Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2012 г. N 5-О12-74
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пелевина Н.П.,
судей Безуглого Н.П., Нестерова В.В.,
при секретаре Волкове А.А.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Махмутова Т.А. определение Московского городского суда от 22 июня 2012 года, которым жалоба
Махмутова Т.А., ...,
на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 28 апреля 2012 года о его выдаче для приведения приговора суда апелляционной инстанции Алматинского городского суда Республики Казахстан от 9 декабря 2012 года оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Безуглого Н.П., выступление адвоката Богославцевой О.И. просившей об отмене определения по доводам жалобы, мнение прокурора Кривоноговой Е.А. об оставлении определения без изменения, а жалобы без удовлетворения, Судебная коллегия установила:
Приговором Медеуского районного суда г. Алматы Республики Казахстан от 14 сентября 2010 года Махмутов Т.А. осужден по ст. 182 ч. 3 п. "б" УК Республики Казахстан к 1 году лишения свободы с применением ст. 63 УК Республики Казахстан с испытательным сроком на 1 год. Мера пресечения Махмутову Т.А. подписка о невыезде и надлежащем поведении была оставлена до вступления приговора в законную силу.
Постановлением апелляционной судебной коллегии Алматинского городского суда от 9 декабря 2010 года приговор Медеуского районного суда г. Алматы от 14 сентября 2010 года в отношении Махмутова Т.А. был отменен с вынесением нового обвинительного приговора.
Приговором суда апелляционной инстанции Алматинского городского суда от 9 декабря 2010 года Махмутов Т.А. осужден по ст. 177 ч. 3 п. "б" УК РК к 6 годам лишения свободы, с конфискацией принадлежащего ему имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Мера пресечения Махмутову Т.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении была изменена на арест.
В связи с тем, что Махмутов Т.А. скрылся, постановлением Медиуского районного суда г. Алматы от 15 марта 2011 года он был объявлен в розыск.
Согласно приговору суда апелляционной инстанции Махмутов Т.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 177 ч. 3 п. "б" УК РК, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество в крупном размере путем обмана или злоупотребления доверием.
Генеральная прокуратура Республики Казахстан обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с запросом о выдаче Махмутова Т.А. для исполнения приговора суда апелляционной инстанции Алматинского городского суда от 9 декабря 2010 года.
Заместителем Генерального прокурора Российской Федерации от 28 апреля 2012 года принято решение о выдаче Махмутова Т.А. правоохранительным органам Республики Казахстан для приведения приговора суда апелляционной инстанции Алматинского городского суда от 9 декабря 2010 года в исполнение.
Выразив несогласие с этим решением, Махмутов Т.А. обратился в суд с жалобой на постановление заместителя Генерального прокурора РФ.
Данная жалоба Киселева судом оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе Махмутов Т.А. просит об отмене определения Московского городского суда как незаконного, ссылаясь, что решение суда апелляционной инстанции Алматинского городского суда Республики Казахстан принято с нарушением действующего законодательства. Указывает, что первоначально ему было назначено наказание в виде 12 месяцев лишения свободы условно, а решением апелляционной инстанции он осужден к 6 годам лишения свободы, несмотря на то, что в инкриминируемых ему деяниях, полностью отсутствует состав преступления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Махмутова Т.А., Судебная коллегия оснований для отмены определения суда не находит.
Согласно ч. 1 ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина, находящегося на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно-наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
Это положение закона основано на Европейской конвенции о выдаче, принятой 13 декабря 1957 года и ратифицированной Российской Федерацией 25 октября 1999 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной членами СНГ 22 января 1993 года и ратифицированной Российской Федерацией 4 августа 1994 года.
Оснований для отказа либо отсрочки в выдаче Махмутова Т.А. предусмотренных ст. 464 УПК РФ и Конвенцией "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года, не имеется.
Из представленных материалов следует, что действия Махмутова Т.А. за которые он осужден Приговором суда апелляционной инстанции Алматинского городского суда от 9 декабря 2010 года являются наказуемыми по российскому уголовному законодательству и соответствуют ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере), санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
Сроки давности исполнения приговора по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан не истекли, иммунитетом, освобождающим от уголовной ответственности, Махмутов Т.А. не обладает.
Как правильно указано в определении, имеющиеся в законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан отличия в квалификации преступлений в соответствие с Европейской конвенцией о выдаче от 13 декабря 1957 года и УПК РФ не являются основанием для отказа в выдаче.
Махмутов Т.А. был документирован паспортом Республики Казахстан и был осужден на территории Республики Казахстан.
По сообщению ФМС России, УФМС России по г. Москве и Московской области Махмутов Т.А. гражданином Российской Федерации не является. В удовлетворении ходатайства Махмутова Т.А. о признании его беженцем на территории Российской Федерации было отказано.
Содержащиеся в кассационной жалобе Махмутова Т.А. доводы о несогласии с вынесенными в Республике Казахстан судебными постановлениями не могут быть приняты во внимание.
Судом первой инстанции правильно указано, что в соответствии с ч. 6 ст. 463 УПК РФ, в ходе судебного рассмотрения жалобы на решение о выдаче лица, суд не вправе обсуждать вопросы о его виновности, а обязан лишь проверить соответствие решения о выдаче лица законодательству и международным договорам Российской Федерации.
Генеральной прокуратурой Республики Казахстан гарантировано, что в случае выдачи Махмутова Т.А. он не будет без согласия Российской Федерации выдан третьему государству, выслан или передан, а также привлечен к уголовной ответственности, подвергнут наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое он не был выдан. В запросе о выдаче также указано, что преследование Махмутова Т.А. не носит политического характера и какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, убеждения и отношения к религии он не подвергается, ему будет предоставлено право на юридическую помощь адвоката.
Материалы, на которых принято решение об экстрадиции Махмутова Т.А. сведений, свидетельствующих о наличии риска лично для Махмутова Т.А., в случае его экстрадиции, подвергнуться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения, не содержат. Не представлено таких данных и суду кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
определение Московского городского суда от 22 июня 2012 года в отношении Махмутова Т.А. оставить без изменения, а его кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Пелевин Н.П. |
Судьи |
Безуглый Н.П. |
|
Нестеров В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2012 г. N 5-О12-74
Текст определения официально опубликован не был