Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. О деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
1. Сеть, структура и кадры учреждений госсанэпидслужбы
В 1998 году деятельность учреждений госсанэпидслужбы осуществлялась в соответствии с законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.), концепцией развития ГСЭН на 1998-2000 гг. и основными направлениями деятельности госсанэпидслужбы на 1998 год. Во многих субъектах Российской Федерации разработана концепция дальнейшего развития госсанэпидслужбы применительно к местным условиям и возможностям, в соответствии с которой проводится реформирование учреждений и оптимизация их структуры.
В составе Российской Федерации находятся 89 административно-территориальных единиц - регионов. По состоянию на 1 января 1999 г. это - 21 республика, 1 автономная область, 10 автономных округов, 6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения. Санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации в 1998 году была представлена 2545 учреждениями, включая научно-исследовательские учреждения и научные центры, в т.ч. 89 центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации (из них 2 в г.г. Москва и Санкт-Петербург), 1666 - в административных районах, 502 - в городах и в районных центрах городов, 46 - в регионах и зонах на водном и воздушном транспорте, 68 дезинфекционных станций, 12 противочумных учреждений, 18 государственных унитарных предприятий по производству иммунобиологических препаратов, 55 государственных унитарных предприятий дезинфекционного профиля.
За последние годы происходило сокращение центров госсанэпиднадзора административных территорий за счет их укрупнения. Так, с 1991 года их число уменьшилось с 2428 до 2303 в 1998 г. (на 125).
За счет укрупнения центров госсанэпиднадзора в сельских районах и образования межрайонных центров в 1998 году в Российской Федерации 87 центров госсанэпиднадзора обслуживали несколько административных образований, из них 29 межрайонных центров в 13 субъектах Российской Федерации обслуживали сельские районы и 58 в 15 субъектах Российской Федерации - сельские районы и города. Опыт работы по экстерриториальному принципу обслуживания имеют Вологодская, Владимирская, Ивановская, Нижегородская, Оренбургская области, Алтайский, Красноярский края.
Произошли изменения в структуре центров. Продолжается рост числа лабораторий санитарно-гигиенических отделов с 840 в 1997 г. до 924 в 1998 г. (на 84), в основном за счет их образования в центрах сельских районов. Уменьшение санитарно-гигиенических отделов с 2301 в 1997 г. до 2260 (на 41), эпидемиологических отделов с 2265 до 2206 (на 59) соответственно, что связано с объединением их в единые санитарно-эпидемиологические отделы и ликвидацией отделов в центрах сельских районов. Значительно уменьшилось число дезинфекционных отделов и отделений с 1516 в 1997 г. до 1389 в 1998 г. и отделов (отделений) профилактической дезинфекции с 1554 до 1494 соответственно в связи с увеличением сети хозрасчетных учреждений.
В 1998 г. в сравнении с 1994 г. увеличилось число отделов по изучению состояния здоровья населения в связи с влиянием факторов окружающей среды с 259 до 403, лабораторий санитарно-гигиенических отделов на базе межрайонных центров сельских районов с 716 до 924, лабораторий электромагнитных полей с 83 до 97 соответственно.
В 1998 году в учреждениях госсанэпидслужбы имелось по всем группам персонала 194391 штатная должность, 174365 занятых, 129895 физических лиц, из них на бюджете: 159965, 143224, 110179 соответственно. Это составило от 1997 года 98,4%, 98,2%, 99%. Обеспеченность физическими лицами, всех групп персонала составляла 7,53 в 1998 г. (7,49 - в 1997 году), а обеспеченность врачами - 1,87 на 10 тыс. населения, средним медицинским персоналом - 3,35 (1,85 и 3,37 соответственно в 1997 г.)
Число должностей врачей в 1998 году: штатных - 40756, занятых - 36293, физических лиц - 28313, среднего медицинского персонала 94943, 84325, 63051 соответственно.
Тенденция изменения численности специалистов службы указана на рис. 43.
Анализ кадрового состава учреждений показал дальнейшее сокращение среднего медицинского персонала госсанэпидслужбы. Динамика соотношения числа врачей и среднего медицинского персонала показывает, что из расчета на 1 врача в 1998 г. приходилось 2,23 среднего медработника, в 1993 г. было 2,77, а в 2005 г. по рассчитанному нами прогнозу будет приходится 1,4.
Самые большие изменения соотношений числа среднего медицинского персонала и врачей в сравнении с 1993 годом произошли в 1998 г. на следующих территориях (табл. 106).
Таблица 106
Динамика соотношения числа среднего медицинского персонала и врачей госсанэпидслужбы (1998 г. в сравнении с 1993 г.)
Наименование территории |
Убыль |
Ингушская республика |
- 1,92 |
Саратовская область |
-1,14 |
Оренбургская область |
-1,08 |
Республика Калмыкия |
-1,03 |
Волгоградская область |
-0,98 |
Карачаево-Черкесская республика |
-0,94 |
Калужская область |
-0,89 |
Республика Адыгея |
-0,89 |
Ульяновская область |
-0,88 |
Алтайский край |
-0,83 |
Брянская область |
-0,82 |
Самарская область |
-0,80 |
Ставропольский край |
-0,80 |
Калининградская область |
-0,79 |
Серьезное внимание в службе уделяется повышению квалификации кадров. Удельный вес аттестованных на квалификационные категории среди специалистов службы постоянно растет (рис. 45).
Из числа врачей госсанэпидслужбы 44% имеют высшую квалификационную категорию.
В учреждениях службы работает 29 докторов наук, 398 кандидатов наук, 609 человек имеют почетные звания "Заслуженный врач Российской Федерации".
2. О развитии санитарного законодательства в Российской Федерации
В 1998 г. государственная санитарно-эпидемиологическая служба, как на федеральном, так и на региональном уровнях, совершенствовала санитарное законодательство и нормативную базу для повышения уровня надзора в целях создания благоприятных условий жизнедеятельности населения Российской Федерации.
Был принят ряд новых законов, подготовленных с участием госсанэпидслужбы, среди них: "Об отходах производства и потребления"; "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"; "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки"; "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Специалисты службы работали над проектами федеральных законов: "О питьевой воде" - доработка после первого чтения в государственной Думе; "О качестве и безопасности пищевых продуктов" - принят государственной Думой в 3-ем чтении; "О защите населения от туберкулеза".
Кроме того, госсанэпидслужбой на федеральном уровне были рассмотрены и даны предложения по 14 законопроектам, влияющим на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Активизировалась законотворческая деятельность госсанэпидслужбы и на региональном уровне.
Если в 1997 году в 31 субъекте Российской Федерации разрабатывались законы по различным вопросам регулирования общественных отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то в 1998 году эта работа проводилась уже в 38 субъектах.
В дополнение к принятым с 1995 г. 81 закону в 1998 г. принято еще 30. Так, закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" принят в Республике Бурятия, в Алтайском, Ставропольском краях; закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Воронежской и Ростовской областях; закон "О защите населения от туберкулеза и противотуберкулезной помощи" - в Мордовской, Чувашской республиках, Краснодарском крае и Рязанской области, в Алтайском крае подготовлен проект указанного закона.
Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" был принят в Алтайском, Ставропольском краях; закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней населения" - в Алтайском, Краснодарском краях, Ростовской, Тульской областях; закон "Об охране труда" - в Ростовской, Тульской и Астраханской областях. Кроме того, в Алтайском крае приняты законы: "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера", "О радиационной безопасности населения", подготовлены проекты законов "О защите населения от бешенства и других инфекционных заболеваний и глистных инвазий, распространяемых животными", "О профессиональной заболеваемости".
Анализ законотворческой деятельности показал, что эта работа требует активизации организационной и практической работы учреждений госсанэпидслужбы в субъектах Российской Федерации по подготовке и принятию законодательных актов по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия.
Департамент госсанэпиднадзора с участием ведущих научно-исследовательских институтов разработал в 1998 году 44 документа гигиенических и эпидемиологических требований: Сводные перечни ПДК, ОБУВ, химических веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе и в воде; СанПиНы, предъявляющие гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования; СанПиН "Суда внутреннего и смешанного плавания"; СанПиН "Производство спирта и ликероводочных изделий"; СанПиН "Устройство и содержание полигонов для твердых и бытовых отходов"; СанПиН "Переменные магнитные поля промышленной чистоты".
Утверждены в 1998 г. Главным государственным санитарным врачом методические указания: "Определение безопасности и эффективности БАД", "По лабораторной диагностике гельминтозов" и др.
Активизировалась работа по разработке нормативно-методических документов в субъектах Российской Федерации. В 1998 году 66 центрами госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации разработано 328 документов по отдельным разделам гигиены и эпидемиологии, которые внедрялись в работу (табл. 107).
