Кодекс Алиментариус
Руководство для производства, переработки, маркировки и продажи органических продуктов
(CAC/GL 32-1999)*(1)
См. перечень международных пищевых стандартов (Кодекс Алиментариус)
Преамбула
Комиссия Кодекса Алиментариус является межправительственным органом численностью более 180 членов, действующим в рамках Совместной Программы по пищевым стандартам, учрежденной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Комиссия создана с целью защиты здоровья потребителей и обеспечения справедливых подходов к торговле пищевыми продуктами. Комиссия также содействует координации всей работы по пищевым стандартам, проделанной международными правительственными и неправительственными организациями.
Кодекс Алиментариус (с лат. "Пищевой закон" или "Пищевой Кодекс"), разработанный Комиссией, - это собрание международных пищевых стандартов, принципов, кодексов практики и других рекомендаций. Тексты, представленные в настоящей публикации, являются частью Кодекса Алиментариус.
Маркировка пищевых продуктов является основным средством связи между производителем и продавцом пищевых продуктов с одной стороны и покупателем и потребителем - с другой. Стандарты Кодекса Алиментариус и рекомендации по маркировке пищевых продуктов опубликованы в специальном томе: Маркировка пищевых продуктов - Полное руководство. В дополнение к общим рекомендациям Комитет по маркировке пищевых продуктов также предоставляет руководство по наиболее часто встречающимся на рынке вопросам для того, чтобы донести четкую информацию до потребителя.
В связи с ростом производства и международной торговли органическими продуктами, а также с целью ее содействия и предотвращения введения в заблуждения потребителей Комитет по маркировке пищевых продуктов разработал Руководство по производству, переработке, маркировке и продаже органических продуктов. Руководство создано для гармонизации требований к органической продукции на международном уровне, а также для оказания помощи правительствам, желающим создать национальные меры регулирования в указанной области.
Руководство включает в себя следующие разделы: общий раздел, описывающий понятие органического производства и сферу применения настоящего руководства; раздел описаний и определений; раздел маркировки и требований к продукту (в том числе к продукции на этапе изготовления и переработки); раздел о правилах производства и подготовки, включая содержание критериев для веществ, разрешенных в органическом производстве; раздел о системах контроля и сертификации; раздел о контроле за импортом.
Дополнительную информацию о текстах по маркировке, а также о работе Комиссии Кодекса Алиментариус можно получить по адресу:
Секретарь по делам Комиссии Кодекса Алиментариус,
Совместная программа ФАО/ВОЗ по стандартам на пищевые продукты,
ФАО, Виале делле Терме ди Каракалла,
00153, Рим, Италия
факс: +39 (06) 57.05.45.93
Почтовый адрес: codex@fao.org
Сайт: http://www.codexalimentarius.net
Введение
1. Настоящее руководство подготовлено с целью обеспечения согласованного подхода к требованиям, касающихся производства, маркировки и характеристики органических продуктов.
2. Целями настоящего руководства являются:
- защита потребителей от обмана и мошенничества на рынке и предоставления недостоверных заявлений о свойствах продукта;
- защита производителей органической продукции от недобросовестных производителей, выдающих свою продукцию за органическую;
- гарантия того, что все этапы производства, подготовки, хранения, транспортировки и продажи продукции подлежат проверке с соблюдением настоящего руководства;
- гармонизация положений о производстве, сертификации, идентификации и маркировки органически выращенной продукции;
- обеспечение международного руководства для систем контроля качества пищевых продуктов с целью признания национальных систем контроля в качестве эквивалентных для упрощения импорта;
- поддержание и укрепление органического сельского хозяйства в каждой стране с целью сохранения окружающей среды на локальном и на глобальном уровнях.
