Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Гигиена обучения, воспитания и здоровье детского населения
3.1. Санитарно-эпидемиологическая характеристика детских и подростковых учреждений
Условия, в которых воспитываются, отдыхают, обучаются и трудятся дети и подростки, влияют на формирование их здоровья.
В 1998 г. из почти 198 тысяч (197829) подконтрольных учреждений для детей и подростков отвечали санитарно-гигиеническим требованиям (I группа) 27,1% объектов (в 1997 г. - 25,31%). В основном это государственные дошкольные учреждения, учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детские оздоровительные учреждения.
В целом каждое третье дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) соответствовало санитарным требованиям (34,3% из 54630 учреждений). От 50 до 60% таких учреждений - в г. Санкт-Петербург, Рязанской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Хакасия. В Республике Марий Эл отмечается наибольшее количество благополучных ДОУ - 80%.
Не отвечало гигиническим требованиям (III группа санэпидблагополучия) 14,1% дошкольных образовательных учреждений. В республиках Калмыкия и Тыва, Карачаево-Черкесской Республике неблагополучных дошкольных учреждений от 30 до 34%.
Среди учреждений для детей-сирот каждое третье относится к I группе СЭБ (32,3% из 2226 учреждений). 23,3% из 66160 общеобразовательных учреждений (школ) не отвечает в полной мере гигиеническим и санитарным нормам. Наибольшая доля неблагополучных школ отмечается в Костромской области (43,8%), республиках Дагестан (46,8%) и Северная Осетия (41,4%).
Таблица 25
Распределение детских и подростковых учреждений по группам санэпидблагополучия (%)
Группы СЭБ |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
I гр. |
23,44 |
23,54 |
25,31 |
27,1 |
II гр. |
54,24 |
54,82 |
55,23 |
56,2 |
III гр. |
22,32 |
21,6 |
19,45 |
16,7 |
Всего учреждений |
207145 |
207340 |
203339 |
197829 |
В динамике 1995-1998 гг. отмечается положительная тенденция сокращения неблагополучных образовательных учреждений (III группа) с 22% до 16% и увеличение количества учреждений I группы с 23% до 27%.
Имеющиеся в детских и подростковых учреждениях системы инженерного обеспечения практически повсеместно требуют проведения реконструкции. Перерывы в поставке топлива, некачественная подготовка к отопительному сезону и, как следствие, аварийные ситуации на отопительных сетях приводят к случаям регистрации низких температур в детских учреждениях. В 1998 г. в каждом пятом обследованном учреждении (20,6% из 62 тыс. обследованных объектов) регистрировались отклонения параметров микроклимата.
В Республике Карелия, Ивановской и Смоленской областях более 40% обследованых объектов не отвечали требованиям по микроклимату, тогда как в Омской, Самарской и Оренбургской и областях таких детских учреждений 3-8%. При этом в Самарской области в 1997-1998 учебном году около 20% детских дошкольных и подростковых учреждений закрывались из-за несоблюдения температурного режима, аварийных ситуаций систем канализации, отопления и водоснабжения.
Неудовлетворительно решаются вопросы с реконструкцией искусственного освещения. Отмечаются факты оборудования основных и вспомогательных помещений негосударственных образовательных учреждений (без согласования с госсанэпидслужбой) декоративно-бытовыми светильниками, которые не обеспечивают необходимые уровни искусственной освещенности. В то время как в государственных учреждениях отсутствуют средства для замены осветительных приборов. В результате каждое третье обследованное детское учреждение не отвечало санитарным нормам по уровню искусственной освещенности (32,7% из 48171 обследованных объектов).
Неблагоприятная ситуация с организацией освещения наблюдается в средних учебных заведениях (31,23% замеров не соответствовали гигиеническим нормативам), в учреждениях с углубленным изучением различных предметов (29,68%), средних общеобразовательных школах (28,7%).
Школы и другие образовательные учреждения крайне недостаточно обеспечены современным и безопасным оборудованием. От 30 до 50% приборов и оборудования, обеспечивающих учебный процесс в школах и средних учебных заведениях, устарели и требуют замены.
Отличительной чертой современного обучения и воспитания детей стала компьютеризация школ и дошкольных учреждений. Централизованное обеспечение образовательных учреждений вычислительной техникой не практикуется поледние 4-5 лет. Если в государственных учреждениях, как правило, используются устаревшие средства, то в коммерческих образовательных учреждениях вычислительная техника приобретается на средства спонсоров (частных лиц) без подтверждения ее безопасности. Общими нарушениями продолжают оставаться: расстановка технических средств без учета гигиенических требований, несоблюдение требований к кубатуре и площади кабинетов, в отделке помещений используются полимерные материалы (ДСП, полимерные обои, навесные потолки), используемая мебель не отвечает требованиям эргономики.