Наиболее активно осуществляли разработку нормативно-методических документов центры госсанэпиднадзора в г.г. Москва, Санкт-Петербург, Воронежской, Тверской, Смоленской, Курской, Тульской, Омской, Астраханской, Ростовской, Оренбургской, Челябинской, Калининградской, Новгородской, Липецкой областях, Республике Хакасия, Приморском, Хабаровском, Красноярском и Алтайском краях.
В 1999 году следует продолжить разработку и утверждение нормативных документов в соответствии с новым законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ.
Таблица 107
Количество нормативно-методических документов регионального уровня, разработанных и внедряемых центрами госсанэпиднадзора России в 1998 г.
Раздел гигиены и эпидемиологии |
СП |
СН |
СанПиН |
ГН |
Руководства |
МУ |
МУК |
MP |
Всего |
Коммунальная гигиена |
30 |
0 |
26 |
2 |
0 |
13 |
0 |
4 |
75 |
Гигиена труда |
13 |
0 |
18 |
1 |
0 |
9 |
0 |
1 |
42 |
Гигиена питания |
34 |
0 |
15 |
1 |
0 |
7 |
0 |
1 |
58 |
Гигиена детей и подростков |
2 |
0 |
17 |
0 |
0 |
5 |
0 |
1 |
25 |
Радиационная гигиена |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
13 |
4 |
0 |
20 |
Эпидемиология |
15 |
0 |
7 |
0 |
3 |
24 |
2 |
16 |
67 |
Организационно-методические документы |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
7 |
0 |
0 |
12 |
Методы контроля |
2 |
0 |
1 |
0 |
5 |
13 |
8 |
0 |
29 |
Всего |
97 |
0 |
86 |
4 |
13 |
91 |
14 |
23 |
328 |
3. Разработка и реализация федеральных и региональных программ
Одним из основных направлений деятельности госсанэпидслужбы в 1998 году продолжала оставаться разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ обеспечения санэпидблагополучия населения Российской Федерации.
Из всех утвержденных Правительством Российской Федерации федеральных целевых программ, направленных на охрану здоровья и обеспечения санэпидблагополучия населения в 1998 г. были профинансированы: программа "Вакцинопрофилактика" на 18,9%, "Анти-ВИЧ/СПИД" - 13,5%, "Безопасное материнство" 5,7%, "Медицина катастроф" - 8,3%, "Туберкулез" - 11,7% (письмо Минздрава России от 25.02.99 N 2510/2085-99-15), "Дети Севера" - на 41,2%, Федеральная целевая программа "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" на 27% в части мероприятий, относящихся к компетенции госсанэпидслужбы.
В 1998 г. в плане реализации федеральной целевой программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", содержащей раздел "Медицинское обслуживание и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия" федеральным центром госсанэпиднадзора выполнено 9 командировок в территории наибольшего размещения беженцев и их детей, обследовано 955 детей, приобретены и направлены в 5 территорий (Астраханская, Ярославская, Свердловская, Московская, Пермская области) диагностические тест-системы для проведения иммуноферментного анализа на гельминтозы у детей беженцев и вынужденных переселенцев, составлены санитарно-эпидемиологические характеристики на 11 территорий, где проживают мигранты для последующей разработки мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и профилактики заболеваемости населения, подготовлены и направлены в территории 3 информационно-методических письма и проведен ряд других мероприятий.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Дети Севера" принимали участие ИМПиТМ им. Е.И. Марциновского и НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана.
Специалистами ИМПиТМ им. Е.И. Марциновского проведены углубленные клинико-лабораторные, иммунологические и инструментальные обследования детей в наиболее отдаленных и неблагополучных по эпидобстановке поселках Корякского, Чукотского, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов и др. Всего за 1998 год обследовано 2852 ребенка коренных национальностей, выявлено 11 видов гельминтов, которыми заражены дети. Все больные пролечены. В медицинских учреждениях округов безвозмездно оставлены лекарственные препараты для продолжения оздоровительных мероприятий среди детей. Проведено 30 семинаров с целью повышения знаний местных врачей по паразитологии.
В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах проведены мероприятия по защите детей от нападения кровососущих насекомых и клещей. Разработаны методические указания "Защита детских коллективов от нападения гнуса и клещей в северных регионах России".
Специалистами НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана проведены экспедиционные выезды в Таймырский автономный округ и республику Коми, где проведена работа по медицинскому осмотру детей, выявлению предболезненных и патологических состояний и разработаны профилактические мероприятия по снижению заболеваемости среди детского населения Крайнего Севера.
Разработаны материалы для практического использования медицинскими работниками: пособие для врачей "Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья детского населения" и аналитический обзор "Состояние здоровья детей и подростков в северных регионах России".
Кроме того, в 1998 г. совместно с Минздравом России принято участие в разработке проектов федеральных целевых программ "Онкология" на 1999-2008 годы и "Экономическое и социально-политическое развитие Северо-Кавказского региона на период до 2005 года".
Указанные проекты программ находятся на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
В 1998 г. более активной стала деятельность центров госсанэпиднадзора по разработке и реализации региональных целевых программ по обеспечению санэпидблагополучия населения, финансирование которых осуществлялось за счет средств местных бюджетов, фондов медицинского страхования, промпредприятий и иных источников.
По сравнению с предыдущим годом в 1,2 раза возросло количество разработанных и утвержденных программ. Обеспечение роста произошло за счет программ: "Вакцинопрофилактика", "Борьба с туберкулезом", "Обеспечение санэпидблагополучия".
Среди профинансированных программ наибольшие доли занимали: "Вакцинопрофилактика" - 18,39%, "Дети России" - 14,56%, "Обеспечение санэпидблагополучия" - 14,43%.
Целенаправленно разрабатывались и финансировались программы, принятые в Свердловской, Ростовской, Волгоградской, Тверской, Смоленской, Воронежской, Оренбургской областях, Алтайском крае, Республике Татарстан и др.
Объем освоенных средств по программам, направленный на охрану здоровья и обеспечение санэпидблагополучия увеличился по сравнению с 1997 г. в 1,9 раза.
Не финансировались разработанные и утвержденные программы в республиках Калмыкия, Северная Осетия, Чукотском автономном округе и Владимирской области.
Доля программ, обеспеченных финансированием, сократилась с 53,02% в 1997 г. до 50,47% в 1998 г.
Объем денежных средств, освоенных госсанэпидслужбой в 1998 г. снизился в 4,7 раза по сравнению с 1997 г. и составил 2,3% от общего количества денежных средств, затраченных на реализацию мероприятий по программам всех направлений.
Однако в ряде центров госсанэпиднадзора в 1998 г. сумели получить и освоить выделенные на реализацию мероприятий суммы: Тверская область - 11,271 млн руб., Воронежская область - 122,09 млн руб., республика Татарстан - 10,43 млн руб., Пермская область - 10,51 млн руб., Свердловская область - 15,46 млн руб., Ямало-Ненецкий автономный округ - 9,68 млн руб., Ростовская область - 1,754 млн руб., Архангельская область - 2,258 млн руб. и др.
Средства, освоенные госсанэпидслужбой в указанных территориях были использованы на приобретение автотранспорта, лабораторного оборудования, питательных сред и диагностикумов для бактериологических исследований, химических реактивов для санитарно-гигиенических исследований объектов окружающей среды, изучение напряженности иммунитета среди отдельных групп населения, приобретение дезинфицирующих средств для работы в очагах, проведение противоэпидемических мероприятий и др.
В ряде территорий, получивших средства на финансирование программ, госсанэпидслужба не приняла участия в их освоении (Республики Карелия, Марий Эл, Ленинградская, Ивановская области и др.).
Все вышеуказанное свидетельствует о недостаточно активной работе руководителей указанных территорий и ряда других центров госсанэпиднадзора с администрацией, руководителями предприятий, различных фондов, о необходимости финансирования мероприятий региональных целевых программ, направленных на обеспечение санэпидблагополучия населения.
4. Деятельность санитарно-эпидемиологических учреждений по осуществлению госсанэпиднадзора, лабораторный контроль, информационное обеспечение
Для решения конкретных проблем, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения по инициативе или с участием специалистов госсанэпидслужбы в 1998 году подготовлено для рассмотрения в исполнительных органах власти разного уровня более 2000 вопросов, по которым приняты распорядительные документы. Вопросы санитарно-эпидемиологической ситуации выносились на заседание санитарно-противоэпидемических комиссий (СПК), где рассматривались наиболее острые проблемы региона, в т.ч. об организации питания детей и подростков, об организации летнего отдыха детей, о профилактике отдельных инфекционных заболеваний, об охране территорий от завоза особо опасных инфекционных заболеваний, о состоянии водоснабжения населения, о мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией, об упорядочении уличной торговли и др.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба работала во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, осуществляющими контроль и надзор. В 1998 году дополнительно к имеющимся, были разработаны и утверждены соглашения или положения о взаимодействии с Госстандартом России, Минтрудом России, с федеральной авиационной службой, с органами по гигиенической оценке и сертификации и др.
