Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 сентября 2012 г. N 03-11-11/280
Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСНО). Объектом налогообложения являются "доходы минус расходы" (15%). Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС (пункты 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), однако в письме Минфина России N 13-11/0172 от 28.02.2012 говорится об обратном - положение ст. 173 НК РФ, в частности п. 5 данной статьи, позволяет выставлять счет-фактуру с выделенным НДС. Указанная сумма НДС подлежит уплате в бюджет (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Сроки уплаты налога и предоставления декларации оговорены в п. 4 ст. 174 НК РФ. Также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не имеют права на возмещение "входного" налога согласно ст. 171 НК РФ. Но сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) включается в расходы при расчете единого налога (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
В статье 346.15 НК РФ указано, что доходы от реализации следует определять согласно ст. 249 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права. При расчете налога на прибыль из выручки исключаются суммы НДС на основании ст. 248 НК РФ. Но в статье 346.15 НК РФ предусмотрено исключение из доходов только на основании ст. 251 НК РФ, а на ст. 248 НК РФ ссылки нет. Учитывая данный факт, Минфин России в письме от 29.10.2004 г. N 03-03-02-04/1/41 пришел к выводу, что суммы НДС, полученные от покупателей, должны учитываться в доходах "упрощенца". Сумму НДС, уплаченную в бюджет (по выставленному счету-фактуре), "упрощенцы" не вправе включать в состав расходов (письмо Минфина России от 16.04.2004 г. N 04-03-11/61). По моему мнению, это противоречит общим принципам определения доходов для целей налогообложения, изложенным в ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода. Ведь "упрощенец", получивший от покупателя сумму НДС и перечисливший ее в бюджет, очевидно, никакой экономической выгоды не имеет.
Как исчислять налоговую базу для исчисления и уплаты единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков данного налога, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, вся сумма налога на добавленную стоимость, указанная в данном счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
Как установлено статьей 346.15 Кодекса, налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, учет доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационных доходов - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса. При этом не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 249 Кодекса доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Статьями 249 и 251 Кодекса не предусмотрено уменьшение доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав на сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса.
Налогоплательщики, применяющие вышеназванный специальный налоговый режим, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса. Данный перечень расходов является исчерпывающим.
На основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса полученные доходы уменьшаются налогоплательщиками на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этой связи при исчислении налоговой базы в составе расходов, уменьшающих доходы, должны учитываться суммы только тех налогов и сборов, от уплаты которых налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождены.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, выделенные в счетах-фактурах, выставленных покупателям товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, и уплаченные ими в бюджет, при определении налоговой базы в составе расходов не учитываются.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.