По данным Госкомстата* в России в 1997-1998 учебном году насчитывалось 24845 школ (68,7% от общего числа школ), имеющих кабинеты основ информатики и вычислительной техники, где организовано более 322,2 тыс. рабочих мест с ЭВМ. В 1998 г. 46,8%, или почти половина, не отвечало санитарным нормам и требованиям, каждое третье (29,96%) обследованное рабочее место учащихся (или более 13,5 тыс.) не является безопасным по влиянию электромагнитных излучений (табл. 26).
Таблица 26
Процент детских учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям по показателям воздействия факторов среды обитания
Показатели |
Процент учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам |
|||||||
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
|
Уровень шума |
27,8 |
31,4 |
29,3 |
26,2 |
27,3 |
22,8 |
13,2 |
14,2 |
Уровень ЭМП |
5,9 |
15,6 |
17,24 |
9,14 |
12,7 |
12,2 |
33,86 |
46,9 |
Освещенность |
31,1 |
31,8 |
33,5 |
34,0 |
31,4 |
35,3 |
31,37 |
32,7 |
Микроклимат |
19,8 |
18,5 |
23,4 |
22,5 |
21,3 |
22,0 |
21,2 |
20,6 |
Мебель на соответствие ростовозрастным особенностям детей |
- |
- |
- |
23,65 |
24,94 |
29,22 |
25,0 |
23,9 |
При оценке влияния ЭМП процент несоответствия замеров гигиеническим нормативам был максимальным в учреждениях для детей-сирот (41,22%), учреждениях с углубленным изучением различных предметов (34,98%), лицеях (30,54%).
Так, в Республике Дагестан компьютеризация школ осуществляется с грубейшими санитарными нарушениями, часто используются устаревшие технические средства, не допустимые к применению; 60-70% созданных компьютерных классов размещены в помещениях, не отвечающих гигиеническим нормативам и их открытие, как правило, осуществляется без согласования с органами госсанэпиднадзора Республики Дагестан.
Специалистами госсанэпидслужбы Республики Саха (Якутия), где с 1998 г. начата паспортизация компьютерных классов общеобразовательных школ, по результатам проверки запрещено использование ПЭВМ типа "Электроника" и других видов ВДТ ПЭВМ отечественного (выпуска ранее 1996 г.) и зарубежного (ранее 1993 г.) производств, имеющих превышение по ЭМП, на территории Республики в учебно-образовательных целях. Для маркировки видеотерминалов, снятых с эксплуатации, разработан знак "Внимание! Не подлежит использованию в учебных заведениях".
Наряду с освещенностью, ведущее место в формировании у детей и подростков различных патологических состояний органов зрения и опорно-двигательного аппарата занимает неправильно подобранная мебель.
По результатам исследований ученической мебели на соответствие ростовозрастным особенностям учащихся обращает на себя внимание тот факт, что самая неудовлетворительная ситуация складывается в лицеях (35,94%), в средних школах (33,45%) и неполных средних школах (26,28%), где каждое 3-4-е исследованое рабочее место учащегося не отвечает гигиеническим требованиям.
В то время как не отвечает санитарным нормам 13,04% дошкольных учреждений, 14,22% школ с изучением различных предметов, в 16,89% школ для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, наблюдается удовлетворительная обеспеченность мебелью.
При оценке суммарного влияния факторов среды обитания наиболее неблагоприятная ситуация отмечена в учреждениях с углубленным изучением различных предметов (лицеях, гимназиях), средних учебных заведениях.
3.2. Материально-техническая база
За последние 4 года сеть детских и подростковых учреждений сократилась почти на 10 тыс. (табл. 27).
Таблица 27
Количество детских и подростковых учреждений (1995-1998 гг.)