Вопросы, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, постоянно заслушивались на санитарно-эпидемиологических советах, совместных коллегиях с органами здравоохранения, образования, на заседаниях комитетов по борьбе со СПИДом и др.
По вопросам профилактики инфекционных заболеваний совместно с органами здравоохранения в субъектах Российской Федерации издано более 200 приказов.
Одной из главных задач госсанэпидслужбы является осуществление госсанэпиднадзора. С целью правильной организации и повышения его эффективности в течение года на федеральном уровне проводились совещания, семинары, курсы для специалистов различного профиля учреждений госсанэпидслужбы. Всего проведено 23 семинара-совещания, в которых участвовало более 900 человек. Проведена серия семинаров по методологии оценки риска здоровью для более чем 200 специалистов санэпидслужбы, органов по охране окружающей среды, представителей администрации территорий, научно-исследовательских и медицинских институтов, общественных организаций Мурманской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Самарской областей и Краснодарского края. Проводилась подготовка по санитарно-эпидемиологическим вопросам в субъектах Российской Федерации специалистов госсанэпидслужбы, лечебно-профилактических учреждений, учреждений образования и др.
Особое внимание в деятельности госсанэпидслужбы уделялось осуществлению предупредительного и текущего надзора, как наиболее эффективным методам предупреждения неблагоприятного воздействия среды обитания на здоровье человека.
В порядке предупредительного госсанэпиднадзора учреждениями службы выдано 114364 заключения по выбору участков под строительство, проведена гигиеническая экспертиза 92330 проектов ТЭО, строительства и реконструкции, рассмотрено 15459 проектов нормативной документации и более 14 тыс. технологий производства.
Осуществлялся надзор за строительством и реконструкцией 166859 объектов, в т.ч. 572 речных, морских, рыбопромысловых и других плавсредств.
В 1998 году текущий санитарный надзор проводился в более 1560000 коммунальных, промышленных, пищевых, детских и подростковых объектах на транспорте (водном, воздушном).
По санитарно-эпидемиологической характеристике все объекты делятся на 3 группы. Благодаря мерам, принимаемым госсанэпидслужбой в ходе осуществления госсанэпиднадзора, в целом в 1998 году снизилось количество объектов III группы, т.е. находящихся в неудовлетворительном санитарном состоянии.
Так, с 26,17% в 1997 году до 23,5% в 1998 году снизилось количество коммунальных объектов III группы, с 19,45% до 16,7% - детских и подростковых объектов, с 23,92% до 20,6% - пищевых объектов и с 40,6% до 37,6% промышленных предприятий. За счет снижения объектов III группы возросло число объектов I и II группы, что говорит об улучшении их санитарно-эпидемиологического состояния.
Одним из основных элементов оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации является получение учреждениями и организациями госсанэпидслужбы России объективной и достоверной информации о состоянии окружающей природной и производственной среды, о качестве проводимых гигиенических и противоэпидемических мероприятий путем проведения лабораторного контроля.
Лабораторный контроль осуществляемый подразделениями центров госсанэпиднадзора включает в себя испытания и исследования продукции производственно-технического и бытового назначения, товаров, продуктов, в т.ч. пищевых, продовольственного и непродовольственного сырья, парфюмерно-косметических средств, иммунобиологических препаратов, а также природных и производственных (вода, почва, воздух) и биологических сред с использованием современных физико-химических, микробиологических (бактериологических, вирусологических, серологических), паразитологических и токсикологогигиенических методов исследования, измерений физических факторов, ионизирующего и неионизирующего излучения.
Данные лабораторных исследований используются центрами госсанэпиднадзора при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, при проведении гигиенической оценки продукции по показателям безопасности для здоровья населения, а также при изучении влияния факторов среды на здоровье населения при проведении социально-гигиенического мониторинга.
Одной из основных задач стоящих перед учреждениями и организациями госсанэпидслужбы в рамках "Концепции организации и развития лабораторного обеспечения в системе государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации", утвержденной приказом Госкомсанэпиднадзора России от 21.07.95 г. N 82, является совершенствование организационной структуры, укрепление материально-технической и нормативно-методической базы лабораторных исследований.
За отчетный период центрами госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и регионах на транспорте продолжена работа по реформированию и совершенствованию сети лабораторных подразделений. Так, количество лабораторий санитарно-гигиенических отделов возросло с 773 в 1995 году до 924 в 1998 году за счет их образования на базе центров в сельских районах, число которых увеличилось с 392 в 1995 году до 473 в 1998 году. Количество лабораторных групп в составе санитарно-гигиенических отделов (в основном в центрах сельских районов) сократилось и составило 974 против 998 в 1996 году, за счет их ликвидации и создания укрупненных межрайонных лабораторий, число которых возросло со 154 в 1997 году до 169. В 1998 году увеличилось количество отделений по определению остаточных количеств пестицидов с 284 в 1996 г. до 304 в 1998 г. Развивается сеть лабораторий электромагнитных полей и других физических факторов их количество увеличилось за год с 91 до 97. Возросло со 124 в 1996 г. до 129 в 1998 г. количество радиологических отделений, однако число радиологических групп сократилось со 101 до 91 за счет образования межрайонных специализированных лабораторий. Общее количество бактериологических лабораторий в учреждениях службы за год снизилось с 2250 до 2210, за счет укрупнения лабораторий в центрах сельских районов. Количество вирусологических отделений и отделов особо опасных инфекций фактически не изменилось и составляет - 90 и 66 соответственно.
Наиболее интенсивно процессы реформирования, централизации лабораторных исследований, создания сети межрайонных лабораторий (центров), внедрения принципа экстерриториальности идут в Амурской, Вологодской, Кемеровской, Новгородской, Новосибирской, Пензенской, Ростовской, Свердловской, Тульской, Еврейской автономной и других областях, Краснодарском крае, республиках Чувашия, Марий Эл, Башкортостан, Адыгея, Саха и др., в Западно-Сибирском, Среднеевропейском региональных центрах на транспорте и др.).
Центрами госсанэпиднадзора в субъектах федерации и регионах на транспорте продолжалась работа по совершенствованию материальной базы лабораторий и внедрению в практику современных методов исследования: хромато-масс-спектро-метрии, газовой и жидкостной хроматографии, атомно-абсорбционной спектрометрии, альфа-бета-спектрометров, современных методов микробиологических и иммунобиологических исследований, что позволило увеличить вклад инструментальных методов в практику лабораторного контроля.
Так, в отчетном году центрами госсанэпиднадзора было выполнено 18 426 741 санитарно-гигиенических исследований, (в 1997 году - 17 409 102 исследований). Из них с применением физико-химических методов - 8 708 854 исследования или 47,2% (в 1997 году - 8 186 306 или 47,0%) (рис. 47).
При этом общее количество исследований увеличилось по сравнению с прошлым годом на 5,8%, в т.ч. с применением инструментальных методов на 6,4%.
Как и в прошлые годы наибольшее количество исследований проводится в Центральном (3319922), Уральском (2973747) и Северо-Кавказском (2041817) районах. Больше всего исследований было выполнено в Свердловской, Московской, Нижегородской, Ростовской областях и Краснодарском крае.
Наряду с увеличением роста общего числа исследований происходят изменения в их структуре, за счет дальнейшего внедрения более сложных аппаратных методов. Так, количество исследований проводимых методом атомно-абсорбционной спектрометрии возросло с 707178 в 1997 году до 851856 в 1998 году и впервые превысило количество исследований, проводимых полярографическим методом.
Последние годы в практической деятельности центров госсанэпиднадзора (в Московской, Свердловской, Тульской и Иркутской областях, в г.г. Москва, Санкт-Петербург, в федеральном центре госсанэпиднадзора и ряде других центров) для обнаружения и идентификации супертоксикантов в объектах окружающей среды, а также при обнаружении токсических веществ неизвестной природы все более широкое применение находит хромато-масс-спектрометрический метод, как наиболее информативный.
В отчетный период направление и характер деятельности токсикологических отделений центров госсанэпиднадзора существенно не изменились. По-прежнему основными методами испытаний анализируемой продукции являются санитарно-химические исследования, однако количество образцов исследованных токсикологическими методами возросло на 14% и составило 16116. В структуре исследуемой продукции (рис. 49) отмечается рост исследований парфюмерно-косметических средств, что связано с введением в действие СанПиН 1.2.681-97.