3. Настоящее руководство является на данном этапе первым шагом к официальной международной гармонизации требований к производству и продаже, инспекционному контролю и маркировке органической продукции. Опыт по разработке таких требований и их реализации по-прежнему весьма ограничен. Кроме того, потребительское отношение к методам органического производства различается в разных странах мира. Таким образом, можно признать, что:
- руководство является полезным инструментом в деле оказания помощи странам в разработке национальных режимов регулирования производства, продажи и маркировки органических продуктов;
- руководство нуждается в регулярном совершенствовании и обновлении с учетом технического прогресса и опыта его внедрения;
- руководство не препятствует осуществлению более строгих мер и принятию более детальных норм странами-членами организации для поддержания потребительского доверия и предотвращения мошенничества.
4. В настоящем руководстве изложены основные принципы по производству органической продукции в сельском хозяйстве, по ее подготовке, хранению, перевозке, маркировке, этапах продажи и дается указание о разрешенных пищевых добавках и вспомогательных средствах и допустимых нормах веществ, используемых для подкормки и удобрения почвы, борьбы вредителями и болезнями растений. В целях маркировки запрещено использование терминов, предполагающих, что органические методы производства применялись для продукции, полученной от производителей, находящихся под надзором должностного лица или органа по сертификации.
5. Органическое сельское хозяйство является одним из многочисленных методов сохранения окружающей среды. Органические системы производства основаны на конкретных и четких стандартах производства, направленных на достижение социально, экологически и экономически устойчивых агроэкосистем. Такие термины, как "биологический" и "экологический", используются с целью более подробного описания системы органического производства. Требования к производству органических продуктов отличаются от требований, предъявляемых к другой сельскохозяйственной продукции, так как идентификация и маркировка является неотъемлемой частью органического производства.
6. "Органический" - это термин, относящийся к маркировке продуктов, произведенных в соответствии с органическими стандартами производства и сертифицированных должным образом органом по сертификации. Органическое сельское хозяйство основывается на минимизации использования инородных веществ, синтетических удобрений и пестицидов. Применение методов органического сельского хозяйства не может гарантировать, что продукты полностью свободны от посторонних веществ, в связи с общим загрязнением окружающей среды. Так или иначе, указанные методы используются для максимальной защиты воды, воздуха и земли от загрязнений. Производители, переработчики и продавцы органической продукции придерживаются стандартов для сохранения целостности органических сельскохозяйственных продуктов. Основной целью органического сельского хозяйства является оптимизация состояния и производительности взаимозависимых сообществ жизни почвы, растений, животных и людей.
7. Органическое сельское хозяйство - это целостная система управления производством, которая улучшает агроэкосистему и сохраняет биологическое разнообразие и биологическую активность почвы. Это акцентирует внимание на использовании особых методов управления сельским хозяйством, так как природные условия в регионах требуют установления систем, адаптированных к местным условиям. Отдается предпочтение культурным, биологическим и механическим методам обработки почвы, а не химикатам. Система органического производства предназначена для:
a) повышения биологического разнообразия внутри всей системы;
b) повышения биологической активности почвы;
c) поддержания долговременной плодородности почвы;
d) минимизации использования невозобновляемых ресурсов за счет утилизации отходов растительного и животного происхождения для возврата питательных веществ в почву;
e) повышения использования возобновляемых ресурсов;
f) сохранения здоровой почвы, воды и воздуха, а также сведения к минимуму всех форм загрязнения, которые могут возникнуть в результате сельскохозяйственной деятельности;
g) обработки сельскохозяйственной продукции тщательно выбранными методами для поддержания ее органической целостности и жизненно важных качеств;
h) внедрения данной системы во все существующие фермерские хозяйства путем установления переходного периода, соответствующая продолжительность которого определяется с учетом присущих им исторически сложившихся условий, а также типа сельскохозяйственных культур и скота, которые предполагается выращивать.
8. Тесный контакт между потребителем и производителем является устоявшейся практикой. Возросший рыночный спрос, заинтересованность экономики в росте производства и увеличение дистанции между производителем и потребителем стимулировало внедрение внешнего контроля и сертификации.
