Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
При этом согласно пункту 3 статьи 40 Кодекса в случаях, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Пункт 2 статьи 40 Кодекса предусматривает, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) положения статей 20 и 40 Кодекса со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Кодекса до 1 января 2012 года.
Кроме того, Законом N 227-ФЗ введен в действие раздел V.1 Кодекса, устанавливающий принципы определения цен для целей налогообложения. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона N 227-ФЗ положения частей первой и второй Кодекса (в редакции Закона N 227-ФЗ) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ (с 1 января 2012 года), вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Статьей 105.3 Кодекса предусмотрено, что в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
При этом для целей Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными. Кроме того, статьей 105.3 Кодекса установлены особые случаи признания цен рыночными. Так, с 1 января 2012 года в случае, если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, эти цены для целей налогообложения признаются рыночными ценами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.4 Кодекса для сделок, в которых применяются регулируемые цены.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (за исключением ситуаций, когда цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) регулируются или устанавливаются в соответствии с федеральным законом). При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 105.3 Кодекса налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.
В свою очередь, в случае выявления занижения сумм указанных в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса налогов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, производятся корректировки соответствующих налоговых баз.
В случаях несогласия с выводами налогового органа налогоплательщик вправе обжаловать действия этого налогового органа в досудебном и судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Позиция, изложенная ФНС России, свидетельствует о том, что при проведении налоговых проверок правильности применения рыночных цен в соответствии со статьей 40 Кодекса в качестве рыночных признаются цены, рекомендованные предписаниями антимонопольного органа. Доначисления налогов в этом случае не производятся.
Для разрешения возможных спорных ситуаций и формирования практики взаимодействия налоговых и антимонопольных органов создана межведомственная рабочая группа ФНС России и ФАС России (приказ от 27.06.2012 N ММВ-7-13/424@/428). ФАС России придерживается позиции, согласно которой выработке единообразного подхода к определению рыночных цен на основании положений Кодекса, должен предшествовать детальный анализ имеющейся судебной практики по данному вопросу. При этом, в настоящее время, согласно позиции ФНС России, отсутствуют спорные ситуации по прошлым налоговым периодам в части вопросов ценообразования для целей применения налогового и антимонопольного законодательства Российской Федерации.
По периодам с 1 января 2012 года Законом N 227-ФЗ рассматриваемый вопрос урегулирован.
Таким образом, выработка дополнительных мер к определению рыночных цен и методам их контроля не требуется.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.