Среди проведенных в 1998 году радиометрических исследований наибольшее количество приходится на дозиметрические измерения (47115892), затем следуют радиометрические (320033) измерения, гамма-спектрометрические (212929), бета-спектрометрические (69630), альфа-спектрометрические (1273) и радиохимические методы исследования (16196).
За последние годы более чем на 40% увеличилось число бета-спектрометрических исследований, что связано с внедрением в практику ряда гигиенических нормативов, регламентирующих содержание стронция-90 в продуктах питания, пищевом сырье, продукции лесного хозяйства и оснащением центров Госсанэпиднадзора бета-спектрометрами. На этом фоне отмечается тенденция снижения количества радиохимических исследований.
Максимальное число проб пищевого сырья и пищевых продуктов, не соответствующих нормативам по содержанию радионуклидов выявляется гамма-спектрометрическим и радиометрическим методами.
Среди объектов радиационного контроля большую часть занимают пищевое сырье и продукты питания. В 1998 году выявлено 1542 пробы с содержанием радионуклидов, превышающих гигиенические нормативы.
В 1998 году центрами госсанэпиднадзора уделялось большое внимание изучению неионизирующих физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное излучение), при этом существенно возросло число проводимых исследований: так, количество исследований фактора шума возросло с 41483 в 1997 г. до 54183. Продолжало возрастать число исследований электромагнитных полей, в связи с продолжающимся ростом их источников, при этом количество исследований возросло с 22623 в 1997 году, до 27383 в 1998 году. В то же время дальнейшее расширение исследований неионизирующих излучений различной природы сдерживается недостатком развития материальной базы.
В 1998 г. микробиологические исследования выполняли 2210 лаборатории центров госсанэпиднадзора Российской Федерации. Следует отметить, что сократилось число бактериологических лабораторий: в 1997 г. их было 2250. Вместе с тем, возросло количество выполненных исследований: всего в 1998 г. - 61248715, из них 22163453 - бактериологические, 37303447 - санитарно-бактериологические и 1781815 - серологические.
Общее число выполненных исследований на 1975133 (в 1,03 раза) больше, чем в 1997 г. Увеличение произошло, в основном, за счет санитарно-бактериологических исследований (в 1,08 раза); их удельный вес составил 60,9% (в 1997 г. - 58%). Сравнительные данные по структуре исследований представлены на рис. 50.
Анализируя структуру санитарно-бактериологических исследований, следует отметить, что прослеживается тенденция некоторого увеличения количества выполненных исследований при контроле объектов внешней среды. Наиболее явно это заметно на примере пищевых продуктов (7751835 исследований в 1998 г. против 6792442 в 1997 г.) и воды (5075773 в 1998 г., 4513638 - в 1997 г.). Исключение составляют лишь исследования аптечных лекарственных форм (800275 в 1998 г., 827291 - в 1997 г.). Данные по санитарно-бактериологическим исследованиям, выполненным в 1997-1998 гг. (в абсолютных цифрах и процентах), представлены в табл. 108 и на рис. 51.
Таблица 108
Санитарно-бактериологические исследования, выполненные в 1997-1998 гг.
Наименования исследований |
1997 |
1998 |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Санитарно-бактериологические исследования всего, из них: |
34594150 |
100,00 |
37303447 |
100,00 |
вода |
4513638 |
13,05 |
5075773 |
13,61 |
в т.ч. сточные воды |
56378 |
0,16 |
58784 |
0,16 |
пищевые продукты |
6792442 |
19,63 |
7751835 |
20,78 |
смывы |
16708931 |
48,30 |
17593405 |
47,16 |
воздух |
902917 |
2,61 |
921317 |
2,47 |
аптечные формы |
827291 |
2,39 |
800275 |
2,15 |
материал на стерильность |
2809813 |
8,12 |
2950204 |
7,91 |
прочие |
2039118 |
5,89 |
2210638 |
5,93 |
Анализируя данные по контролю объектов внешней среды, следует отметить, что в сравнении с 1997 годом уменьшилось количество проб, не отвечающих гигиеническим нормативам в объектах ЛПУ (воздух, аптечные формы, материал на стерильность); что касается исследований питьевой воды и пищевых продуктов, то количество нестандартных проб в 1998 г. возросло.
Изменение удельного веса проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по бактериологическим показателям, представлено в табл. 109.
Таблица 109
Удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по бактериологическим показателям в 1997-1998 гг.
Наименования исследований |
Удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам (%) |
|
1997 |
1998 |
|
Всего из них: |
5,44 |
5,19 |
вода |
12,41 |
12,59 |
в т.ч. сточные воды |
25,23 |
24,80 |
пищевые продукты (включая исследования на антибиотики) |
7,24 |
7,42 |
смывы (включая контроль качества дезинфекции) |
4,97 |
4,53 |
воздух |
3,58 |
3,42 |
аптечные формы |
2,53 |
2,22 |
материал на стерильность |
1,55 |
1,37 |
Прочие в т.ч.: |
1,45 |
1,45 |
грудное молоко из роддомов |
6,89 |
8,18 |
почва |
18,66 |
17,89 |
контроль дезинфекционных камер |
4,08 |
4,29 |
контроль автоклавов |
1,53 |
0,80 |
фаготипирование стафилококка |
0,87 |
1,73 |
Количество серологических исследований, выполненных лабораториями ЦГСЭН в 1998 г., несколько уменьшилось: 1781815 против 1937456 в 1997 г. Объем этих исследований в общей структуре составил 2,9% (1997 г. - 3,3%).
Вирусологическими лабораториями центров госсанэпиднадзора в 1998 г. было выполнено 2506815 исследований (в 1997 г. - 2160852), из них 51657 (2,1%) вирусологических и 2455158 (97,9%) серологических. При этом количество вирусологических исследований в 1998 году сократилось на 2765, за счет уменьшения исследований материала от людей, а количество серологических - увеличилось за счет диагностических исследований.
В связи с ликвидацией полиомиелита в России приоритетным направлением для всех лабораторий было внедрение ВОЗовской методики по диагностике этой инфекции. В отчетный период из 67 лабораторий, проводящих исследования материала от людей, вирусы полиомиелита были выделены в 37, а из внешней среды - в 24 лабораториях.
Лабораториями особо опасных инфекций центров госсанэпиднадзора России в 1998 году выполнено 1444213 бактериологических и серологических исследований на особо опасные, природно-очаговые инфекции и риккетсиозы, что на 3,1% больше предыдущего года. При этом объем серологических исследований уменьшился и общий рост связан с увеличением числа бактериологических анализов как от населения, так и из объектов окружающей среды.
В 1998 году имело место некоторое увеличение числа исследований на холеру как от населения, так и из окружающей среды. В отчетный период от людей было выполнено 114701 исследование, что на 16% больше по сравнению с 1997 годом. При этом было выделено 102 культуры вибриона (24 в 1997 году). Расширилась география выделения культур, вновь обнаруживается холерный вибрион в Республике Дагестан, чего не было зарегистрировано в 1997 г.
Таблица 110
Выделение культур вибриона от населения в 1997-1998 гг.
Субъект Федерации |
1997 |
1998 |
||
Всего вибрионов |
В т.ч. холерных |
Всего вибрионов |
В т.ч. холерных |
|
г. Москва |
3 |
2 |
3 |
3 |
Республика Калмыкия |
1 |
3 |
9 |
55 |
Астраханская область |
5 |
|
1 |
|
Волгоградская область |
10 |
|
8 |
|
Республика Дагестан |
2 |
|
55 |
|
Краснодарский край |
3 |
|
3 |
|
Ставропольский край |
|
|
2 |
|
Ростовская область |
|
|
21 |
|
Красноярский край |
|
|
|
|
Всего |
24 |
5 |
102 |
58* |
* Все штаммы серовара Огава. |
Если в 1997 г. выделение вибрионов имело место в 13 субъектах федерации, то в 1998 г. - уже в 19 субъектах. Расширение географии и рост числа положительных находок вибрионов в 1998 г. настораживает и требует пристального внимания к мониторингу за инфекцией в 1999 году.