Типы детских и подростковых учреждений |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1995/1998 увел. (+) сокр. (-) |
Детские и подростковые учреждения, в т.ч.: |
207591 |
207340 |
203335 |
197829 |
- 9762 |
дошкольные учреждения |
66963 |
62575 |
58256 |
54630 |
- 12333 |
общеообразовательные школы |
66492 |
66932 |
66001 |
66160 |
- 332 |
специальные (коррекционные) учреждения |
1867 |
1975 |
1905 |
1965 |
+ 98 |
учреждения для детей-сирот |
1703 |
2268 |
2123 |
2226 |
+ 523 |
оздоровительные учреждения |
41116 |
42248 |
43114 |
39007 |
- 2109 |
Начиная с 1992 г., сеть дошкольных учреждений уменьшается в среднем на 4-4,5 тыс. учреждений в год из-за сокращения количества детей дошкольного возраста и отсутствия материальных средств у родителей на оплату. В 1998 г. в дошкольных учреждениях воспитывалось 4,7 млн детей, что составляет 54,4% от общей численности детей дошкольного возраста. Укомплектованность в настоящее время составляет 80%, т.е. на 100 мест в дошкольных учреждениях приходится лишь 80 воспитанников (в 1992 г. - 93%).
Реконструкция воспитательных учреждений происходит с изменением их функционального назначения: в центры социальной реабилитации, приюты, начальные школы, оздоровительные и внешкольные учреждения, учреждения профессионального образования подростков и дневные приюты для стариков. Детские сады перепрофилируются в учреждения компенсирующего обучения для детей с нарушениями речи, слуха, умственно-отсталых, детей с туберкулезной интоксикацией. В целом численность воспитанников в учреждениях: для детей с дефектами речи и туберкулезной интоксикацией с 1992 г. увеличилась в 1,5 раза; для умственно-отсталых детей - в 1,6 раза; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в 2,7 раза.**
Объемы строительства учреждений для детей и подростков с 1994 г. по настоящее время снизились в 1,5 раза, при этом дошкольных образовательных учреждений - в 2,3 раза, оздоровительных учреждений - в 1,8 раза, тогда как учреждений для детей-сирот построено и введено в эксплуатацию в 2 раза больше. Это объясняется увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. Ежегодно, начиная с 1994 г., в Российской Федерации выявляется более 100 тыс. таких детей.
Таблица 28
Контроль за строительством и реконструкцией детских учреждений
Типы учреждений |
Всего строится и реконструируется объектов |
Введено в эксплуатацию объектов |
Всего строится и реконструируется объектов |
Введено в эксплуатацию объектов |
Всего строится и реконструируется объектов |
Введено в эксплуатацию объектов |
1998 |
1997 |
1994 |
||||
Детские и подростковые учреждения (всего) |
5366 |
1268 |
5913 |
78 |
8132 |
121 |
дошкольные учреждения |
1229 |
207 |
1513 |
22 |
2938 |
38 |
образовательные учреждения |
2801 |
605 |
3050 |
33 |
3980 |
54 |
для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей |
279 |
92 |
291 |
6 |
146 |
6 |
учреждения для отдыха, оздоровительные учреждения |
190 |
56 |
242 |
5 |
350 |
6 |
В 1998 г. было введено в эксплуатацию 605 школ, что на 83 школы меньше, чем в 1997 г. (табл. 28). Сокращение школьного строительства приведет к еще большей переуплотненности, многосменности занятий, что неблагоприятно отразится на здоровье 22 млн детей и подростков - учащихся общеобразовательных школ. Так, во 2-3 смены занимаются более 5 млн учащихся, что составляет 24% от их общего числа*.
Снизился объем ремонтных работ в образовательных учреждениях перед началом нового учебного года. Затраты на косметический ремонт не оставляют финансовых средств на мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков (освещение, подбор мебели, замена устаревших компьютеров). Так, в Астраханской области 30% школ за неделю до начала учебного года не были готовы в полной мере к работе. В ряде школ ремонтные работы продолжались в течение сентября-октября.
В Чукотском автономном округе по распоряжению органов местного самоуправления начало учебного года было перенесено на 15 сентября, практикуется отмена занятий в зимний период по погодным условиям - до 20-30 дней в течение учебного года. В 2 районах округа (Чаунский и Шмидтовский) занятия в школах начались лишь 1 октября в связи с тем, что не были закончены в срок ремонтные работы. В результате дневная нагрузка возросла до 8 уроков.
В целом материально-техническая база детских и подростковых учреждений в последние годы существенных изменений не претерпела. Отмечается незначительное снижение процента учреждений с плохой материальной базой в основном из-за закрытия "аварийных" учреждений (детские дома, интернаты, школы, лагеря) или перевода контингентов детей в освобождаюшиеся здания детских садов (табл. 29).
