Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Гигиена транспорта
В 1998 году надзор за объектами водного и воздушного транспорта осуществлялся 44 учреждениями госсанэпидслужбы на транспорте. Сеть учреждений госсанэпидслужбы на транспорте сгруппирована по 7 регионам на транспорте и Западной зоной на транспорте, имеющей статус региона. Объекты водного и воздушного транспорта базируются также по административным единицам субъектов Российской Федерации, в частности:
- Волжско-Уральский регион на транспорте (Самарская, Саратовская, Кировская, Нижегородская, Астраханская, Волгоградская области);
- Дальневосточный регион на транспорте (Приморский и Хабаровский края, Амурская область);
- Западно-Сибирский регион на транспорте (Новосибирская, Тюменская, Омская, Томская, Кемеровская области, Алтайский край, республика Алтай, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа);
- Северо-Западный регион на транспорте (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская области);
- Среднеевропейский регион на транспорте (г. Москва, Ярославская, Рязанская, Московская, Тульская, Тверская, Белгородская, Брянская, Курская, Воронежская, Владимирская области и др.);
- Среднесибирский регион на транспорте (Красноярский край, Иркутская, Читинская области, Республики Бурятия, Хакасия, Тыва, Эвенкийский, Усть-Ордынский, Агинский автономные округа);
- Южный регион на транспорте (Ростовская, Волгоградская области, Республики Адыгея, Калмыкия);
- Западная зона на транспорте (Калининградская область).
Кроме того, в подчинении центров госсанэпиднадзора ряда субъектов Российской Федерации находятся 14 центров ГСЭН на транспорте, осуществляющих надзор на объектах водного и воздушного транспорта (г. Москва, Архангельская, Магаданская области, республика Саха (Якутия) и др).
Госсанэпиднадзор за объектами автотранспорта осуществляют центры госсанэпиднадзора всех субъектов Российской Федерации и регионов на транспорте.
Деятельность госсанэпидслужбы на транспорте в 1998 году была направлена на выполнение поставленных задач по санитарной охране границ от завоза и распространения особо опасных заболеваний и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах транспорта.
В прошедшем году не регистрировались случаи завоза транспортными средствами на территорию Российской Федерации особо опасных инфекций.
Несмотря на спад производства, в транспортных системах России существенных изменений в уровнях загрязнения объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы) на территориях предприятий и местах проживания населения не произошло. Имеют место серьезные недостатки в обеспечении питьевой водой, очистке территорий и вывозе мусора, пищевых отходов.
Продолжает ухудшаться качество и структура питания работающих, в т.ч. организация коллективного питания на судах.
Сложность адаптации промышленных предприятий и объектов транспорта к новым рыночным отношениям способствует ухудшению условий труда, росту профессиональной патологии у работников водного и воздушного транспорта.
Остаются стабильно высокими уровни шума и вибрации, загазованности воздушной среды как на судах, так и на промышленных предприятиях транспорта.
Уровень общей заболеваемости работающих в ряде регионов оставался относительно высоким.
Вместе с тем, центрам госсанэпиднадзора удалось сдержать наиболее негативные тенденции и в целом обеспечить стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки на транспорте.
В ряде регионов наметилась положительная динамика в показателях, характеризующих состояние: водоснабжения (Среднесибирский регион), охраны водоемов (Среднеевропейский регион), заболеваемости инфекционными болезнями (Дальневосточный и Среднесибирский регионы), условий труда на рабочих местах предприятий транспорта (Дальневосточный регион) и др.
7.1. Гигиена населенных мест
В 1998 году под контролем госсанэпидслужбы на транспорте находилось 300 источников централизованного водоснабжения, из них не отвечало санитарным нормам и правилам 24%, в т.ч. 14% из-за отсутствия зоны санитарной охраны.
Не отвечали санитарным требованиям 15 из 29 коммунальных водопроводов и 30,8% ведомственных. Наибольшее количество водопроводов, не отвечающих санитарным нормам и правилам, на протяжении ряда лет остается в Западно-Сибирском регионе на транспорте, в Калининградской области, Красноярском крае.