Общее число паразитологических исследований в 1998 г. составило 15624489, что на 22 тыс. проб меньше, чем в 1997 г. и связано с уменьшением количества исследованных проб продуктов питания. При обследовании населения на гельминтозы и протозоонозы возросло количество серологических исследований в 4 раза с 48010 до 193380. Санитарно-паразитологические исследования внешней среды возросли в 1,1 раза и составили 2984702 исследований.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. о лицензировании деятельности, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний человека Центральной лицензионной комиссией подготовлено, оформлено и выдано 75 лицензий центрам госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и в регионах на транспорте. Территориальными центрами госсанэпиднадзора оформлено и выдано 1013 лицензий из них 707 центрам госсанэпиднадзора, 104 лечебно-профилактическим учреждениям, 90 предприятиям пищевой промышленности, 78 лабораториям других ведомств.
Развивается материальная база лабораторий микробиологического профиля за счет внедрения новых методов обнаружения и экспресс-диагностики вирусных и бактериальных инфекций (импедансных и ДНК-технологий, иммуноферментного анализа, внедрения новых диагностических тест-систем и питательных сред). Так, только в 1998 году в практику 11 лабораторий был внедрен метод полимеразной цепной реакции (ПЦР).
Учитывая трудности с оснащением лабораторий центров госсанэпиднадзора Федеральным центром проведена совместная работа с Минздравом России и Международной энергетической корпорацией "Итера" и заводами-изготовителями по вопросам поставки для центров госсанэпиднадзора на основе зачетов лабораторного оборудования и средств измерений (жидкостных хроматографов "Миллихром-4 УФЭ", планшетных модулей, стерилизованного оборудования отечественного и импортного производства, ламинарных шкафов, атомно-абсорбиционных спектрофотометров "КВАНТ-АФА" и другого оборудования).
Одним из действенных инструментов оказывающих влияние на повышение качества и достоверности проводимых исследований лабораторными подразделениями учреждений Госсанэпидслужбы России является их аккредитация в "Системе аккредитации лабораторий Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации".
В соответствии с приказом Минздрава России от 18.02.97 г. N 49 "О мерах по дальнейшему совершенствованию работы по аккредитации лабораторий учреждений и организаций лабораторий Госсанэпидслужбы России", Центральным органом по аккредитации лабораторий на 31 декабря 1998 года аккредитовано и внесено в Реестр "Системы_" и Государственный Реестр 685 испытательных лабораторных центров и испытательных лабораторий центров госсанэпиднадзора. Из них в 1998 году было аккредитовано 169, при этом аккредитация 74 лабораторий была проведена территориальными органами по аккредитации и 15 - сетевыми центрами аккредитации. Переаккредитованно 185 испытательных лабораторий (центров), из них 152 в 1998 году, в т.ч. 50 территориальными органами по аккредитации.
Проведено 74 расширения области аккредитации испытательных лабораторий (центров), из них 30 в 1998 году, осуществлено 89 инспекционных контроля, в т.ч. за 1998 год - 38. В 1998 году была проведена аккредитация 11 и переаккредитация 2 зарубежных лабораторий.
В тот же период аккредитовано и внесено в Реестр "Системы..." 26 территориальных органов и сетевых центров по аккредитации лабораторий. За 1998 год переаккредитовано в качестве территориальных органов по аккредитации 12 центров госсанэпиднадзора в субъектах федерации. Аккредитован в качестве территориального органа по аккредитации ЦГСЭН в Тульской области, в качестве ведомственных центров по аккредитации лабораторий - сетевой ЦСЭН на железнодорожном транспорте, центр СЭН Министерства обороны Российской Федерации и центр ГСЭН федерального управления "Медбиоэкстрем" Минздрава России.
Для подтверждения технической компетентности лабораторий в ходе проведения аккредитации, переаккредитации и осуществления инспекционного контроля только в 1998 году было использовано 332 контрольные задачи по определению пестицидов и солей тяжелых металлов, 200 проб контрольных штаммов микроорганизмов, 25 бактериологических и 45 серологических проб для диагностики особо опасных инфекций, 20 проб на гельминты.
В целях обеспечения функционирования "Системы_" и проведения работ связанных с аккредитацией центральным органом по аккредитации осуществлялась подготовка и переподготовка экспертов "Системы_" из числа специалистов аккредитуемых учреждений и организаций. Всего проведено 18 курсов и групп, занятия проводились как на базе федерального центра, так и на выездных циклах, в ходе проведения которых подготовлено и переподготовлено 1318 экспертов, внесено в Реестр "Системы_" 1090 экспертов. За отчетный период проведено 5 курсов, подготовлено 239 экспертов, в т.ч. 24 иностранных специалиста.
В соответствии с ранее подписанными соглашениями о взаимодействии Госстандарта России и его территориальных органов и Госсанэпидслужбы России при осуществлении государственного надзора и контроля, и по аккредитации испытательных лабораторных центров, органов по сертификации и инспекционному контролю за указанными организациями, продолжается взаимодействие Центрального органа по аккредитации с Госстандартом России и его институтами в организационно-методическом и методическом плане.
Так, в 1998 году были разработаны и согласованы с Госстандартом России: методическое пособие "Использование стандартных образцов для контроля качества результатов количественного химического анализа" с приложением - "Информационное методическое пособие о фирмах-изготовителях стандартных образцов"; методическое пособие "Характеристики погрешностей методик выполнения измерений и нормативы оперативного контроля результатов измерений".
В целях реализации концепции организации и развития лабораторного обеспечения в системе Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и приказа Госкомсанэпиднадзора России N 100 от 17.06.1996 г. "О мерах по укреплению метрологической службы Госкомсанэпиднадзора России" в Центрах госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и регионах на транспорте созданы территориальные базовые метрологические службы, включающие в себя (отделения, группы) метрологии или метрологии и стандартизации, на которые возложены задачи по обеспечению единства и требуемой точности измерений проводимых лабораторными подразделениями центров госсанэпиднадзора, использованию аттестованных методик и метрологическому обеспечению средств измерения. В настоящее время, в связи с введением в действие ГОСТа Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений" и ГОСТа Р 8.568-97 "ГСИ. Аттестация испытательного оборудования" проводится работа по внедрению их в практику.
В ряде центров госсанэпиднадзора созданы подразделения по ремонту и техническому обслуживанию лабораторного оборудования или введены в штат специалисты по ремонту средств измерений (Красноярский край, Иркутская, Челябинская, Свердловская, Тульская, Новгородская области и Еврейская автономная обл.).
В целях дальнейшего развития и совершенствования лабораторного дела в системе Госсанэпидслужбы России, улучшения нормативно-методического обеспечения деятельности лабораторий и повышения эффективности их работы приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.03.97 г. N 83 на базе Федерального центра госсанэпиднадзора был создан лабораторный совет Госсанэпидслужбы России.
Деятельность лабораторного совета за отчетный период осуществлялась согласно утвержденному плану. Проведено 15 заседаний секций и секторов лабораторного совета, на которых было рассмотрено и обсуждено 27 различных вопросов, в т.ч. 12 проектов методических документов, 8 из них были утверждены Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России. Рассмотрены и даны замечания на проекты 14 ГОСТов, рассмотрены и направлены на апробацию в ЦГСЭН 4 методики выполнения измерений.
По тематике заседаний лабораторного совета было сделано 30 сообщений. В заседаниях секций и секторов лабораторного совета участвовало более 250 специалистов, в т.ч. специалисты Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России, центров госсанэпиднадзора, ведущие ученые научно-исследовательских институтов Минздрава России и РАМН, представители других ведомств и учреждений.
Среди наиболее значимых мероприятий проведенных лабораторным советом следует отметить отраслевое совещание специалистов токсикологических лабораторий по теме: "Вопросы химической безопасности и роль токсикологических лабораторий в осуществлении профилактических мероприятий", на котором были рассмотрены и определены основные цели и задачи их дальнейшей деятельности и расширенное заседание по теме: "Арбовирусные инфекции".
Созданы и активно работают лабораторные советы в центрах госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и регионах на транспорте. На местах утверждены положения о лабораторных советах, и их персональный состав.
В период 1996-1998 гг. лабораторными советами центров госсанэпиднадзора было рассмотрено и рекомендовано к внедрению в практику около 800 региональных нормативно-методических документов.
В целях улучшения профессиональной подготовки специалистов лабораторного звена центрами госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и в регионах на транспорте организуются постоянно действующие курсы первичной специализации специалистов со средним образованием на своих базах.
Подготовка врачей-лаборантов осуществляется на рабочих местах и на краткосрочных курсах информации и стажировки на своих базах, а также путем организации выездных циклов усовершенствования.
Подготовка, обучение и переподготовка специалистов лабораторных подразделений службы, работе на новой совершенной исследовательской аппаратуре, приборах, новым методическим подходам проводится в на тематических и сертификационных циклах кафедр профильных учебных учреждений последипломного образования Минздрава России.