Таблица 29
Материально-техническая база детских и подростковых учреждений (%)
|
1994 |
1995 |
1997 |
1998 |
требуют проведения капитального ремонта |
11,3 |
10,6 |
10,7 |
10,4 |
не канализовано |
24,7 |
24,5 |
23,3 |
21,8 |
отсутствует централизованное водоснабжение |
18,8 |
18,5 |
18,4 |
16,6 |
отсутствует центральное отопление |
13,6 |
13,4 |
13,2 |
11,4 |
Остается неблагополучной материальная база в начальных и неполных средних образовательных учреждениях (не канализовано 54-74% объектов; не имеют централизованного отопления 22-50% объектов; находятся в аварийном состоянии 15-20% объектов). Относительно благополучная МТБ сложилась в дошкольных образовательных и внешкольных учреждениях отдыха детей и подростков (не канализовано 11-16% объектов; не имеют централизованного отопления 8-10% объектов; находятся в аварийном состоянии 4-10% объектов).
Наихудшая МТБ детских и подростковых учреждений на протяжении последних трех лет отмечается в Усть-Ордынском Бурятском, Эвенкийском, Таймырском, Коми-Пермяцком автономных округах, республиках Тыва, Бурятия, Калмыкия, Башкортостан, Читинской области (табл. 30).
Таблица 30
Материально-техническая база детских и подростковых учреждений в субъектах Российской Федерации в 1998 г.
Субъект Российской Федерации |
Не канализовано, (%) |
Нет ц/водоснабжения |
Нет ц/отопления |
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ |
94,86 |
85,27 |
68,32 |
Эвенкийский автономный округ |
82,14 |
97,32 |
52,68 |
Республика Тыва |
76,42 |
76,59 |
72,81 |
Коми-Пермяцкий автономный округ |
71,30 |
56,51 |
29,73 |
Республика Калмыкия |
67,17 |
64,82 |
34,17 |
Читинская область |
59,50 |
59,91 |
39,63 |
Республика Бурятия |
53,25 |
40,87 |
20,23 |
Таймырский автономный округ |
51,94 |
51,94 |
43,41 |
Республика Башкортостан |
39,51 |
32,04 |
19,43 |
Российская Федерация |
21,81 |
16,59 |
11,42 |
Ханты-Мантийский автономный округ |
9,18 |
9,69 |
4,27 |
Свердловская область |
8,74 |
6,68 |
5,34 |
Владимирская область |
8,68 |
4,56 |
4,20 |
Самарская область |
6,47 |
4,83 |
4,65 |
Калининградская область |
5,83 |
1,46 |
1,84 |
Тульская область |
4,25 |
1,54 |
1,28 |
Ленинградская область |
3,69 |
3,21 |
2,73 |
Сахалинская область |
2,36 |
3,54 |
1,50 |
Мурманская область |
1,90 |
1,81 |
1,71 |
3.3. Организация питания
Решающим фактором, повышающим неспецифическую сопротивляемость организма детей и подростков к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, является полноценное горячее питание.
За последние 5 лет значительно снизился показатель охвата детей горячим питанием в образовательных учреждениях. Охвачены горячим питанием от 30 до 50% учащихся школ.
С рационом дети недополучают белки животного и растительного происхождения, витамины, минеральные вещества, микроэлементы необходимые для правильного роста и развития организма ребенка.
Во всех без исключения учебно-воспитательных учреждениях отмечается недостаточное употребление в питании детей кисло-молочных продуктов, рыбы, соков, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов, яиц.
В субъектах РФ дотации на питание школьников выделяются из местных бюджетов из расчета 1,5% МРОТ на человека в день. Из федерального бюджета финансирование в соответствии с законом РФ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" в размере 3% МРОТ на 1 человека в течение учебного года практически не проводилось. В самом трудном положении оказались учащиеся учреждений начального профессионального образования, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Субсидии для организации щадящего питания детей, страдающих хроническими заболеваниями органов пищеварения, сахарным диабетом, не выделяются пратически повсеместно.
В Республике Дагестан, несмотря на разработанные программы "Дети Дагестана" и "Охрана материнства и детства" отсутствуют гарантии обеспечения полноценным питанием "организованных" детей, т.к. источники финансирования многих мероприятий не были предусмотрены.
В Сахалинской области сложилось критическое положение с организацией питания детей раннего возраста. Молочные кухни имеются лишь в 6 городах области, а из-за резкого сокращения поголовья скота отсутствует сырьевая база для производства кисло-молочной продукции. Производство специализированных продуктов питания вообще не организовано. Вопрос полноценного питания в дошкольных учреждениях решается путем повышения оплаты (до 350 руб. в месяц), которая полностью используется на закупку продуктов. В Курильских районах удешевление питания осуществляется за счет поставок продуктов из Японии. Лишь в трех районах области дотации на питание школьников осуществляются из местных бюджетов в размере 5% (вместо 1,5%), охват горячим питанием составляет 82-93%, при среднем по области 40%.
