации (средства, выделяемые на содержание Академии, и средства, предусмотренные федеральной адресной инвестиционной программой) и внебюджетных источников, в том числе средств, поступающих от реализации инвестиционных контрактов.
В настоящее время Академией подготовлены и внесены в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по включению объектов Академии в федеральную адресную инвестиционную программу на 2013 - 2016 годы.
Современное образование немыслимо без использования современной информационно-коммуникационной технологической инфраструктуры.
Развитие информационно-коммуникационных технологий обеспечивает успешную реализацию мероприятий настоящей программы.
Принципами развития информационно-коммуникационных технологий Академии являются:
централизация программных приложений, обеспечивающих основные процессы Академии, использование высокоскоростных защищенных каналов связи достаточной емкости, унификация аппаратных платформ и программных приложений с учетом особенностей филиальной сети Академии;
реализация информационных систем на современной технологической основе, анализ передовых информационно-технологических достижений и поддержание уровня информационно-коммуникационной технологической инфраструктуры Академии на уровне ведущих образовательных учреждений;
преемственность в развитии информационно-технологических систем, сохранение программно-аппаратных средств и информационных систем, которые в долгосрочной перспективе сохранят технологичность, функциональность и производительность;
модульность развертывания информационных систем, расширение функциональных возможностей информационных систем путем последовательной разработки и внедрения новых программно-технологических модулей;
защита авторских прав при реализации информационно-технологической политики;
формирование единого информационного пространства Академии.
При реализации информационно-технологической политики следует учитывать:
необходимость модернизации информационно-коммуникационной технологической инфраструктуры филиальной сети Академии;
значительную удаленность филиалов Академии друг от друга, необходимость создания высокоскоростных защищенных каналов передачи данных.
Потребуется реализация следующих основных мероприятий:
создание центров обработки данных для формирования интегрированных информационных сервисов;
модернизация кабельных и беспроводных компьютерных сетей;
обновление парка компьютерной и периферийной техники;
оснащение аудиторного фонда современным оборудованием для обеспечения учебного процесса;
интеграция компьютерных сетей филиальной сети на базе современных высокоскоростных решений;
создание единого сервиса авторизации пользователей;
создание надежного отказоустойчивого доступа к глобальным информационным сетям;
развертывание сервисов обмена данными между студентами, слушателями и преподавателями;
обеспечение устойчивой видеоконференцсвязи между филиалами;
обеспечение сервиса хранения данных на базе современных промышленных стандартов и систем;
обеспечение информационной безопасности;
интеграция электронных образовательных, библиотечных и иных ресурсов;
развитие информационной системы управления учебным процессом;
внедрение системы электронного документооборота;
внедрение унифицированной электронной карты;
обеспечение общего доступа к информационным базам данных для студентов, слушателей и преподавателей.
5. Создание современной системы управления Академией
Создание современной системы управления Академией предполагает выполнение мероприятий по следующим направлениям:
направление 1 - совершенствование системы управления;
направление 2 - позиционирование Академии.
Совершенствование системы управления Академии предполагает выполнение следующих мероприятий:
формирование органов управления, экспертных и попечительских структур с широким вовлечением всех заинтересованных сторон - органов государственной власти, общественности (в том числе международных партнеров и экспертов), работодателей, научных и педагогических сотрудников Академии, студентов и слушателей;
обеспечение информационной и финансовой прозрачности деятельности Академии;
поддержка самостоятельности и инициативы подразделений и структур Академии, эффективное делегирование полномочий и ответственности;
широкое использование проектных методов управления;
разработка и внедрение системы мотивации персонала с ориентацией на достижение результатов, обозначенных в настоящей программе.
Национальное и международное позиционирование Академии является одним из важнейших факторов привлечения лучших студентов, преподавателей, исследователей.
Поскольку создание репутации является долгосрочной задачей, Академия осуществляет ряд следующих целевых мероприятий:
проведение регулярных маркетинговых исследований;
разработка и поддержка интернет-порталов Академии;
реализация программы продвижения бренда Академии в печатных и электронных средствах массовой информации;
разработка и реализация программы международного позиционирования Академии;
организация и реализация комплекса мероприятий, направленных на поддержку репутации Академии.
VII. Ресурсное обеспечение реализации программы
Достижение цели и решение задач Академии осуществляются путем скоординированного выполнения взаимосвязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий настоящей программы.
В ходе работ по подготовке настоящей программы был проведен тщательный анализ объема ресурсов, необходимых для развития и функционирования Академии (включая филиальную сеть). Расчеты указывают на то, что для реализации мероприятий, направленных на развитие Академии, потребуется финансирование как за счет внебюджетных средств, так и за счет средств федерального бюджета.