Так, курсом лабораторного дела кафедры Социальной гигиены и организации санэпидслужбы МПФ ППО ММА им. И.М. Сеченова на базе Федерального центра госсанэпиднадзора за 3 года подготовлено 627 специалистов различного профиля.
Учреждения госсанэпидслужбы при осуществлении госсанэпиднадзора использовали права, представленные им законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе. К нарушителям санитарного законодательства применялись меры административного воздействия, в виде штрафов, закрытия объектов, передачи дел в следственные органы, отстранении от работы и т. д.
К числу эффективных мер по устранению и предотвращению санитарных правонарушений относятся вынесения постановлений госсанэпидслужбы о приостановлении эксплуатации объектов. На территориях Российской Федерации, где эти меры применяются наиболее активно, заметно ежегодное снижение удельного веса объектов III группы (не соответствующие действующим санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам и на них регистрируется превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторных и инструментальных методов исследования, регистрируются групповые инфекционные заболевания и пищевые отравления) (табл. 110).
В г.г. Санкт-Петербург, Москва, Московской, Волгоградской, Самарской, Ростовской областях выявлена данная положительная тенденция сокращения объектов 3 группы. В то же время по ряду территорий (Владимирская, Смоленская, Камчатская областям, республика Северная Осетия, Хабаровский край) можно отметить противоположную ситуацию, при которой число объектов III группы достигает от 30 до 40% из числа обследованных в течение года.
В 1998 году за выявленные нарушения санитарного законодательства было наложено 404647 штрафов, что на 2,5% больше чем в 1997 году. Рост количества наложенных штрафов отмечается по всем объектам надзора, за исключением "охраны почвы", где их количество снизилось на 1728 или 10,6%.
Сумма наложенных штрафов составила 98242 тыс. рублей, взыскано 76983 тыс. рублей или 78,4%. Средняя сумма наложенных штрафов в 1998 году 243 тыс. рублей, против 245 тыс. рублей в 1997 году. На 27% возрос удельный вес дел переданных в следственные органы (1997 г. - 1923; 1998 г. - 2441). Вместе с тем, с 46,85% в 1997 г. до 38,10% в 1998 г. снизился удельный вес дел, по которым были приняты решения о привлечении к ответственности за нарушение санитарного законодательства. Более 29,5 тыс. дел передавались на рассмотрение административных инспекций.
Таблица 111
Сравнительная характеристика территорий Российской Федерации по интенсивности применения мер о приостановлении эксплуатации объектов
Наименование территорий |
Число вынесенных постановлений о приостановлении эксплуатации объекта (абс.) |
Удельный вес объектов III группы, в общем числе объектов (%) |
||||
1996 |
1997 |
1998 |
1996 |
1997 |
1998 |
|
Коммунальные объекты
| ||||||
Российская Федерация |
11061 |
12654 |
14255 |
27,82 |
26,17 |
23,5 |
г. Санкт-Петербург |
253 |
265 |
348 |
5,41 |
4,22 |
2,5 |
г. Москва |
946 |
853 |
927 |
7,88 |
5,13 |
5,1 |
Московская область |
212 |
278 |
267 |
10,37 |
8,59 |
8,3 |
Волгоградская область |
118 |
72 |
96 |
20,52 |
18,33 |
20,2 |
Самарская область |
674 |
802 |
986 |
12,25 |
11,39 |
10,5 |
Ростовская область |
544 |
665 |
787 |
26,48 |
24,52 |
18,0 |
Владимирская область |
56 |
88 |
106 |
38,16 |
35,69 |
28,5 |
Смоленская область |
19 |
33 |
60 |
37,07 |
38,79 |
44,8 |
Респ. Северная Осетия |
22 |
7 |
13 |
43,97 |
46,63 |
45,3 |
Хабаровский край |
89 |
105 |
116 |
37,67 |
42,83 |
39,7 |
Камчатская область |
34 |
27 |
53 |
52,89 |
47,92 |
44,2 |
Детские и подростковые учреждения
| ||||||
Российская Федерация |
17643 |
22743 |
22595 |
21,64 |
19,45 |
16,7 |
г. Санкт-Петербург |
232 |
336 |
341 |
7,08 |
6,11 |
6,4 |
г. Москва |
386 |
349 |
310 |
7,91 |
7,15 |
5,3 |
Московская область |
304 |
333 |
305 |
7,07 |
7,01 |
6,2 |
Волгоградская область |
107 |
214 |
95 |
12,06 |
10,63 |
9,5 |
Самарская область |
944 |
1158 |
1175 |
8,87 |
6,72 |
5,5 |
Ростовская область |
918 |
1019 |
1003 |
24,36 |
21,66 |
18,9 |
Владимирская область |
219 |
183 |
157 |
29,11 |
22,85 |
19,9 |
Смоленская область |
81 |
102 |
119 |
29,72 |
30,64 |
28,6 |
Респ. Северная Осетия |
95 |
108 |
91 |
29,66 |
27,64 |
30,7 |
Хабаровский край |
163 |
193 |
222 |
29,89 |
29,71 |
26,5 |
Камчатская область |
54 |
49 |
80 |
29,2 |
22,32 |
17,7 |
Пищевые объекты
| ||||||
Российская Федерация |
42374 |
50449 |
55838 |
27,35 |
23,92 |
20,6 |
г. Санкт-Петербург |
1345 |
1368 |
1452 |
15,59 |
7,45 |
5,3 |
г. Москва |
1879 |
2171 |
2421 |
12,07 |
10,89 |
8,5 |
Московская область |
732 |
862 |
945 |
10,0 |
7,25 |
5,8 |
Волгоградская область |
388 |
415 |
425 |
23,6 |
15,96 |
15,0 |
Самарская область |
2294 |
2635 |
3650 |
5,74 |
4,45 |
3,9 |
Ростовская область |
2217 |
2504 |
2865 |
21,37 |
21,19 |
17,5 |
Владимирская область |
178 |
210 |
253 |
57,55 |
51,68 |
45,1 |
Смоленская область |
86 |
118 |
143 |
48,1 |
47,52 |
48,9 |
Респ. Северная Осетия |
147 |
340 |
168 |
68,61 |
66,76 |
64,3 |
Хабаровский край |
423 |
562 |
428 |
45,93 |
54,42 |
46,3 |
Камчатская область |
177 |
228 |
187 |
40,78 |
41,88 |
43,8 |
На 7698 увеличилось по сравнению с 1997 годом число постановлений о приостановке эксплуатации объектов, фактически было приостановлено 95% от числа подлежащих закрытию, в 1997 году - 94%.
Принятые госсанэпидслужбой меры позволили улучшить санитарное состояние 44508 объектов, снизить удельный вес проб воды из источников централизованного водоснабжения не отвечающих гигиеническим нормативам по содержанию солей тяжелых металлов с 8,8% в 1997 г. до 7,7% в 1998 г. на коммунальных водопроводах с 12,1% до 9,7%, ведомственных водопроводов с 14,6% до 11,4% соответственно.
В соответствии с законом, органам госсанэпиднадзора предоставлено право контроля за выполнением предприятиями, учреждениями, юридическими лицами санитарного законодательства. Ответственность за нарушение санитарного законодательства определена в разделе VII ст. 55 закона, которая дает понятие санитарного правонарушения и ее видов в случае его совершения. Индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
К числу мер административного принуждения, применяемых в практике работы санэпидслужбы, относятся меры административного взыскания (предупреждения, взыскания и др.), меры административного пресечения (прекращение эксплуатации объектов и пр.) и административно-процессуальные штрафные санкции. Административные меры использовали в своей работе учреждения госсанэпиднадзора на всех административных территориях Российской Федерации.
Специалистами центров госсанэпиднадзора за нарушения санитарного законодательства, санитарных норм и правил в 1998 г. было наложено 404647 штрафов. Большую долю от общего числа занимали штрафы, наложенные на предприятия торговли продовольственными товарами - 44%, на детские и подростковые учреждения - 16%, на коммунальные объекты - 14%, в отличие от 1994 года, когда на предприятия торговли продовольственными товарами было наложено 28% штрафов, на детские и подростковые учреждения - 22%, на коммунальные объекты - 17%.
По предложениям органов госсанэпиднадзора было временно отстранено от работы в 1998 г. 176048 человек, из которых 30% работали на предприятиях торговли продовольственными товарами, 27% - в детских и подростковых учреждениях, 12% - на промышленных предприятиях, 11% - на предприятиях общественного питания.
В следственные органы было передано 2441 дело, приняты решения о привлечении к ответственности виновных по 931 лицу (рис. 52).
Одной из составных частей деятельности учреждений госсанэпидслужбы является гигиеническое обучение и воспитание граждан. В 1998 году совершенствовалась система гигиенического воспитания и образования населения в целях повышения их санитарной культуры.