Учащиеся в сельской местности обеспечиваются овощами, мясом, молоком и маслом за счет сельхозпредприятий. В городах закупка продуктов производится детскими учреждениями самостоятельно, приобретается дешевая, физиологически малоценная продукция, практикуется закупка продуктов на рынках без документации, подтверждающей их безопасность.
Рацион школьников не соответствует потребностям растущего организма. Продолжает снижаться потребление детьми продуктов, являющихся источниками аминокислот, витаминов и микроэлементов. Резко, особенно в сентябре 1998 г., сократилось число учащихся школ, имеющих возможность пользоваться услугами столовых в течение учебного дня.
Специалистами осуществляется систематический контроль за безопасностью и качеством питания детей с применением лабораторных методов.
Несмотря на трудности с обеспечением пищеблоков детских и подростковых учреждений технологическим оборудованием, невыплаты дотаций на питание и резкое сокращение ассортимента продовольственного сырья, в течение двух лет остается неизменным процент неудовлетворительных исследований по микробиологическим и санитарно-химическим показателям исследованных проб готовых блюд - 5,16% (табл. 31).
Таблица 31
Результаты исследований готовых блюд в организованных детских коллективах (%)
|
1997 |
1998 |
по санитарно-химическим показателям |
5,4 |
5,16 |
по микробиологическим показателям |
5,2 |
5,16 |
по калорийности и полноте вложения продуктов |
20,1 |
19,2 |
по вложению витамина С |
14,2 |
15,1 |
Физиологическое значение аскорбиновой кислоты чрезвычайно высоко, т.к. она участвует в обмене гормонов щитовидной железы, повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям и стрессам, способствует усвоению в организме белков, железа, витаминов. Витамин С не синтезируется в организме человека и должен поступать детям с пищей ежедневно.
Результаты лабораторных исследований содержания витамина в готовых блюдах показали, что неблагополучная ситуация с С-витаминизацией наблюдается в средних школах (в 24% исследований отмечено недовложение или полное отсутствие витамина С), в средних учебных заведениях (18,53% соответственно), школах-интернатах общего типа (17,68%) и неполных средних школах (17,3%).
Лучшие показатели по С-витаминизации готовых блюд отмечаются в учреждениях отдыха (9,43%), учреждениях для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей (11,11%), специальных (коррекционных) учреждениях (13,78%).
Анализ полученных данных по калорийности и полноте вложений продуктов в готовые блюда показал: наибольший процент недовложения продуктов отмечен в дошкольных учреждениях (21,86%), второе и третье место занимают средние школы (20,79%) и школы-интернаты общего типа (20,15%).
В лицеях, других типах детских учреждений, внешкольных учреждениях, учреждениях отдыха недовложение отмечается в 13-15% исследований.
3.4. Оздоровление детей и подростков в летний период
Летние каникулы позволяют использовать уникальные естественные оздоровительные факторы в сочетании с полноценным питанием и физической и двигательной активностью. Наиболее доступной и эффективной массовой формой укрепления здоровья детей и подростков являются загородные оздоровительные учреждения (лагеря), учреждения санаторного типа для детей с отклонениями в состоянии здоровья и наименее эффективными можно считать оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей.
Материальная база учреждений отдыха в динамике 1994-1998 гг. претерпела положительные изменения. Удельный вес неканализованных учреждений сократился с 18-20 до 16%, а требующих капитального ремонта с 5 до 4%.
В то же время в Ростовской, Кемеровской, Курской и Пензенской областях не решены вопросы строительства, реконструкции и ремонта жилых корпусов, пищеблоков, банно-прачечных комбинатов, медицинских блоков, бассейнов. В Курской области не выполнены работы по оборудованию и ремонту канализационной и отопительной систем в ЛОУ, расположенных в сельской местности.
Распределение учреждений отдыха по группам санитарно-эпидемиологического благополучия также имеет положительную динамику. Доля "благополучных" учреждений (1 группа) увеличилась с 18-20% до 26%, а доля "крайне неблагополучных" с групповыми заболеваниями детей и подростков сократилась с 18-19 до 12%.