На реализацию настоящей программы с 2012 по 2020 годы всего из средств федерального бюджета и внебюджетных средств в соответствии с объемами финансового обеспечения предусмотрено 30259,4 млн. рублей, в том числе:
в 2012-2014 годах - 4824,2 млн. рублей, из них:
2707,9 млн. рублей - за счет средств федерального бюджета;
2116,3 млн. рублей - за счет внебюджетных средств;
в 2015-2017 годах - 10618 млн. рублей;
в 2018-2020 годах - 14817,2 млн. рублей.
Объемы финансового обеспечения настоящей программы приведены в приложении N 1.
Уточнение объема средств и детализация направлений их использования будут производиться с учетом определения бюджетных параметров на соответствующую перспективу.
Средства, предусмотренные на реализацию настоящей программы, будут направляться на развитие многоуровневого образования, в том числе образовательных программ, приобретение учебно-лабораторного, учебного, учебно-производственного оборудования, формирование единого образовательного пространства Академии, развитие сетевой инфраструктуры, а также на управление реализацией настоящей программы.
Финансовое обеспечение мероприятий, касающихся проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и развития научно-педагогических коллективов Академии, будет осуществляться из финансовых средств, полученных в соответствии с государственным заданием на оказание государственных услуг (выполнение работ), в результате участия в конкурсных мероприятиях в рамках федеральных, региональных и ведомственных целевых программ, а также других программ и конкурсов, предусматривающих проведение научных исследований и развитие научно-педагогических коллективов на конкурсной основе. При этом планируется постоянное увеличение доли доходов от научно-исследовательских работ.
Конкретный перечень мероприятий будет формироваться в соответствии с объемом финансовых средств, направляемых на реализацию настоящей программы.
В случае изменения в установленном порядке бюджетных ассигнований на реализацию настоящей программы объем средств и детализация направлений их использования могут быть уточнены с учетом определения бюджетных параметров на соответствующую перспективу.
VIII. Этапы реализации программы
Реализация настоящей программы планируется в 3 этапа:
1-й этап - 2012 - 2014 годы;
2-й этап - 2015 - 2017 годы;
3-й этап - 2018 - 2020 годы.
Распределение основных мероприятий по этапам реализации настоящей программы приведено в приложении N 2.
IX. Управление реализацией программы
При реализации настоящей программы будут учитываться общие принципы управления:
принцип научной обоснованности управления - сплошное, комплексное изучение всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования Академии;
принцип системного подхода к решению управленческих задач - Академия рассматривается как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом людей, структур, задач и технологий;
принципы открытости и гласности;
принцип гибкости управления - своевременная адаптация Академии к изменяющимся условиям внешней среды;
принцип регламентации - жесткое регламентирование процессов, системы правил и норм.
При принятии управленческих решений будет обеспечиваться представительство структурных подразделений Академии, работодателей и стратегических партнеров. Для реализации настоящей программы будут привлекаться высококвалифицированные специалисты в области образования, науки, технологий, менеджмента, экономики и права.
Соорганизация процессов развития Академии и текущей деятельности будет осуществляться путем открытого обсуждения в коллективе подходов, принятых для реализации настоящей программы, и путем их оперативной корректировки в случае необходимости.
Структуры, обеспечивающие выполнение и координацию мероприятий настоящей программы, будут формироваться из числа наиболее авторитетных и квалифицированных внешних экспертов и работников Академии. Полномочия структур управления настоящей программой и процедуры их деятельности будут утверждаться специальным нормативным документом Академии. Деятельность органов управления настоящей программой будет основываться на программно-проектном принципе. Обсуждение вопросов реализации настоящей программы планируется проводить еженедельно. В случае необходимости будут проводиться внеочередные оперативные совещания по реализации настоящей программы.
Коллегиальные органы управления будут рассматривать ход выполнения настоящей программы с периодичностью 1 раз в полугодие. В случае необходимости планируется проводить внеочередные заседания коллегиальных органов управления настоящей программой. Ежеквартально будет формироваться аналитический отчет о ходе реализации настоящей программы, который будет представляться коллегиальным органам управления. По окончании года будет формироваться ежегодный аналитический отчет о реализации настоящей программы.
Контроль хода реализации настоящей программы будет осуществляться ежегодно попечительским советом Академии.
В состав коллегиальных органов управления будут приглашены ведущие представители общественных и государственных организаций, ассоциаций и отдельные граждане. Ход реализации настоящей программы планируется освещать на общедоступном сайте Академии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Сетевое взаимодействие инновационно-проектных групп и временных творческих коллективов будет осуществляться через сайт Академии и систему проектно-аналитических сессий.