9. Неотъемлемой частью сертификации является инспектирование системы управления органического предприятия. В основном процедуры сертификации основаны на ежегодном описании сельскохозяйственного предприятия, которое подготавливается производителем в сотрудничестве с инспекционным органом. Кроме того, стандарты по сертификации разрабатываются на этапе переработки для проверки операций по переработке и состояния растений. На предприятиях, инспектирование которых проводится органом по сертификации или должностным лицом, должно осуществляться четкое разделение инспекционной и сертификационной функций. Для сохранения своей независимости органы по сертификации не должны быть экономически заинтересованы в результатах сертификации производителей.
10. Кроме малой части сельскохозяйственных товаров, продаваемых фермой напрямую потребителям, большинство из них поступает на рынок через установленные каналы сбыта. Необходимы специальные меры для предотвращения мошенничества на рынке и эффективного аудита торговых и перерабатывающих предприятий. Таким образом, регулирование процесса, а не конечного продукта, требует ответственного подхода всех заинтересованных сторон.
11. Требования к импорту должны быть основаны на принципах эквивалентности и прозрачности, изложенных в Принципах инспектирования и сертификации импорта и экспорта пищевых продуктов*(2). Принимая импорт органических продуктов, страны, как правило, оценивают процедуры проверки и сертификации, а также стандарты, применяемые в стране-экспортере.
12. Принимая во внимание тот факт, что системы органического производства постоянно развиваются, а принципы и стандарты органического производства будут разрабатываться на основе настоящего руководства, Комитет по маркировке пищевых продуктов (CCFL) обязан пересматривать его на регулярной основе. Комитет должен инициировать процесс пересмотра путем запроса предложений от членов правительств и международных организаций о внесении поправок в настоящее руководство перед каждым заседанием CCFL.
------------------------------
*(1) Guidelines for the production, processing, labelling and marketing of organically produced foods. Принят в 1999 г. Пересмотрен в 2001, 2003, 2004, 2007 гг. Изменения внесены в 2008, 2009, 2010, 2012 и 2013 гг.
*(2) CAC/GL 20-1995.
*(3) До тех пор пока не будут разработаны перечни ингредиентов несельскохозяйственного происхождения и технологических добавок, разрешенных для использования в процессе подготовки продуктов животноводства, компетентные органы должны разработать свои собственные перечни.
*(4) CAC/GL 20-1995.
*(5) CAC/GL 20-1995.
*(6) Ввиду отсутствия определения генетически созданных/модифицированных организмов, согласованного Комиссией Кодекса Алиментариус, данное определение было разработано для обеспечения начальных рекомендаций для правительственных структур в сфере применения настоящего руководства.
*(7) Общий стандарт для маркировки фасованных пищевых продуктов, Раздел 4 - Маркировка фасованных пищевых продуктов (CODEX STAN 1-1985).
*(8) CAC/GL 20-1995.
*(9) CODEX STAN 1-1985.
*(10) Положения для аквакультуры будут разработаны позже.
*(11) CAC/GL 20-1995.
*(12) Руководство по процедуре Комиссии Кодекса Алиментариус, раздел Определения.
*(13) CODEX STAN 1-1985.
*(14) Применение химических процессов в контексте данных критериев является временной мерой и должно быть пересмотрено.
*(15) Системы, действующие под управлением органов сертификации, в некоторых странах могут быть равноценны системам, находящимся в ведении органов инспекции. По этой причине термин "инспектирование и сертификация" используется во всех случаях, в которых указанные системы носят синонимичный характер.
*(16) CAC/GL 20-1995.
*(17) CAC/GL 26-1997.
*(18) См. также другие согласованные международные стандарты, например ISO65.
*(19) В процессе одобрения органических продуктов зачастую упоминается сертификация, проведенная либо "органом по сертификации", либо "органом по инспектированию". Когда данные функции осуществляются одним и тем же органом, функции инспекции и сертификации следует четко разграничивать.
*(20) CAC/GL 25-1997.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кодекс Алиментариус. Руководство для производства, переработки, маркировки и продажи органических продуктов (GL 32-1999)
Текст руководства официально опубликован не был
Переводчик - О.М. Дедушева