Количество открываемых в летний период 1997-1998 гг. оздоровительных учреждений составило 39-38 тыс., в них отдохнуло 4,8-5,5 млн детей и подростков. В структуре летних учреждений также отмечается увеличение количества функционировавших:
- загородных стационарных лагерей с 3011 до 3482;
- санаторно-оздоровительных учреждений с 388 до 545, или в 1,4 раза;
- детских санаториев с 398 до 436;
- организованного отдыха родителей с детьми с 514 до 1512, или в 2,9 раза.
В то же время количество загородных детских дач сократилось с 242 до 227. Этот факт объясняется общей тенденцией сокращения сети дошкольных учреждений и количества детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Удовлетворительное обеспечение продуктами питания отмечалось в г. Москва, Тульской, Ленинградской, Ростовской, Ярославской, Ульяновской, Калужской, Астраханской областях, республиках Башкортостан, Чувашия, Калмыкия, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Агинском-Бурятском автономном округе, Хабаровском, Алтайском, Приморском краях. Было организовано 4-5-разовое питание, в меню регулярно включались свежие овощи и фрукты, натуральное мясо, рыба, яйца, кисло-молочные продукты.
В Ленинградской области были организованы благотворительные обеды и продуктовые наборы для детей семей социального риска, детей беженцев и вынужденных переселенцев.
В Республике Башкортостан в ряде районов проводилось кумысолечение, фитотерапия. В Курской области в оздоровительных лагерях проводился курс лечебного питания, назначалась поливитаминотерапия; дети получали напитки, обогащенные бифидумбактерином. В Тульской области и Республике Хакасия во всех оздоровительных учреждениях дети получали йодированную соль.
В отдельных оздоровительных учреждениях Псковской, Иркутской, Самарской областей отмечались трудности с укомплектованием пищеблоков высококвалифицированными поварами, кухонными рабочими, что повлекло за собой грубые нарушения санитарных норм: несоблюдение товарного соседства, условий хранения и сроков реализации скоропортящихся продуктов, технологии приготовления блюд. Недовложение основных продуктов отмечалось в оздоровительных учреждениях Псковской области; в Самарской области - выдача запрещенных блюд.
Заболеваемость среди отдохнувших детей и подростков составила 20,5 случаев на 1000 отдохнувших детей (112308), в 1997 г. - 20,6.
Наибольшие показатели заболеваемости - 51,7 случаев на 1000 отдохнувших детей зарегистрированы в загородных лагерях; 35 - в загородных дошкольных учреждениях: 30,3 - в санаторных оздоровительных лагерях. Отмечается увеличение показателя заболеваемости кишечными инфекциями с 0,15 в 1997 году до 0,2 в 1998 году. В основном за счет увеличения в 3 раза заболеваемости кишечными инфекциями в загородных дошкольных учреждениях (0,4 в 1997 г., 1,3 в 1998 г.).
Оценка эффективности показала, что выраженный оздоровительный эффект был отмечен у 63%, слабый оздоровительный эффект - у 32,6%, отсутствие эффекта - у 4,3% из числа обследованных. Наиболее высокий процент выраженного оздоровительного эффекта отмечался у детей, отдыхавших в санаторной смене оздоровительного лагеря (84,16%).
3.5. Состояние здоровья
Физическое развитие - очень важный показатель здоровья поколения. Изменения в физическом развитии, начиная с 20-х годов, свидетельствуют о постепенном увеличении тотальных размеров тела во всех возрастно-половых группах, снижение их в годы войны; увеличение с последующим ускорением темпов роста и развития (акселерация) детей и подростков с 60-х годов. С середины 80-х годов отмечено уменьшение физиометрических показателей, снижение темпа полового созревания, а с середины 90-х годов отмечается стабилизация основных морфологических (длина и масса тела) и уменьшение функциональных (жизненная емкость легких, мышечная сила рук) показателей, а также резкое снижение темпов роста и развития, т.е. отмечается процесс стагнации с последующей децелерацией молодого поколения россиян.
По данным научного центра здоровья детей РАМН за последнее десятилетие число школьников с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза, частота выявления функциональных отклонений возросла на 20%, более чем у 25% школьников-подростков отмечается задержка полового созревания, а 75% девушек-выпускниц заканчивают школу с хроническими заболеваниями.
