Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Правилам независимости
Разъяснение
"Применение части II Правил независимости к заданиям, обеспечивающим уверенность, иным, чем аудит и обзорные проверки финансовой информации прошедших периодов"
Настоящее Разъяснение включает руководство по применению требований к независимости, содержащихся в части II Правил независимости, к заданиям, обеспечивающим уверенность, иным, чем аудит и обзорные проверки финансовой информации прошедших периодов.
Настоящее Разъяснение имеет целью рассмотреть отдельные вопросы применения требований к независимости к заданиям, обеспечивающим уверенность. В части II Правил независимости рассмотрены также другие вопросы, уместные для всех заданий, обеспечивающих уверенность, иных, чем аудит и обзорные проверки финансовой информации прошедших периодов. Например, в пункте 4.3 установлено, что должны быть оценены любые угрозы, которые, как обоснованно полагает аудиторская организация, возникают в связи с заинтересованностью и взаимоотношениями другой организации, входящей с указанной аудиторской организацией в ту же сеть. Указанный пункт также включает требование, что рабочая группа должна учесть связанные стороны при выявлении и оценке угроз независимости и при принятии соответствующих мер предосторожности. Указанные и другие вопросы не рассматриваются отдельно в настоящем Разъяснении.
Как установлено в Международной концепцией заданий, обеспечивающих уверенность, выпущенной Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, при выполнении задания, обеспечивающего уверенность, аудитор формирует вывод, призванный повысить степень уверенности предполагаемых пользователей (за исключением ответственной стороны) в результате оценки или измерения оцениваемого предмета задания с использованием критериев.
Задания по подтверждению
В заданиях по подтверждению ответственная сторона оценивает или измеряет оцениваемый предмет задания, а информация о предмете задания предоставляется ответственной стороной предполагаемым пользователям в форме отчета или заявления.
При выполнении задания по подтверждению независимость требуется от стороны, ответственной за информацию о предмете задания, которая также может быть ответственной за оцениваемый предмет задания.
При выполнении заданий по подтверждению, в которых ответственная сторона является ответственной за информацию о предмете задания, но не за оцениваемый предмет задания, независимость требуется от стороны, ответственной за информацию о предмете задания. Также должны быть оценены угрозы, которые, как обоснованно полагает аудиторская организация, возникают в связи с заинтересованностью и взаимоотношениями между участником рабочей группы, аудиторской организацией, другой организацией, входящей с указанной аудиторской организацией в ту же сеть, и стороной, ответственной за оцениваемый предмет задания.
Задания по непосредственной оценке
В ходе задания по непосредственной оценке аудитор непосредственно оценивает или измеряет оцениваемый предмет задания. Информация о предмете задания предоставляется предполагаемым пользователям в составе заключения или отчета по заданию, обеспечивающему уверенность.
При выполнении заданий по непосредственной оценке независимость требуется от стороны, ответственной за оцениваемый предмет задания.
Множественные ответственные стороны
Как задания по подтверждению, так и задания по непосредственной оценке могут предполагать наличие нескольких ответственных сторон. Например, аудитор может быть привлечён для выполнения задания, обеспечивающего уверенность в отношении ежемесячных статистических данных по тиражам нескольких независимых друг от друга периодических изданий - газет. Данное задание может быть организовано как задание по подтверждению, в котором руководство каждой из газет измеряет свой тираж и представляет предполагаемым пользователям соответствующие статистические данные в форме отчета или заявления. Альтернативно, данное задания может быть организовано как задание по непосредственной оценке, в котором не будут использоваться отчеты или заявления от руководства газет.
При выполнении таких заданий для целей оценки необходимости применения положений части II Правил независимости, аудиторская организация может принять во внимание, создаст ли заинтересованность или взаимоотношение между аудиторской организацией, участником рабочей группы и конкретной ответственной стороной угрозу независимости, которая не будет являться незначительной в контексте информации о предмете задания. При указанной оценке должны быть приняты во внимание следующие факторы:
а) существенность информации о предмете задания (или предмета задания), за которую отвечает конкретная ответственная сторона;
б) степень общественного интереса, связанного с заданием.
Если аудиторская организация устанавливает, что угроза независимости, создаваемая указанной заинтересованностью или взаимоотношением с конкретной ответственной стороной, была бы незначительной, в применении всех положений части II Правил независимости к соответствующей ответственной стороне может не быть необходимости.
Пример
Пример ниже иллюстрирует применение положений части II Правил независимости. Для целей настоящего Примера предполагается, что аудиторская организация или другая организация, входящая с указанной аудиторской организацией в ту же сеть, не предоставляют организации-клиенту услуги по аудиту или обзорной проверке.
