1. В соответствии с частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом в документации об аукционе установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, заявка на участие в аукционе должна содержать копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство.
При размещении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для подтверждения соответствия требованиям, установленным в документации об аукционе на основании пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа также должен представить в составе заявки копию свидетельства о допуске к работам по организации строительства в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации, то есть является генеральным подрядчиком.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объекта капитального строительства должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства (допуск на генподряд).
Для подтверждения соответствия требованиям, установленным на основании пункта 1 части 1 и части 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа должен представить в составе заявки копию свидетельства о допуске к работам по организации строительства (допуск на генподряд), а также копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства, по которому участник размещения заказа выступал генеральным подрядчиком. При этом не учитываются работы, выполненные таким участником в качестве субподрядчика.
В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ N 624) установлено, что перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Изменениями в Приказ N 624, вступившими в силу 25.03.2012, положения Приказа N 624 приведены в соответствие с требованиями части 2 статьи 52, части 4 статьи 48 ГК РФ. Указанными изменениями из пункта 2 Приказа N 624 исключены работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
На основании изложенного, работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства в рамках проведения процедур размещения заказа могут производить только лица, обладающие допуском к организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, выданным саморегулируемой организацией.
При этом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Таким образом, заказчик при размещении заказов на выполнение капитального ремонта объектов капитального строительства должен установить требование к участникам размещения заказа о представление в составе заявки на участие в торгах копии свидетельства о допуске к организации работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией.
2. В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме ФАС России о разъяснении Закона о размещении заказов от 23.05.2011 N ИА/19714, размещенного на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru, участник размещения заказа на выполнение работ по подготовке проектной документации объекта капитального строительства должен обладать свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
При этом, согласно части 5.2 статьи 48 ГК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Таким образом, лицо, осуществляющее работы по организации подготовки проектной документации и обладающее допуском к соответствующему виду работ, также вправе осуществлять организацию и координацию работ по инженерным изысканиям, осуществляемые лицами, обладающими допусками к конкретным видам работ по инженерным изысканиям.
В связи с чем, условием допуска к торгам на выполнение работ по проектированию и инженерным изысканиям является обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
При этом отказ в допуске к участию в торгах на выполнение работ по проектированию и инженерным изысканиям участнику размещения заказа на основании непредставления свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к конкретным видам работ по инженерным изысканиям является нарушением части 2 статьи 12, части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренных частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов в документации о торгах устанавливается требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Так в соответствии с положениями ГК РФ и Закона о размещении заказов участник размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также на выполнение работ по подготовке проектной документации должен представлять в составе заявки копии исключительно свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства или по организации работ по подготовке проектной документации соответственно.
В соответствии с частью 3 статьи 22, частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация о торгах не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Установление в документации о торгах требования о представлении в составе заявки на участие в торгах свидетельства СРО на осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, являющихся предметом контракта, свидетельства СРО на выполнение работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - работы по строительному контролю) является нарушением части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, поскольку приводит к ограничению количества участников размещения заказа на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 53 ГК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
При этом, частью 2 статьи 53 ГК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Таким образом, строительный контроль может быть двух видов: внутренним, то есть проводимый непосредственно лицом осуществляющим строительство, и внешним, осуществляемый привлеченным сторонним лицом на основании заключаемого с ним отдельного договора (контракта).
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГК РФ и перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие работы по строительному контролю, должны обладать свидетельством СРО на выполнение работ по строительному контролю.
Следовательно, работы связанные со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом не могут быть объединены в один предмет торгов с работами по строительному контролю, так как данные действия осуществляются различными лицами на различных товарных рыках и их объединение приведет к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению конкуренции.
4. Условием допуска к участием в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также на выполнение работ по подготовке проектной документации, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться в соответствии с положениями ГК РФ обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства или по организации работ по подготовке проектной документации соответственно.
При этом, частью 8 статьи 55.8 ГК РФ установлено, что допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Кроме того, в соответствии с частью 10.1 статьи 55.8 ГК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство СРО, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 ГК РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Таким образом, лицо, осуществляющее работы по организации подготовки проектной документации или организации строительства вправе выполнять указанные работы по договорам, сумма которых не может превышать разрешенную сумму, указанную в свидетельстве СРО. При этом, сумма, указанная в свидетельстве СРО, должна быть равной или превышать начальную (максимальную) цену контракта, установленную в документации о торгах.
Вместе с тем, форма свидетельства СРО устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 N 356 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ) свидетельство СРО должно содержать информацию о стоимости работ по одному договору. Вместе с тем, свидетельства СРО, которые не содержат информацию о стоимости работ по одному договору выданные до вступления в силу Приказа, действуют до 01.01.2013 года. Следовательно, свидетельства СРО, выданные по формам, утвержденным приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.05.2010 N 411 и от 13.11.2010 N 1042, действуют до 01.01.2013.
Таким образом, если в документации о торгах установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства СРО по организации работ по строительству или по организации работ по подготовке проектной документации, отказ в допуске к участию в торгах участнику размещения заказа, представившему в составе заявки на участие в торгах свидетельство СРО, выданное в соответствии с приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.05.2010 N 411 и от 13.11.2010 N 1042, нарушает часть 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, если участник размещения заказа представил в составе заявки на участие в торгах свидетельство СРО, выданное в соответствии с приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.05.2010 N 411 и от 13.11.2010 N 1042, то заказчик имеет право направить в соответствующую саморегулируемую организацию запрос информации о размере взносов в компенсационный фонд участником размещения заказа и запрос информации о максимальной стоимости одного договора на подготовку проектной документации или на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства данного участника размещения заказа. Требовать от участника размещения заказа представления в составе заявки на участие в торгах в подтверждение соответствия положениям части 10.1 статьи 55.8 ГК РФ иных документов и сведений кроме свидетельства СРО не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов. Таким образом, если участник размещения заказа не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе части 10.1 статьи 55.8 ГК РФ, заявка такого участника подлежит отклонению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В обзоре разъяснены отдельные требования законодательства о госзакупках в части размещения заказов на строительство, проектирование и инженерные изыскания.
Указано, что при размещении заказа на капремонт объекта обязательным требованием к участникам торгов является представление в составе заявки копии свидетельства о допуске к организации работ по капремонту объектов капстроительства, выданного саморегулируемой организацией (СРО).
Для участия в торгах на выполнение работ по проектированию и инженерным изысканиям лицу достаточно иметь свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации. Иметь отдельный документ о праве выполнять конкретные виды работ по инженерным изысканиям необязательно. Отказ в допуске к торгам по причине его отсутствия неправомерен.
Строительство, реконструкцию, капремонт нельзя объединять в один предмет торгов с работами по строительному контролю. Иначе это приводит к ограничению конкуренции, так как данные работы осуществляются различными лицами на разных товарных рынках.
Лицо, занимающееся организацией подготовки проектной документации или строительства, вправе выполнять такие работы по договорам на сумму, не превышающую указанную в свидетельстве СРО. Она не должна быть более начальной (максимальной) цены контракта. В новой форме свидетельства информация о стоимости работ по одному договору приводится обязательно. Но в прежних формах, действительных до 1 января 2013 г., ее нет. Однако отказать в допуске к торгам по этой причине нельзя. В такой ситуации заказчик вправе запросить у СРО необходимые сведения. Требовать их предоставления от участника торгов неправомерно.
Обзор разъяснений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части размещения заказов на выполнение работ по строительству, проектированию и инженерным изысканиям (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России