Качество питьевой воды в источниках водоснабжения и водопроводной сети за последние 5 лет продолжало оставаться нестабильным. В 1998 году, в сравнении с 1997 г., вырос удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-гигиеническим показателям в источниках централизованного водоснабжения и в ведомственных водопроводах, по микробиологическим показателям - на коммунальных водопроводах. За тот же период улучшилось качество воды в целом по регионам на транспорте на коммунальных объектах - по санитарно-химическим показателям, на ведомственных водопроводах и в источниках централизованного водоснабжения - по микробиологическим.
Ухудшение качественного состава питьевой воды по ведомственным водопроводам, где удельный вес неудовлетворительных проб в целом по отрасли, по санитарно-химическим показателям, составил 34%, по микробиологическим - 13,7%, и по коммунальным водопроводам (21,3 и 18,7% соответственно), произошло в основном за счет объектов водоснабжения, расположенных на территориях областей, где дислоцированы объекты Волжско-Уральского региона на транспорте (Поволжский район, ряд областей и республик Уральского района).
Улучшение качества питьевой воды из водопроводной сети в целом по Западно-Сибирскому региону на транспорте произошло за счет показателей по Обь-Иртышской и Верхне-Обской транспортным зонам.
Начавшееся при активном содействии санэпидслужбы в регионах на транспорте повсеместное внедрение на предприятиях эксплуатирующих централизованные системы водоснабжения СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем водоснабжения. Контроль качества" позволило поднять уровень ответственности администрации за качество питьевого водоснабжения. Вместе с тем, удельный вес объектов водоснабжения, не отвечающих санитарным нормам и правилам, продолжает оставаться высоким (табл. 55).
Таблица 55
Удельный вес объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающих санитарным нормам и правилам, в общем числе объектов (%)
Наименование регионов на транспорте |
Источники централизованного водоснабжения |
Ведомственные водопроводы |
||||||||
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
|
Волжско-Уральский |
10,9 |
3 из 63 |
3 из 68 |
8 из 70 |
10 из 70 |
21,4 |
7 из 40 |
6 из 32 |
5 из 18 |
5 из 18 |
Дальневосточный |
1 из 18 |
1 из 22 |
3 из 8 |
2 из 7 |
2 из 7 |
2 из 14 |
2 из 19 |
3 из 8 |
0 из 6 |
0 из 6 |
Западно-Сибирский |
31,1 |
32 из 78 |
28 из 91 |
38,6 |
38,1 |
35,6 |
34 из 50 |
36 из 48 |
29 из 46 |
29 из 46 |
Северо-Западный |
43,6 |
4 из 12 |
0 из 2 |
4 из 7 |
7 из 7 |
15 из 28 |
6 из 13 |
- |
0 из 5 |
0 из 5 |
Среднеевропейский |
4 из 29 |
0 из 46 |
3 из 49 |
2 из 45 |
2 из 42 |
3 из 28 |
0 из 15 |
0 из 40 |
2 из 44 |
2 из 37 |
Среднесибирский |
38,5 |
18 из 57 |
13 из 52 |
5 из 48 |
4 из 45 |
48,8 |
17 из 34 |
12 из 28 |
7 из 25 |
5 из 21 |
Южный |
0 из 2 |
1 из 1 |
0 из 1 |
0 из 1 |
0 из 1 |
1 из 14 |
1 из 14 |
1 из 13 |
1 из 11 |
0 из 11 |
Западная зона |
- |
6 из 22 |
16 из 26 |
10 из 24 |
10 из 23 |
- |
10 из 14 |
12 из 14 |
8 из 14 |
8 из 15 |
Всего |
25,3 |
21,6 |
22,2 |
23,1 |
24,0 |
30,4 |
38,7 |
38,7 |
30,8 |
30,8 |
Одним из важнейших факторов санитарно-эпидемиологического благополучия плавающего и летного состава остается бесперебойное обеспечение доброкачественной питьевой водой.
Водоснабжение судов осуществлялось:
- из сети береговых централизованных хозяйственно-питьевых водопроводов;
- с судов-водолеев;
- путем получения воды хозяйственно-питьевого назначения из забортной воды на судовых установках приготовления питьевой воды (станции ППВ).