В большинстве учреждений госсанэпиднадзора созданы специальные подразделения или введены в штатные расписания должности врачей и средних медицинских работников для организации и проведения работы по гигиеническому воспитанию и образованию населения, которая проводилась в соответствии с "Концепцией укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания".
Совместно с центрами медицинской профилактики планируется и осуществляется гигиеническое обучение декретированных групп населения. С целью повышения уровня гигиенических знаний населения специалистами госсанэпидслужбы выпускаются массовым тиражом методические материалы, памятки, листовки по различным вопросам гигиены и эпидемиологии, читались лекции населению, проводились беседы, оформлялись санитарные бюллетени.
С каждым годом более тесное сотрудничество осуществляется со средствами массовой информации: редакциями газет, радио, телевидением.
Во многих субъектах Российской Федерации в областных газетах выделены разделы, где публикуется информация о санитарно-эпидемиологической ситуации, распорядительные и нормативно-правовые документы, издаваемые главным государственным санитарным врачом и другая информация.
В ряде территорий выпускаются газеты, учредителями которых являются госсанэпидслужба и органы здравоохранения.
Во всех субъектах Российской Федерации ежегодно издаются государственные доклады "О санитарно-эпидемиологической обстановке" и совместно с органами здравоохранения - "О состоянии здоровья населения в субъектах Российской Федерации".
С 1993 года Федеральным центром госсанэпиднадзора издается ежемесячный информационный бюллетень "Здоровье населения и среда обитания" (ЗНиСО). Всего в 1998 году издано 16 бюллетеней в т.ч. 4 квартальных (тематических). В бюллетенях публикуются актуальные вопросы организации и обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, основные направления профилактики инфекционных заболеваний, законодательные вопросы охраны здоровья населения, освещается опыт работы учреждений госсанэпидслужбы по разделам деятельности, публикуется оперативная информация, данные официальной статистической отчетности и др.
В целях повышения уровня и эффективности госсанэпиднадзора в организационном плане необходимо:
- принять меры по обеспечению реализации закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- дальнейшее укрепление правовых основ деятельности госсанэпидслужбы и совершенствование санитарного законодательства;
- разработка и внедрение новых форм и методов технологии, ведение госсанэпиднадзора и ведение социально-гигиенического мониторинга;
- завершение реформирования учреждений госсанэпидслужбы в соответствии с "Концепцией развития госсанэпидслужбы на 1998-2002 годы";
- укрепление материально-технической базы учреждений госсанэпидслужбы, переоснащение ее современным оборудованием и аппаратурой;
- продолжение совершенствования кадровой политики.
Мероприятия по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации
Учитывая сложившуюся в 1998 году в Российской Федерации санитарно-эпидемиологическую обстановку, результаты анализа факторов риска для здоровья населения, представленные в настоящем докладе, поставлены следующие основные задачи и мероприятия на 1999-2000 годы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья населения.
Реализация федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" всеми ветвями власти, юридическими и физическими лицами позволит предупредить возникновение и распространение инфекционных и неинфекционных заболеваний, потенциально опасных для здоровья населения. Повысить качество товаров, работ, услуг, в целом обеспечить санэпидблагополучие населения страны.
Улучшение качества питьевого водоснабжения
На федеральном уровне обеспечить:
- принятие федерального закона "О питьевой воде и питьевом водоснабжении";
- внедрение в деятельность учреждений госсанэпидслужбы методологии оценки риска здоровью населения от употребления недоброкачественной питьевой воды;
- совершенствование системы социально-гигиенического мониторинга;
- совершенствование нормативно-методической базы по вопросам гигиены воды и санитарной охраны поверхностных и подземных вод.
На региональном уровне обеспечить:
- принятие субъектами Российской Федерации законов "О питьевой воде" и региональных программ по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой;
- эффективное функционирование систем очистки и обеззараживания питьевой воды, внедрение прогрессивных технологий и оборудования, в т.ч. по обеззараживанию воды при использовании подземных водоисточников;
- координацию деятельности заинтересованных служб и ведомств, осуществляющих эксплуатацию и технический контроль за объектами водоснабжения и водоотведения, в т.ч. в сельских поселениях;
- оснащение производственных лабораторий и лабораторий центров госсанэпиднадзора современным оборудованием, позволяющим проводить санитарно-химические, микробиологические, радиологические и паразитологические исследования воды в связи с введением в действие СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" и методических указаний 2.1.4.682-97 по внедрению СанПиНа;
- экологическую защиту водоисточников (предотвращение, а также ликвидация сброса неочищенных бытовых и производственных сточных вод);
- расширение использования подземных (пресных) вод для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения;
- совершенствование технологических процессов водоподготовки (очистки и обеззараживания), в системах централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, в т.ч. методов обеззараживания при использовании подземных водоисточников;
- использование средств массовой информации, агитации и пропаганды для решения задач по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.
Улучшение состояния атмосферного воздуха
На федеральном уровне разработать и принять:
- федеральную целевую программу по охране атмосферного воздуха;
- федеральный закон "О транспорте в Российской Федерации";
- положение о разграничении функций между органами государственного надзора и контроля в области охраны атмосферного воздуха;
- нормативные документы по потенциально опасным химическим и биологическим веществам (ПОХ и БХ), в т.ч. канцерогенным, и методики оценки их влияния на состояние здоровья населения;
- расширить номенклатуру учитываемых источников выбросов, включая водный, воздушный и железнодорожный транспорт;
- продолжить внедрение малоотходных и безотходных технологий;
- разработать нормативный документ о производственном контроле за влиянием предприятий на окружающую среду и состояние здоровья населения;
- внедрить систему об экологическом и гигиеническом воспитании и образовании. На региональном уровне обеспечить:
- разработку целевых программ по охране атмосферного воздуха;
- определение приоритетных проблем улучшения качества атмосферного воздуха. Ранжирование городов по остроте проблемных ситуаций;
- внедрение второго этапа ведения социально-гигиенического мониторинга - обеспечить взаимодействие социально-гигиенического и других мониторингов по слежению за состоянием атмосферного воздуха и здоровья населения;
- работу по организации санитарно-защитных зон и вывода из нее населения;
- проведение инвентаризации вредных веществ и производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ (ПДВ);
- работу по переводу ТЭЦ и котельных на газовое топливо;
- работу по снижению использования этилированного бензина в автотранспорте.
Улучшение состояния почв
На федеральном уровне обеспечить решение первоочередных задач:
- дальнейшее формирование банка данных об объемах и перечне отходов на различных территориях России;
- разработку единой методики гигиенической оценки безопасного использования и применения промышленных отходов в различных отраслях промышленности;
- отработку классификации и гигиенических требований по использованию промышленных отходов в различных отраслях промышленности с учетом их состава и физико-химических свойств.
на региональном уровне обеспечить:
- реализацию разработанных законодательных и нормативных документов, инструктивных материалов:
- по использованию отходов производства и потребления;
- по нормированию размещения отходов, оценке опасности мест размещения отходов, порядку и критериям определения класса опасности отходов;
- о порядке контроля и надзора за трансграничными перевозками отходов;
- внедрение механизмов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов по реализации указанных мероприятий;
- внедрение без- и малоотходных технологий промышленного и сельскохозяйственного производства;
- строительство необходимого количества мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов;
- разработку и реализацию конкретных мер по решению проблем, связанных с отходами, не подлежащими использованию и переработке (пестициды, минеральные удобрения, ртутьсодержащие приборы).
Улучшение качества и безопасности питания населения и пищевых продуктов
На федеральном уровне обеспечить:
- доработку и принятие закона: "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- разработку методической базы по изучению фактического загрязнения продовольственного сырья и продуктов питания и выделения приоритетных загрязнителей для видов и групп продуктов питания и системы мониторинга питания населения;
- разработку методологии оценки риска для здоровья населения различных уровней загрязнения продуктов питания;
- разработку "Программы дополнительного питания для контингентов повышенного риска";
- разработку программы "Развитие индустрии детского питания, производства специализированных продуктов питания с заданными профилактическими и лечебными свойствами, экологически чистых продуктов питания";
- расширение ассортимента действующих детских молочных смесей.
На региональном уровне обеспечить:
- ведение непрерывного наблюдения за объектами окружающей среды и факторами, оказывающими влияние на качество и безопасность продуктов питания;
- разработку перечня приоритетных загрязнителей для отдельных регионов и территорий;
- ужесточение производственного контроля за организацией производства, за качеством и безопасностью выпускаемой продукции, в первую очередь, молочной и мясной продукции, рыбы и рыбопродуктов, птицы и птицепродуктов и особенно детского питания;
- обязательную витаминизацию пищи организованных коллективов, в первую очередь, детских;
- выделение дотаций на питание детей первых двух лет жизни.
