Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2012 г. N 32-АПГ12-20
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Назаровой А.М., Задворнова М.В.,
при секретаре Амбадыковой Г.А.
рассмотрела в судебном заседании 31 августа 2012 г. гражданское дело по иску Алексеева С.Ю. к военному комиссариату Саратовской области, войсковой части ... о признании права на перерасчёт пенсии, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии по апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 14 июня 2012 г., которым исковые требования Алексеева С.Ю. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Алексеев С.Ю. обратился в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области, войсковой части ... о признании права на перерасчёт пенсии, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии.
В обоснование своих требований истец указал на то, что в период с 25 октября 1995 г. по 18 июня 1999 г., то есть до увольнения в запас в связи с истечением срока контракта, он проходил военную службу по контракту в войсковой части ... и занимал должность начальника группы контроля инженерно-авиационной службы. Считает, что его должность и функциональные обязанности в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" относятся ко второй группе работ с химическим оружием, что даёт ему право на повышение тарифной ставки должностного оклада, из которого исчисляется пенсия, на коэффициент 1,5, а с 1 января 2012 г. на коэффициент 1,25.
В связи с этим Алексеев С.Ю. просил суд признать за ним право на перерасчёт пенсии с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по его воинской должности и обязать ответчика произвести перерасчёт пенсии с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. с применением коэффициента 1,5, а с 1 января 2012 г. с применением коэффициента 1,25, также просил взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы на оплату услуг представителя в размере ... руб.
Решением Саратовского областного суда от 14 июня 2012 г. исковые требования Алексеева С.Ю. удовлетворены. За Алексеевым С.Ю. признано право на перерасчёт пенсии с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 1 января 2005 г. На военный комиссариат Саратовской области возложена обязанность произвести перерасчёт пенсии Алексееву С.Ю. с учётом размера повышения должностного оклада по второй группе работ с химическим оружием в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. с применением коэффициента 1,5, за период с 1 января 2012 г. по 14 июня 2012 г. включительно - с применением коэффициента 1,25, и установить ему пенсию с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 15 июня 2012 г. с применением коэффициента 1,25. С военного комиссариата Саратовской области в пользу Алексеева С.Ю. взысканы судебные расходы в размере ... руб.
В апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Стороны, извещённые о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда не явились, в связи с чем суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Судом установлено, что Алексеев С.Ю. в период с 25 октября 1995 г. по 18 июня 1999 г. проходил военную службу по контракту в должности начальника группы контроля инженерно-авиационной службы войсковой части ... Приказом от 18 июня 1999 г. N 023 Алексеев С.Ю. был уволен с военной службы в запас в связи с истечением срока контракта и исключён из списков личного состава войсковой части ... с 18 июля 1999 г.
Согласно пенсионному удостоверению, выданному военным комиссариатом Саратовской области, Алексееву С.Ю. была назначена пенсия за выслугу лет с 19 июля 1999 г., размер которой определён без учёта надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности, занимаемой на момент увольнения.
В соответствии со статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей" (в редакции на момент возникновения спорного правоотношения) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учёта повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Пунктом "б" статьи 49 указанного Закона установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-Ф3 "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.
Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 4 Федерального закона N 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5.
Во исполнение Федерального закона N 136-ФЗ от 7 ноября 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 386-25, введённым в действие с 1 апреля 2002 г., утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гаранта и.
Пунктом 3 указанного постановления установлено, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, социальные гарантии предоставляются на основании совместных решений Министра обороны РФ (руководителя другого федерального органа исполнительной власти) и руководителя Федерального агентства по промышленности.
Вышеуказанными Списками предусмотрены: производство с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии - войсковая часть ..., и должность - начальник группы контроля, относящаяся к поименованной в Списке должности - "начальник группы".
Проанализировав вышеназванные нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришёл к правильному выводу о том, что Алексеев С.Ю., занимавший перед увольнением с военной службы должность, предусмотренную Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также в связи с включением Правительством Российской Федерации постановлением от 31 декабря 2004 г. войсковой части ... в Список производств с вредными условиями труда, работа по которым даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, приобрёл право на указанные социальные гарантии с 1 января 2005 г.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал за Алексеевым С.Ю. право на перерасчёт пенсии с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 1 января 2005 г. и обязал военный комиссариат Саратовской области произвести перерасчёт пенсии с учетом повышения должностного оклада по второй группе работ с химическим оружием в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. с применением коэффициента 1,5.
Учитывая, что с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствования и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР" размер (коэффициент) повышения окладов по воинской (штатной) должности, относящийся ко второй группе работ с химическим оружием, с 1 января 2012 г. составляет 1,25, суд обоснованно обязал ответчика произвести перерасчёт пенсии Алексееву С.Ю. за период с 1 января 2012 г. по 14 июня 2012 г. включительно - с применением коэффициента 1,25 и установить ему пенсию с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 15 июня 2012 г. с применением коэффициента 1,25.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения заявителя об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения. Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой инстанции, Судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены материалами настоящего дела.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 14 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Горохов Б.А. |
Судьи |
Назарова А.М. |
|
Задворнов М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2012 г. N 32-АПГ12-20
Текст определения официально опубликован не был