Анализ результатов исследования качества питьевой воды за последние 5 лет показал, что удельный вес проб, не отвечающих санитарным нормам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, при всех схемах водоснабжения судов оставался сравнительно высоким (табл. 56). Эта тенденция отмечается практически по всем регионам на транспорте. Причинами неудовлетворительного состояния как береговых источников водоснабжения судов, так и работы станций ППВ на судах являются физический и моральный износ оборудования, неудовлетворительное техническое обслуживание систем водоснабжения на берегу и в рейсе, недостаточная требовательность госсанэпидслужбы при проведении текущего госсанэпиднадзора.
Таблица 56
Государственный санитарный надзор за водоснабжением судов
Удельный вес исследованных проб, не отвечающих санитарным нормам (%)
Наименование судовых систем и источников водоснабжения |
По санитарно-химическим показателям |
По микробиологическим показателям |
||||||||
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
|
Единая система берегового водоснабжения |
15,8 |
17,6 |
16,8 |
17,9 |
23,4 |
12,4 |
11,2 |
11,9 |
12,3 |
14,1 |
Смешанная система берегового и забортного водоснабжения |
21,4 |
19,0 |
15,3 |
16,0 |
20,3 |
13,4 |
12,0 |
11,7 |
13,7 |
11,8 |
Водопроводные гидранты |
12,6 |
24,1 |
20,2 |
17,3 |
16,6 |
7,6 |
8,4 |
7,4 |
7,9 |
8,8 |
Морские суда, имеющие станции приготовления питьевой воды (СППВ) |
21,0 |
24,0 |
25,6 |
15,4 |
21,0 |
13,1 |
11,5 |
13,4 |
22,6 |
1,5 |
Речные суда, имеющие станции приготовления питьевой воды (СППВ) |
23,4 |
15,1 |
11,4 |
12,6 |
19,7 |
13,6 |
13,5 |
12,0 |
13,3 |
12,7 |
Воздушные суда |
39,7 |
42,3 |
22,0 |
21,0 |
27,8 |
16,1 |
20,4 |
17,2 |
16,1 |
13,8 |
Основными факторами воздействия на окружающую среду автомобильного, воздушного и других видов транспорта остаются загрязнения, связанные с отработанными газами двигателей, и шум.
Выбросы загрязняющих веществ транспортными средствами в целом по России составляют 37%. 25-30% эксплуатируемых автомобилей не соответствуют установленным нормам, что связано с конструктивными особенностями отечественного транспорта, отсутствием соответствующего контроля на заводах-изготовителях, низким уровнем технического обслуживания.
Автомобильные магистрали и воздушные коридоры, проходящие в непосредственной близости от зон жилой застройки создают акустический дискомфорт, оказывающий пагубное влияние на состояние здоровья жителей. По данным Минтранса только в зоне влияния шума от автотранспорта в России проживает 34 млн человек.
Объем исследований атмосферного воздуха, выполненных по контролю за содержанием различных химических загрязнителей, в целом по регионам на транспорте, в сравнении с 1997 годом, вырос с 1793 до 2482, в т.ч. в зоне влияния промышленных предприятий объем исследований составил 54,02%, на автомагистралях в зоне жилой застройки - 45,9%.
Уровень загрязнителей, превышающих ПДК, вырос с 19,2 до 22,3%, в т.ч. в зоне влияния промышленных предприятий с 6,15 до 8,7% и на автомагистралях в зоне жилой застройки с 29,4 до 38,3%.
Превышения ПДК составили: по пыли - 13,7%, по окиси углерода 12,6%, по сернистому газу - 28,7%, окислам азота - 18,1%.
Удельный вес проб, отобранных вблизи автомагистралей, превышающих ПДК, значительно выше, чем в зоне влияния промышленных предприятий, что связано с возросшим объемом исследований, проводимых на транспорте, количество которого в городах продолжает расти.
Воздействию авиационного шума подвергается большое число городского и сельского населения. Прохождение авиационных трасс над жилой застройкой (г.г. Москва, Ростов-на-Дону, Минводы, Хабаровск, Новосибирск, Комсомольск-на-Амуре и др.) способствует увеличению площадей акустического дискомфорта. Только вокруг г. Москва в зоне влияния авиационного шума расположено более 200 населенных пунктов. Эквивалентные уровни шумовой нагрузки на этих территориях превышают предельно допустимые уровни в 2-2,5 раза как в дневное, так и в ночное время суток.