Улучшение условий воспитания в детских организованных коллективах
На федеральном уровне обеспечить:
- реализацию мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в рамках федеральных целевых программ, в первую очередь, программы "Дети России";
- совершенствование нормативной и методической базы госсанэпиднадзора и ускорение рассмотрения и утверждения нормативных документов по профессионально-техническим учебным заведениям, детским домам и школам-интернатам для детей-сирот и домам ребенка, по учреждениям дополнительного образования и дошкольным образовательным учреждениям, по оздоровительным учреждениям с дневным пребыванием детей, по детской одежде и обуви;
- преемственность действующих и вновь разрабатываемых нормативных документов санитарного законодательства и документов других ведомств (Министерства образования, Министерства социальной защиты, Госстандарта России и др. ведомств).
На региональном уровне обеспечить:
- увеличение средств на питание детей и подростков в организованных коллективах;
- образовательные учреждения всех типов йодированной солью;
- во всех детских учреждениях комплекс профилактических мероприятий, не требующих материальных затрат - достаточная двигательная активность, соответствие физического воспитания состоянию здоровья детей, проведение физкультпауз и физкультминуток, закаливание, соблюдение санитарно-гигиенического режима (уборка, проветривание и др.), повышение гигиенической грамотности персонала ДОУ, педагогов и родителей;
- создание реабилитационных центров в образовательных учреждениях для предупреждения развития патологических состояний и лечения начальных проявлений заболеваний;
- проведение углубленных исследований состояния здоровья детей и окружающей среды в образовательных учреждениях для выявления факторов "риска" и принятия обоснованных управленческих решений;
- активизацию разработки и внедрения целевых региональных программ по обеспечению санэпидблагополучия детского населения и профилактике заболеваний;
- информирование населения и органов управления на местах о приоритетах в области охраны здоровья детского населения;
- повышение квалификации педагогов и воспитателей в области профилактики заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детского населения.
Обеспечение гигиены труда, безопасности и охраны здоровья работающих
На федеральном уровне обеспечить разработку и внедрение:
- законодательных актов об охране здоровья и социальной защите работающих женщин, подростков, лиц пожилого возраста, работающих инвалидов;
- системы подзаконных актов, формирующих организацию налогообложения и мероприятий, направленных на улучшение условий труда в развитие принятого в 1998 году федерального закона "О социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве", в т.ч.:
- о заключении срочных контрактов при найме на работу в особо вредные условия труда, типовые положения контракта, регламентирующие отношения работодателя и работника с позиции максимального сохранения здоровья и социальной защиты;
- о создании фонда средств для выплаты компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью, с учетом накопленного контингента больных и потенциального риска развития профзаболеваний;
- о проведении медицинской, трудовой и социальной реабилитации работающих на всех уровнях (цех, предприятие, регион, государство);
- о "защите временем" (продолжительность рабочего дня, недели, дополнительный отпуск, более ранний выход на пенсию) работающих во вредных условиях труда, в т.ч. при превышении гигиенических нормативов;
- об обязательном проведении на предприятиях с вредными условиями труда мониторинга условий труда и состояния здоровья каждого работающего;
Минтруду России:
- переработать и внести дополнения в список работ с особо тяжелыми и вредными условиями труда по основным отраслям промышленности, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста;
- совместно с Минздравом России разработать методологию оценки риска заболеваний от воздействия неблагоприятных факторов производственной среды, в т.ч. при их сочетанном воздействии, и обоснования мер защиты работающих в неблагоприятных условиях;
- создание банка данных о состоянии условий труда по предприятиям, отраслям, вредным факторам, заболеваемости, в т.ч. профессиональной.
На региональном уровне обеспечить внедрение:
- экономических механизмов, побуждающих работодателей обеспечивать здоровые и безопасные условия труда;
- системы экономических льгот и стимулов для предприятий с целью внедрения на производстве безопасных и малоопасных для человека и окружающей среды технологических процессов;
- комплексности в работе всех заинтересованных ведомств при проведении работы, направленной на улучшение условий, охраны труда и сохранение здоровья работающих;
- работы центров госсанэпиднадзора по применению административных мер и экономического влияния, надзору за предприятиями малого и среднего бизнеса, увеличению объемов лабораторного и инструментального контроля при обследованиях объектов.
Задачи в области обеспечения радиационной безопасности населения России
На федеральном уровне разработать и внедрить:
- постановления Правительства Российской Федерации:
- "Об обеспечении радиационной безопасности населения России по результатам ежегодной радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий";
- "Создание единой государственной системы учета и контроля индивидуальных доз облучения граждан";
- "О мерах по обеспечению радиационной безопасности населения от природных источников ионизирующего излучения" на 2000-2005 гг.";
- федеральную целевую программу "Обеспечение радиационной безопасности населения России при использовании источников ионизирующего излучения в медицинских целях на 2000-2005 гг.";
- "Положение о ведомственных службах радиационной безопасности". Осуществить:
- плановую переработку и приведение в соответствии с НРБ и ОСПОРБ, всех ведомственных документов (в т.ч. ГОСТы, ОСТы, СНиПы), касающихся радиационной безопасности сырья, продукции, технологий, транспорта, условий обеспечения радиационной безопасности персонала и населения;
- обучение специалистов госсанэпидслужбы и представителей администраций субъектов РФ, занятых проведением радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий;
- ведение компьютерной базы данных по результатам ежегодной радиационно-гигиенической паспортизации.
На региональном уровне обеспечить:
- ведение радиационно-гигиенической паспортизации объектов и территорий;
- эффективную деятельность ведомственных служб радиационной безопасности;
- завершение работ по экспертизе и утверждению "Расчетов годовых и суммарных накопленных доз облучения населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС (1986 г.), деятельности ПО "Маяк" (1957, 1967 гг.)".
Меры, направленные на предупреждение и снижение инфекционной и паразитарной заболеваемости населения Российской Федерации
На федеральном уровне разработать и обеспечить:
- реализацию региональных программ обеспечения санэпидблагополучия населения;
- национальную программу профилактики вирусных гепатитов;
- реализацию региональных программ профилактики клещевого энцефалита; комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий в медицинских учреждениях;
- совершенствование системы лабораторного контроля за ВИЧ/СПИД.
На региональном уровне обеспечить:
- расширение вакцинопрофилактики гепатита В среди подростков, медицинских работников, новорожденных и контактных в очагах инфекции;
- внедрение нового календаря профилактических прививок и доведение показателей привитости детей в индикаторных группах до уровней, соответствующих международным рекомендациям;
- проведение "подчищающей" иммунизации против полиомиелита, а также против кори среди детей и подростков в средних и высших учебных заведениях;
- выполнение санитарных правил 3.3.2.028-95 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов" на всех этапах;
- внедрение новых специфичных и чувствительных методов диагностики инфекционных и паразитарных заболеваний;
- усиление контроля за работой противотуберкулезной службы по оптимизации мероприятий по профилактике туберкулеза;
- усиление межведомственного взаимодействия в части профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний;
- улучшение организации санэпиднадзора за малярией, особенно за лицами, прибывающими из эндемичных территорий.
Основные задачи в области организации развития лабораторного дела в системе Госсанэпидслужбы Российской Федерации
На федеральном уровне обеспечить:
- методическое, метрологическое и информационное обеспечение системы лабораторного контроля;
- дальнейшее развитие и совершенствование "Системы аккредитации лабораторий Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" за счет повышения эффективности работы Центрального органа по аккредитации лабораторий, расширения сети аккредитованных территориальных органов по аккредитации лабораторий на базе центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации;
- действенность инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных испытательных лабораторий и территориальных органов по аккредитации и более тесного взаимодействия с центрами стандартизации и метрологии и научно-исследовательскими институтами Госстандарта России и другими системами аккредитации;
- повышение эффективности деятельности лабораторного совета по методическому обеспечению организации и развития лабораторного дела в учреждениях и организациях госсанэпидслужбы России;
- развитие системы подготовки и переподготовки кадров.
На региональном уровне обеспечить:
- анализ деятельности учреждений госсанэпидслужбы по развитию и оптимизации сети лабораторных подразделений, их технического перевооружения и созданию современной материально-технической базы;
- апробацию, отработку и внедрение в практическую деятельность лабораторных подразделений учреждений госсанэпидслужбы новых современных методов и методик проведения лабораторных исследований;
- создание современной экономической основы деятельности лабораторных подразделений в целях совершенствования системы лабораторного контроля, повышения качества и достоверности проводимых исследований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.