Каждая группа получит конкретное задание в рамках настоящей программы и необходимые для этого организационные ресурсы. Исполнительная дирекция настоящей программы будет осуществлять контроль за эффективностью деятельности групп с использованием механизмов сетевого проектного управления.
Ректор Академии осуществляет общее руководство настоящей программой и несет ответственность за ее реализацию (конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств), а также определяет формы и методы управления настоящей программой, представляет Правительству Российской Федерации ежегодный отчет о достигнутых результатах по ключевым индикаторам и показателям настоящей программы.
Для реализации настоящей программы планируется использовать многоуровневую систему управления. Функции верхнего уровня управления будет исполнять попечительский совет, который рассматривает ежегодные отчеты о реализации настоящей программы, определяет приоритеты дальнейшего развития Академии.
Ученый совет будет выполнять следующие функции в части управления настоящей программой:
заслушивать материалы о ходе реализации мероприятий;
разрабатывать рекомендации по повышению эффективности реализации мероприятий.
Международный консультативный совет настоящей программы будет разрабатывать рекомендации по ее управлению и выбору механизмов реализации. В состав Международного консультативного совета настоящей программы будут привлечены ведущие зарубежные специалисты в области модернизации системы образования и реструктуризации образовательных организаций, представители органов государственной власти, ведущих бизнес-структур и международных организаций.
Для координации выполнения всех мероприятий настоящей программы создается исполнительная дирекция. Направлениями ее деятельности являются:
координация работ исполнителей всех уровней;
координация работ по внедрению в учебный процесс результатов мероприятий настоящей программы;
принятие плана реализации настоящей программы на очередной календарный год;
осуществление контроля за ходом выполнения мероприятий настоящей программы и выполнением соответствующих планов и графиков;
рассмотрение и обсуждение ежеквартальных отчетов лиц, ответственных за выполнение мероприятий настоящей программы;
рассмотрение отчетов членов исполнительной дирекции об использовании выделенных материально-технических ресурсов на предмет их целевого назначения;
рассмотрение иных вопросов, требующих координации действий подразделений - исполнителей настоящей программы.
Исполнительную дирекцию настоящей программы возглавляет проректор, который осуществляет следующие мероприятия по управлению реализацией настоящей программы:
проводит мониторинг выполнения мероприятий настоящей программы;
осуществляет прогнозирование динамики развития Академии;
организует конкурсные процедуры;
организует независимые оценки результативности исполнения настоящей программы;
курирует внедрение информационных технологий и обеспечение их применения;
информирует общественность о ходе и результатах реализации настоящей программы.
Проректор несет персональную ответственность перед ректором за выполнение настоящей программы.
X. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация настоящей программы позволит создать в России единую систему подготовки глобально конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров для государственного, общественного и частного секторов с целью решения задачи инновационной трансформации российской экономики и общества. Указанная система будет охватывать практически всю территорию страны.
Сформированная в Академии система образования будет сопровождать руководителя и специалиста на всем протяжении их профессиональной деятельности.
Оценка ожидаемой социально-экономической эффективности настоящей программы базируется на системе основных целевых индикаторов, которая позволяет оценить ход и результативность решения поставленных в настоящей программе задач.
Модернизация материально-технической базы, совершенствование системы управления и профессиональное развитие кадров позволят реализовывать конкурентоспособные образовательные программы всех уровней образования, выполнять на мировом уровне широкий спектр фундаментальных и прикладных научных исследований, формировать научные и научно-педагогические кадры, эффективные, жизнеспособные научные коллективы, построить глобальные центры превосходства по отдельным направлениям обучения.
Россия будет ежегодно получать тысячи выпускников, обладающих современными компетенциями и имеющих высокий уровень мотивации к труду. Единый корпоративный дух выпускников Академии позволит по-новому выстраивать горизонтальные коммуникации органов государственной власти, необходимые для разработки и реализации крупных проектов.
Использование в образовательном процессе новейших технологий обучения позволит сформировать у студентов и слушателей инновационную культуру, задаст новые тренды технологического развития страны.
При условии финансирования реализации мероприятий в объеме, предусмотренном настоящей программой, к 2020 году планируется достичь целевых значений показателей согласно приложению N 3.