В 1998 году при контроле за загрязнением почвы по регионам на транспорте по санитарно-химическим показателям не отвечало гигиеническим нормативам 17,3% проб (в 1997 г. - 18,4%), из них по солям тяжелых металлов - 15,4%, в т.ч. по ртути - 3,9%, свинцу - 14,4% (в 1997 г. 1,1 и 13,7% соответственно).
Удельный вес пробы почвы с превышением ПДК тяжелых металлов составили в селитебной зоне 6,3% (в 1997 г. - 4,8%), в т.ч. по свинцу - 6,0%.
Снизилось число проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в целом с 51,1 до 45,8%, в т.ч. на территории детских учреждений - с 54,2 до 32,5%. Удельный вес пробы почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам, на присутствие гельминтов в селитебной зоне составили 1,8%. Высокий уровень загрязненности почвы гельминтами наблюдался на территориях Среднеевропейского региона на транспорте (Центральный экономический район).
Исследования почвы в зоне влияния промышленных предприятий транспортных магистралей составили 50,0% от всех исследований. Не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям - 26,4% проб, превышало ПДК по солям тяжелых металлов - 24,1%, из них по ртути - 7 из 58, по свинцу - 24,8% (Волжско-Уральская транспортная зона - Поволжский район).
В течение 5 лет загрязненность почвы по паразитологическим показателям не снижается, проблема совершенствования плановой санитарной очистки продолжает оставаться актуальной. Доля проб почвы, не отвечающих санитарным и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, в регионах на транспорте в 2-3 раза больше, чем в целом по Российской Федерации.
7.2. Условия труда и состояние здоровья работающих на водном и воздушном транспорте
Условия труда работников транспорта специфичны, характеризуются многообразием факторов и оказывают комплексное неблагоприятное воздействие на организм работающих.
Водный транспорт
В условиях физического старения флота удельный вес судов, не отвечающих гигиеническим требованиям, продолжает оставаться высоким.
Изучение условий труда и быта плавсостава на судах различных типов с применением лабораторных и инструментальных методов исследования показало, что практически во всех регионах на транспорте регистрируется значительное число рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам и правилам.
Особенно высок удельный вес рабочих мест с неблагоприятными условиями труда на судах, эксплуатирующихся в Дальневосточном регионе: на морских судах - 48,0%, на промысловых судах - 60,0%, при этом отмечается прямая зависимость между условиями труда и сроком эксплуатации судна. Так, на судах по срокам эксплуатации до 10 лет неблагоприятные условия труда отмечались в 15,0% случаев, тогда как при эксплуатации до 20 лет уже в 75,0% случаев.
В Среднеевропейском регионе удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам, на судах в 1995-1998 годах находился в пределах от 13,0 до 26,0%.
Основными производственными вредностями на судах остаются шум и вибрация.
Удельный вес рабочих мест, не соответствующих требованиям СН 2.5.2.047-96 "Уровни шума на морских судах" и СН 2.5.2.048-96 "Уровни вибрации на морских судах" в разные годы (1994-1998) колеблется от 41,0 до 58,0% (Дальневосточный регион), 25,0-100,0% (Среднесибирский регион), 57,0-78,0% (Южный регион), 52,0-76,0% (Западно-Сибирский регион). При этом динамика изменений данных показателей за 1994-1998 гг. свидетельствует о росте их уровней на судах. Так, например, удельный вес исследований, не отвечающих санитарным требованиям по вибрации, вырос в 4 раза, а по шуму на 50,0%. Отмечались также отклонения от действующих норм и по таким факторам, как микроклимат (15,0-32,0% случаев) и искусственная освещенность рабочих мест (15,0-33,0% случаев).