Совокупность воздействия таких факторов, как несоответствие мебели возрастным и половым особенностям учащихся, низкие уровни освещенности в образовательных учреждениях способствовали росту заболеваемости костно-мышечной системы и патологии органа зрения у детей и подростков. Так, рост общей заболеваемости костно-мышечной системы в 1998 г. увеличился у детей 0-14 лет на 14,5%, у подростков 15-17 лет - на 16,4%; заболеваемости нервной системы и органов чувств на 6,6% и 8,5% соответственно. Если прирост заболеваемости по близорукости до 1997 г. составлял 1,5-2% в год, то в 1998 г. - 3% (по данным официальной медицинской статистики).
В научных исследованиях показано, что в учреждениях нового типа (гимназиях, лицеях, авторских школах) фактический объем недельной нагрузки (время, затраченное в образовательном учреждении и затраченное на выполнение домашних заданий) приводит к увеличению "рабочего дня" школьника до 10-12 ч для учащихся начальных классов и до 15-16 ч в сутки - для старшеклассников.
Нехватку времени учащиеся компенсируют за счет сна (в т.ч. ночного) и двигательной активности (75% школьников страдают гиподинамией).
Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40-55% учащихся, у 60-63% регистрируются изменения артериального давления (как правило, по гипертоническому типу), у 78-85% отмечаются неврозоподобные реакции.
Социально-психологическая дезадаптация учащихся различна для каждого из учреждений нового типа:
- в лицеях преобладает дезадаптация в форме неэффективной учебной деятельности;
- в гимназиях - неэффективность учебной деятельности и эмоциональное неблагополучие;
- в частных (авторских) школах - проблемы в социальных контактах учащихся.
Общая соматическая заболеваемость среди подростков 15-17 лет увеличилась в 1998 г. на 7,9%, в т.ч. новообразования на 21%; болезни эндокринной системы и расстройства питания на 22%; болезни органов пищеварения на 8,6%; болезни костно-мышечной системы на 16,4%; болезни нервной системы и органов чувств на 8,5% (табл. 32).
Таблица 32
Общая заболеваемость детей 0-14 и 15-17 лет по классам, группам и отдельным заболеваниям, зарегистрированным в ЛПУ в 1997-1998 гг. (на 100 тыс. населения)
Наименование |
Дети 0-14 лет |
Подростки 15-17 лет |
||||
1997 |
1998 |
1997/1998 увел. (+) сниж. (-) |
1997 |
1998 |
1997/1998 увел. (+) сниж. (-) |
|
Всего заболеваний |
156544,1 |
161298,3 |
+3,0% |
123231,9 |
132991,0 |
+7,9% |
Новообразования |
349,1 |
378,8 |
+8,5% |
312,1 |
380,0 |
+21,7% |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания |
2603,8 |
2852,6 |
+9,5% |
4465,6 |
5454,3 |
+22,1% |
в т.ч. ожирение |
449,8 |
474,9 |
+5,5% |
707,6 |
764,1 |
+8% |
Болезни органов дыхания |
80488,2 |
81180,8 |
+0,8% |
42095,8 |
44366,1 |
+5,3% |
в т.ч. бронхиальная астма |
580,6 |
658,7 |
+13,5% |
694,4 |
793,2 |
+14,2% |
Болезни органов пищеварения |
11690,8 |
12173,2 |
+4,1% |
11494,9 |
12483,6 |
+8,6% |
в т.ч. язва желудка и двенадцатиперстной кишки |
52,0 |
59,6 |
+14,6% |
447,3 |
478,4 |
+7% |
Болезни костно-мышечной системы |
3997,1 |
4578,9 |
+14,5% |
7040,5 |
8194,3 |
+16,4% |
Болезни нервной системы и органов чувств |
16181,0 |
17247,7 |
+6,6% |
20489,3 |
22238,8 |
+8,5% |
в т.ч. близорукость |
3226,5 |
3326,2 |
+3,0% |
9697,6 |
10000,4 |
+3,1% |
Расстройства менструации |
458,1 |
517,2 |
+13% |
2050,8 |
2238,8 |
+9,1% |
Отмечается увеличение темпов прироста общей заболеваемости среди 15-17-летних подростков по сравнению с 14-летними детьми по новообразованиям в 2,5 раза; по болезням эндокринной системы и расстройствам питания в 2,2 раза; по болезням органов пищеварения в 2 раза.
В динамике 1992-1998 гг. отмечается увеличение общей заболеваемости среди детей 0-14 лет бронхиальной астмой, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, болезнями костно-мышечной системы более чем в 2 раза. Среди девочек-подростков наблюдается рост гинекологических заболеваний, в первую очередь нарушений менструального цикла и полового созревания, более чем в 9 раз (табл. 33).