Приложение N 1
к программе развития федерального
государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте
Российской Федерации" на 2012-2020 годы
Объемы
финансового обеспечения программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" на 2012-2020 годы
млн. рублей (в ценах соответствующих лет)
Направление мероприятий |
2012-2014 годы |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015- 2017 годы |
2018- 2020 годы |
||||||||
всего* |
внебюджетные средства |
средства федерального бюджета |
всего* |
внебюджетные средства |
средства федерального бюджета |
всего* |
внебюджетные средства |
средства федерального бюджета |
всего* |
внебюджетные средства |
средства федерального бюджета |
всего* |
всего* |
|
1. Системное развитие образовательных процессов
| ||||||||||||||
1. Разработка и реализация конкурентоспособных образовательных программ |
341 |
341 |
- |
31 |
31 |
- |
112 |
112 |
- |
198 |
198 |
- |
540,3 |
810,5 |
2. Международная образовательная деятельность |
306,2 |
306,2 |
- |
65,2 |
65,2 |
- |
98 |
98 |
- |
143 |
143 |
- |
1069,7 |
1604,6 |
3. Разработка и внедрение новых конкурентоспособных технологий обучения |
392 |
392 |
- |
52 |
52 |
- |
128 |
128 |
- |
212 |
212 |
- |
1240,4 |
830,5 |
Всего по разделу 1 |
1039,2 |
1039,2 |
- |
148,2 |
148,2 |
- |
338 |
338 |
- |
553 |
553 |
- |
2850,4 |
3245,6 |
2. Системное развитие научно-исследовательской, проектно-аналитической и инновационной деятельности
| ||||||||||||||
4. Развитие системы научных исследований и экспертного сопровождения органов государственной власти |
1693,4 |
377 |
1316,4 |
515,5 |
81 |
434,5 |
576,9 |
138 |
438,9 |
601 |
158 |
443 |
3356,8 |
5035,2 |
5. Развитие инновационных компетенций студентов и сотрудников |
20 |
20 |
- |
5 |
5 |
- |
5 |
5 |
- |
10 |
10 |
- |
51 |
76,5 |
Всего по разделу 2 |
1713,4 |
397 |
1316,4 |
520,5 |
86 |
434,5 |
581,9 |
143 |
438,9 |
611 |
168 |
443 |
3407,8 |
5111,7 |
3. Обеспечение конкурентоспособного уровня работников и обучающихся
| ||||||||||||||
6. Обеспечение конкурентоспособного уровня преподавателей, исследователей и управленческого персонала |
81 |
81 |
- |
8 |
8 |
- |
25 |
25 |
- |
48 |
48 |
- |
190 |
205 |
7. Обеспечение конкурентоспособного контингента обучающихся всех категорий |
71,7 |
71,7 |
- |
18,5 |
18,5 |
- |
26,4 |
26,4 |
- |
26,8 |
26,8 |
- |
182,8 |
274,3 |
Всего по разделу 3 |
152,7 |
152,7 |
- |
26,5 |
26,5 |
- |
51,4 |
51,4 |
- |
74,8 |
74,8 |
- |
372,8 |
479,3 |
4. Построение современной инфраструктуры обучения, исследований и инновационной деятельности
| ||||||||||||||
8. Обеспечение комфортной и развивающей пространственной среды обучения и научных исследований |
1657,4 |
265,9 |
1391,5 |
690,9 |
60,9 |
630 |
864,5 |
103 |
761,5 |
102 |
102 |
- |
3595,5 |
5393,5 |
9. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры |
88,5 |
88,5 |
- |
20,1 |
20,1 |
- |
31,2 |
31,2 |
- |
37,2 |
37,2 |
- |
225,7 |
338,5 |
Всего по разделу 4 |
1745,9 |
354,4 |
1391,5 |
711 |
81 |
630 |
895,7 |
134,2 |
761,5 |
139,2 |
139,2 |
- |
3821,2 |
5732 |
5. Создание современной системы управления Академией
| ||||||||||||||
10. Совершенствование системы управления |
71 |
71 |
- |
17 |
17 |
- |
22 |
22 |
- |
32 |
32 |
- |
51 |
76,5 |
11. Позиционирование Академии |
102 |
102 |
- |
28 |
28 |
- |
32 |
32 |
- |
42 |
42 |
- |
114,8 |
172,1 |
Всего по разделу 5 |
173 |
173 |
- |
45 |
45 |
- |
54 |
54 |
- |
74 |
74 |
- |
165,8 |
248,6 |
Итого по программе |
4824,2 |
2116,3 |
2707,9 |
1451,2 |
386,7 |
1064,5 |
1921 |
720,6 |
1200,4 |
1452 |
1009 |
443 |
10618 |
14817,2 |
______________________________
* В случае изменения в установленном порядке бюджетных ассигнований на соответствующий плановый период объем средств и детализация направлений их использования могут быть уточнены.
Приложение N 2
к программе развития федерального
государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте
Российской Федерации" на 2012-2020 годы
Распределение основных мероприятий
по этапам реализации программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" на 2012-2020 годы
Приложение N 3
к программе развития федерального
государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте
Российской Федерации" на 2012-2020 годы
Целевые значения показателей эффективности
реализации комплекса мероприятий программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" на 2012-2020 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 1654-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 38 ст. 5167