Основными причинами неблагоприятных условий труда на судах, по данным центров госсанэпиднадзора на транспорте, являются:
- длительные сроки эксплуатации судов, до 70,0% судов построены в 60-70 годах (средний срок эксплуатации судна составляет 15-20 лет);
- физический износ оборудования и судовых систем;
- сокращение объема межрейсовых ремонтных работ;
- увеличение сроков эксплуатации судов без проведения капитальных ремонтов;
- недостаточное финансирование мероприятий по охране труда.
Воздушный транспорт
На воздушном транспорте, также как на речном и морском флоте, отмечается прогрессирующее старение и отставание от современных требований парка воздушных судов. Средний износ основных фондов составляет более 70%.
Обновление парка воздушных судов фактически приостановлено. Всеми российскими авиапредприятиями продолжается эксплуатация неконкурентоспособных пассажирских воздушных судов. Одновременно отмечается отставание развития материально-технической базы объектов авиационной инфраструктуры от современных требований (составляет 67,0-68,0% от действующего мирового уровня).
В связи с этим в современных условиях значительно увеличились нервно-психические нагрузки и психофизиологическая напряженность летного труда, прослеживается зависимость между условиями труда и состоянием здоровья летного состава.
За последние 5-7 лет в возрастной структуре летного состава гражданской авиации России произошли изменения в сторону резкого увеличения численности специалистов старшего возраста. Научные исследования свидетельствуют о снижении у них функциональных резервов и профессиональной работоспособности, более частом развитии заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, повышенной летальности в результате позднего обращения за помощью и желания скрыть заболевание; в возрастной группе 50 лет и старше заболеваемость летного состава возрастает в 4,5 раза по сравнению с возрастной группой 40-49 лет, а устойчивость к воздействию стрессовых факторов снижается на 80%, отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов.
Продолжает усугубляться вредное воздействие факторов полетов. Особую роль играют факторы летного труда, вызывающие отрицательные изменения в здоровье членов экипажей: высокий уровень шумов, общая вибрация, колебание атмосферного давления на взлетах, посадках и при изменениях направления полета, повышенное парциальное давление кислорода (гипоксия) во вдыхаемом воздухе и др.
Наиболее вредное воздействие на организм, особенно экипажей вертолетов и турбовинтовых самолетов оказывает виброшумовой фактор. Однако надежных средств защиты экипажей от шума в гражданской авиации нет, а необходимость вести постоянный радиообмен затрудняет выбор шумозащитных средств, которые являются дополнительным источником воздействующей звуковой энергии. Систематическое воздействие авиационного шума, превышающего допустимый уровень в 1,3-1,7 раза, ведет к развитию профессионального заболевания - кохлеарного неврита, о чем свидетельствует состояние профзаболеваемости. Профпатологические центры Минздрава России устанавливают достоверную связь заболевания органа слуха с воздействием шумового фактора. Дополнительно авиационный шум вызывает усталость, головную боль, нарушение сна, повышение артериального давления и другие невротические, астенические и вегетососудистые дисфункции.
Вибрация вызывает снижение в полете зрения, точности управляющих движений, качества оперативной деятельности, показателей внимания и других психофизиологических функций.
Нередко в кабинах воздушных судов отмечается превышение ПДК по озону в 5 раз, акролеину - в 3 раза, аэрозолю смазочных масел - до 6 раз. Всего определяется до 30 вредных химических веществ.
К вредным факторам также относятся радиационные и СВЧ-излучения. Полет на больших высотах и солнечная активность могут усиливать мощность дозы облучения экипажей в 2 раза.
Доказано, что многие из перечисленных выше вредных химических веществ и радиационное облучение оказывают канцерогенное и мутагенное воздействие на организм человека.
Таким образом, к вредным факторам условий летного труда относятся постоянное воздействие физических, биологических и химических факторов среды обитания. Комплексное влияние этих факторов значительно усиливает неблагоприятные изменения в организме и не полностью компенсируется в период отдыха.
Одновременно серьезной проблемой является качество бортового питания. По данным центров госсанэпиднадзора свыше 30,0% исследованных проб неудовлетворительны по микробиологическим показателям.
Несмотря на продолжающееся сокращение объемов производства, на большинстве предприятий транспорта сохраняется тенденция к ухудшению условий труда, что в свою очередь влечет за собой ухудшение здоровья работающих, рост профессиональной заболеваемости, несчастных случаев, потерю трудоспособности.