В 1998 г. в субъектах Российской Федерации регистрировались показатели общей заболеваемости, превышающие средние по России в 1,5-2 и более раз:
- болезни эндокринной системы, расстройства питания |
Мурманская, Орловская, Рязанская, Смоленская области, Чувашская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская Республики; |
- бронхиальная астма |
г.г. С-Петербург и Москва, Новгородская, Нижегородская области; |
- болезни органов пищеварения |
Новосибирская, Калининградская области, Чувашская республика, республика Башкортостан; |
- язва двенадцатиперстной кишки и желудка |
Республики Карелия, Мордовия, Калмыкия, Мурманская область; |
- болезни костно-мышечной системы |
Мурманская, Курская, Самарская, Ульяновская, Курганская, Челябинская, Томская области, республика Марий Эл, г. Москва; |
- болезни нервной системы и органов чувств |
Томская, Омская, Курганская, Самарская, Тверская, Калужская, Владимирская, Новгородская, Мурманская, Вологодская области, Республики Коми, Марий Эл, Башкортостан, Удмуртская республика, г. Москва; |
- близорукость |
Курганская, Мурманская, Кировская области, г. Москва. |
Таким образом, состояние здоровья подрастающего поколения, проблема способности (готовности) детей к выполнению ими свойственных возрасту биологических и социальных функций, а также сложившаяся экономическая обстановка в стране не способствуют улучшению состояния среды обитания детей и подростков и предупреждению неблагоприятного воздействия на организм перечисленных выше факторов.
Таблица 33
Общая заболеваемость детей от 0 до 14 лет по классам, группам и отдельным заболеваниям, зарегистрированным в ЛПУ в Российской Федерации (на 100 тыс. населения)
Наименование |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
увел. 1992-1998 гг.% |
Всего заболеваний |
129219,9 |
138422,2 |
139973,4 |
150500,0 |
147107,0 |
156544,1 |
161298,3 |
+24,8 |
Новообразования |
236,0 |
247,4 |
284,0 |
295,9 |
325,4 |
349,1 |
378,8 |
+60,5 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания |
1523,7 |
1717,2 |
1969,5 |
2172,0 |
2379,9 |
2603,8 |
2852,6 |
+87,2 |
в т.ч. ожирение |
314,9 |
332,7 |
366,2 |
372,3 |
414,5 |
449,8 |
474,9 |
+50,8 |
Болезни органов дыхания |
70926,2 |
77031,2 |
72196,8 |
77682,9 |
72559,2 |
80488,2 |
81180,8 |
+14,5 |
в т.ч. бронхиальная астма |
323,0 |
353,5 |
425,3 |
438,8 |
503,1 |
580,6 |
658,7 |
+103,9 |
Болезни органов пищеварения |
9832,6 |
9965,0 |
10472,9 |
11638,8 |
11726,4 |
11690,8 |
12173,2 |
+23,8 |
в т.ч. язва желудка и двенадцатиперстной кишки |
28,8 |
32,0 |
43,3 |
41,0 |
48,2 |
52,0 |
59,6 |
+106,9 |
Болезни костно-мышечной системы |
2130,8 |
2462,9 |
2913,9 |
3244,6 |
3987,9 |
3997,1 |
4578,9 |
+114,9 |
Болезни нервной системы и органов чувств |
12000,9 |
12736,7 |
13819,4 |
14565,9 |
15661,6 |
16181,0 |
17247,7 |
+43,7 |
в т.ч. близорукость |
не регистр. |
не регистр. |
2960,2 |
2997,2 |
3105,3 |
3226,5 |
3326,2 |
+12,4 |
Расстройства менструации |
56,5 |
91,8 |
295,4 |
344,1 |
397,9 |
458,1 |
517,2 |
увеличен. в 9,2 раза |
Приоритетными задачами организаций госсанэпидслужбы в области гигиены детей и подростков следует считать:
- активизацию разработки и внедрения целевых региональных программ по обеспечению санэпидблагополучия детского населения и профилактике заболеваний;
- обеспечение комплексной работы всех заинтересованных организаций по проблеме охраны и укрепления здоровья детского населения;
- усиление работы центров ГСЭН по применению административных и экономических мер влияния, пропаганде здорового образа жизни, работе с общественностью и средствами массовой информации;
- информирование органов управления на местах и населения о приоритетах в области охраны здоровья детского населения;
- целенаправленную работу по повышению квалификации педагогов и воспитателей в области профилактики заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детского населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.