Работающие на промышленных транспортных предприятиях подвергаются комплексному воздействию вредных производственных факторов (загазованность, запыленность, повышенные уровни шума и вибрации).
Например, в Северо-Западном регионе общее число работающих в неблагоприятных условиях труда в 1998 году составило 4946 человек (26,8% от общей численности работающих), из них 588 женщин (11,3% от общей численности работающих женщин).
В Среднеевропейском регионе процент работающих в неблагоприятных условиях в 1998 году составил 16,2% (по объектам воздушного транспорта - 15,1%, по объектам водного транспорта - 18,1%).
В Волжско-Уральском регионе удельный вес рабочих мест с неблагоприятными условиями труда в 1998 году составил 22,7%, причем по сравнению с 1997 годом этот показатель возрос на 8,1% (14,6% в 1997 году).
В 1998 году остается неудовлетворительным состояние рабочих мест по отдельным вредным факторам производственной среды. Так, доля рабочих мест, не отвечающих гигиеническим требованиям, в Дальневосточном регионе составила: по шуму - 32,4%, по вибрации - 10,4%, по микроклимату - 25,1%. Удельный вес проб химических веществ 1 и 2 класса опасности (пары и газы) в воздухе рабочей зоны, концентрация которых превышает ПДК, составила 19,1%.
На предприятиях водного транспорта в Западно-Сибирском регионе: по шуму - 51,1%, по вибрации - 60,0%, по электромагнитным полям - 39,3%, по искусственной освещенности - 43,1%. Удельный вес проб веществ 1 и 2 класса опасности (пыль и аэрозоль) в воздухе рабочей зоны, концентрация которых превышает ПДК, составила 29,2%.
На береговых и наземных промышленных предприятиях в Среднесибирском регионе: по шуму - 37,7%, по вибрации - 4,5%, по микроклимату - 11,6%, по искусственному освещению - 22,9%.
Неблагоприятные условия труда связаны со сложной экономической обстановкой на предприятиях водного и воздушного транспорта.
За последние годы практически свернуты программы по охране и улучшению условий труда. Многие производственные помещения требуют капитального ремонта. Наблюдается моральное старение технологического и санитарно-технического оборудования. Строительство и реконструкция объектов, в основном, приостановлены.
Резко ухудшилось положение с обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, слуха, виброзащитными рукавицами, защитными очками, мазями, спецодеждой и обувью. Обеспеченность СИЗ на многих предприятиях находится в пределах 40% (Дальневосточный регион).
Сокращаются объемы производственного контроля, низкими темпами проводится аттестация рабочих мест. На многих предприятиях закрыты столовые, здравпункты, комнаты гигиены женщин, помещения психологической разгрузки (Среднесибирский, Дальневосточный и Западно-Сибирский регионы).
Процессы, связанные с функционированием воздушного транспорта, являются источниками целого спектра факторов воздействия на человека и окружающую среду. По данным замеров и расчетов, содержание вредных веществ в атмосферном воздухе крупных аэропортов, в т.ч. международных, и прилегающих к ним территорий (угарный газ, окислы азота, непредельные углеводороды, сажа и др.), как правило, не превышает 0,5 ПДК. Несмотря на это, наиболее интенсивное загрязнение атмосферного воздуха химическими веществами и элементами отмечено на территории аэропорта в местах взлета и посадки воздушных судов, здесь же отмечаются наиболее высокие уровни авиационного шума и СВЧ-излучений.
Степень воздействия на работающих тех или иных факторов (или сочетание их действия) на организм человека зависит от конкретных условий.
По истечении нескольких лет работы специалисты аэродромных служб жалуются на повышенную утомляемость, нарушения сна, раздражительность и др.
Многие технологические процессы связаны с работой на открытом воздухе и в местах, не защищенных от неблагоприятных климатических и метеоусловий.
Определенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха аэропортов и прилегающих территорий вносит автомобильный транспорт, мелкие котельные и другие объекты. Степень загрязнения атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от интенсивности авиаперевозок.
Прямым следствием неудовлетворительных условий труда является высокий уровень профессиональной заболеваемости работников транспорта.
Так, в 1998 году среди работников водного и воздушного транспорта было выявлено:
- в Волжско-Уральском регионе - 58 случаев (1,8 случаев на 10 тыс. работающих);
- в Северо-Западном регионе - 11 случаев (5,6 случаев на 10 тыс. работающих);
- в Среднесибирском регионе - 21 случай (13,8 случаев на 10 тыс. работающих);
- в Дальневосточном регионе - 8 случаев (3,3 случая на 10 тыс. работающих).
Динамика случаев профессиональных заболеваний в большинстве регионов неудовлетворительная.
В Среднесибирском регионе в период с 1994 по 1998 г. регистрировались следующие показатели профессиональной заболеваемости (на 10 тыс. работающих): 1994 г. - 8,14, 1995 г. - 7,62, 1996 г. - 12,15, 1997 г. - 8,15, 1998 г. - 13,8.
В Дальневосточном регионе профессиональная заболеваемость распределилась по видам транспорта в 1994-1998 гг. (на 10 тысяч работающих) следующим образом:
Таблица 57
Показатели профессиональной заболеваемости работающих в разрезе регионов на транспорте
|
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Всего по транспорту |
3,98 |
6,05 |
7,29 |
7,39 |
6,85 |
Рыбная промышленность |
3,28 |
3,54 |
1,85 |
0,77 |
3,81 |
Морской флот |
4,02 |
13,28* |
1,4 |
1,58 |
2,18 |
* 29 случаев составляют острые отравления на т/х "Шадринск" в 1995 г. |
Структуру профзаболеваний на морском транспорте и рыбодобывающем флоте определяют: кохлеарный неврит (77,3% всей зарегистрированной патологии), заболевания опорно-двигательного аппарата (20%), заболевания органов дыхания (2,7%). При этом 81,3% случаев приходятся на специалистов машинной команды и рыбообработчиков.
Наиболее высокие уровни профессиональной заболеваемости регистрируются среди летного состава. Рост показателей связан с увеличением удельного веса летного состава пожилого возраста с большим стажем работы.
По данным Дальневосточного региона на транспорте профессиональная заболеваемость среди летного состава по возрастным группам распределилась следующим образом: 30-39 лет - нет; 40-49 - нет; 50-59 лет - 60%; 60 лет и старше - 40%. Стаж работы заболевших, как правило, превышает 20 лет.
Выше среднереспубликанских показателей профессиональной заболеваемости в Республике Татарстан в 1998 г. на предприятиях судостроительной промышленности - 14,1 на 10 тыс. работающих, авиационной промышленности - 12,6, автомобильной промышленности - 1,9, а удельный вес профзаболеваний составляет: по судпрому - 9%, автопрому - 7%, авиапрому - 55% (от общего числа профзаболеваний в Республике).
Анализируя уровни профессиональной заболеваемости у работников транспорта и отмечая ее рост, следует остановиться на причинах, обусловивших увеличение числа профзаболеваний в последние годы, прежде всего это:
- спад производства, постоянно ухудшающаяся экономическая ситуация заставляет предприятия придерживаться политики жесткой экономии, при которой вопросы охраны здоровья работающих отходят на второй план;
- материальная зависимость, угроза безработицы заставляет работника отстаивать свои права на возмещение ущерба при возникновении заболевания, связанного с производством;
- включение в состав медицинской комиссии профпатолога (приказ МЗ РФ N 90 от 14.03.96), в связи с чем значительно повысилась выявляемость профзаболеваний.
Кроме того, немаловажную роль в возникновении профзаболеваний играет:
- несовершенство технологического процесса;
- несовершенство технологического оборудования и оснастки;
- малоэффективная работа вентиляционных систем;
- неприменение средств индивидуальной защиты и другие причины.
В целях улучшения условий труда работающих на транспорте и снижения профзаболеваемости необходимо:
- совершенствовать нормативную и правовую базу;
- внедрять льготное налогообложение для предприятий, где отсутствуют профзаболевания, внедряются малоопасные и безопасные для здоровья работающих и экологии технологии производства;
- совершенствовать организационные аспекты деятельности в области охраны труда, в т.ч. за счет создания координационных советов по охране труда на предприятиях и регионах на транспорте, разработке региональных программ и других вопросов;
- более широкое проведение аттестации рабочих мест на всех объектах, независимо от форм собственности и деятельности.
7.3. Условия труда и состояние здоровья работающих на автомобильном транспорте
По данным центров госсанэпиднадзора в стране имеется 37 автостроительных заводов, размещенных в 23 регионах Российской Федерации, причем ряд заводов не функционирует по многим причинам (Архангельская область, г. Москва, Ярославская область, Республики Мордовия и Чувашия и другие субъекты Российской Федерации). По неполным данным на автостроительных заводах занято 239 тысяч человек (10 центров госсанэпиднадзора численность работающих в донесениях не представили).
На эксплуатации автотранспорта занято 187 авторемонтных заводов в 13 субъектах Российской Федерации, на которых занято 13447 человек (центры госсанэпиднадзора в Республике Коми, Архангельской, Новгородской, Псковской, Брянской и других областях данные не представили).
В Российской Федерации функционирует 12055 эксплуатационных предприятий в 13 административных районах (наибольшее количество их размещено в Центральном, Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном регионах). На указанных предприятиях трудится 1,7 млн человек.
Учитывая специфику эксплуатации автомобильного транспорта, надзор за условиями труда работников, в отличие от водного и воздушного транспорта, проводился как на самих транспортных средствах, так и на предприятиях по их обслуживанию.
На водителей автотранспорта воздействует шум, причем до 30,0% замеров не соответствует гигиеническим нормативам; допустимые уровни вибрации превышаются в 10,0% измерений, микроклимата - свыше 30,0%, химическим факторам - 5,0-10,0%.
Одним из основных источников загрязнения окружающей среды в крупных городах и поселениях Российской Федерации является быстроразвивающийся автомобильный транспорт, генерирующий шум и загрязняющий атмосферный воздух химическими веществами.
В целях объективизации изучения влияния автотранспорта на население в России проведено 43777 измерений, а численность населения, подвергающегося неблагоприятному воздействию шума, составляет свыше 12 млн человек. Лабораториями ЦГСЭН проведено около 112,7 тысяч исследований химических веществ, а в зоне неблагоприятного воздействия химических веществ проживает 23,3 млн человек.
Особенно следует выделить причины неблагоприятных условий труда на предприятиях автотранспорта:
- несовершенная технологическая оснастка для выполнения ремонтных работ;
- неэффективные системы вентиляции;
- плохая материально-техническая база ремонтных предприятий и мастерских, преобладающая часть из которых располагается в приспособленных помещениях;
- устаревающий автопарк отечественного производства, а также отсутствие достаточного количества запасных частей.
Надзор за условиями труда на рабочих местах транспортных средств и промышленных объектах позволил подготовить развернутую гигиеническую оценку, выявить ведущие вредные опасные факторы производственной среды, оказывающие неблагоприятное влияние на здоровье работающих. Результаты гигиенической оценки были использованы большинством центров госсанэпиднадзора при разработке профилактических мероприятий.
В сложившихся условиях отмечена необходимость формирования пакета нормативных документов по организации госсанэпиднадзора на автотранспорте. В частности, в целях совершенствования госсанэпиднадзора на автотранспорте признана первоочередная разработка следующих нормативных документов.
1. Гигиенические требования к проектированию различных предприятий по обслуживанию автомобилей, в т.ч. предприятий малого бизнеса, автозаправочных станций и т. д.
2. Гигиенические требования, предъявляемые к автомобилям, работающим на газовом топливе.
3. Гигиенические требования к проектированию эксплуатационных автопредприятий.
4. Гигиенические требования к особенностям конструктивных решений производственных помещений автотранспорта, систем отопления, вентиляции, освещения, санитарно-бытового обеспечения.
5. Гигиенические требования к автовокзалам в различных климатических зонах.
6. Организационные аспекты госсанэпиднадзора на автотранспорте, охрана границ и многие другие вопросы.
<< Глава 6. Химическая безопасность |
Глава 8. >> Здоровье человека и среда обитания |
|
Содержание Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1998 году" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.