Аудиторская организация привлечена к выполнению задания, обеспечивающего уверенность в отношении общих разведанных запасов нефти 10 независимых друг от друга компаний. Каждая компания провела топографические и инженерно-геологические съемки для целей определения своих запасов (оцениваемый предмет задания). Были установлены критерии определения запасов в качестве "доказанных", которые аудитор расценил как пригодные для целей задания.
Доказанные запасы по каждой из компаний по состоянию на 31 декабря 20ХХ были следующими:
|
Доказанные запасы нефти, в тыс. баррелей |
Компания 1 |
5 200 |
Компания 2 |
725 |
Компания 3 |
3 260 |
Компания 4 |
15,000 |
Компания 5 |
6 700 |
Компания 6 |
39 126 |
Компания 7 |
345 |
Компания 8 |
175 |
Компания 9 |
24 135 |
Компания 10 |
9 635 |
Итого |
104 301 |
Данное задание может быть организовано несколькими способами, в частности, как:
А. Задание по подтверждению, при этом:
А1. Каждая компания оценивает свои запасы нефти и предоставляет отчет или заявление аудиторской организации и предполагаемым пользователям; или
А2. Организация, отличная от компаний, оценивает запасы нефти и предоставляет отчет или заявление аудиторской организации и предполагаемым пользователям.
Б. Задание по непосредственной оценке, при этом аудиторская организация непосредственно оценивает запасы нефти некоторых из компаний.
Применение подхода, в зависимости от схемы организации задания
А1. Каждая компания оценивает свои запасы нефти и предоставляет отчет или заявление аудиторской организации и предполагаемым пользователям.
В данном задании имеется несколько ответственных сторон (компании 1 - 10). Для целей оценки необходимости применения требований к независимости по отношению ко всем компаниям аудиторская организация может принять во внимание, создаст ли заинтересованность в или взаимоотношение с конкретной компанией угрозу независимости, уровень которой не будет приемлемым. При указанной оценке должны быть приняты во внимание следующие факторы:
а) существенность доказанных запасов нефти конкретной компании по отношению к итоговой величине запасов нефти в отчетности;
б) степень общественного интереса, связанного с заданием (пункт 4.26 части II Правил независимости).
Например, на компанию 8 приходится 0,17% от итоговой величины запасов нефти, поэтому деловое взаимоотношение с компанией 8 или заинтересованность в ней создаст менее значимую угрозу по сравнению с аналогичным взаимоотношением с или заинтересованностью в компании 6, на которую приходится примерно 37,5% от итоговой величины запасов нефти.
Определив компании, по отношению к которым применимы требования к независимости, рабочая группа и аудиторская организация должны обеспечить свою независимость от указанных ответственных сторон, которые будут считаться для целей Правил независимости клиентом по заданию, обеспечивающему уверенность (пункт 4.26 части II Правил независимости).
А2. Организация, отличная от компаний, оценивает запасы нефти и предоставляет отчет или заявление аудиторской организации и предполагаемым пользователям.
Участники рабочей группы и аудиторская организация должны быть независимы от организации, которая оценивает запасы нефти и предоставляет отчет аудиторской организации и предполагаемым пользователям (пункт 4.17 части II Правил независимости). Указанная организация не отвечает за оцениваемый предмет задания, следовательно, согласно Правилам независимости, должны быть оценены угрозы, которые, как обоснованно полагает аудиторская организация, возникают в связи с заинтересованностью в и взаимоотношениями со стороной, ответственной за оцениваемый предмет задания (пункт 4.17 части II Правил независимости).
В данном задании имеются несколько сторон, ответственных за оцениваемый предмет задания (компании 1 - 10). Как проиллюстрировано в примере А1 выше, аудиторская организация может принять во внимание, создаст ли заинтересованность в или взаимоотношение с конкретной компанией угрозу независимости, уровень которой не будет приемлемым.
Б. Аудиторская организация непосредственно оценивает запасы нефти некоторых из компаний.
В данном задании имеются несколько сторон, ответственных за оцениваемый предмет задания (компании 1 - 10). Для целей оценки необходимости применения требований к независимости по отношению ко всем компаниям аудиторская организация может принять во внимание, создаст ли заинтересованность в или взаимоотношение с конкретной компанией угрозу независимости, уровень которой не будет приемлемым. При указанной оценке должны быть приняты во внимание следующие факторы:
а) существенность доказанных запасов нефти конкретной компании по отношению к итоговой величине запасов нефти в отчетности;
б) степень общественного интереса, связанного с заданием (пункт 4.26 части II Правил независимости).
Например, на компанию 8 приходится 0,17% от итоговой величины запасов нефти, поэтому деловое взаимоотношение с компанией 8 или заинтересованность в ней создаст менее значимую угрозу по сравнению с аналогичным взаимоотношением с или заинтересованностью в компании 6, на которую приходится примерно 37,5% от итоговой величины запасов нефти.
Определив компании, по отношению к которым применимы требования к независимости, рабочая группа и аудиторская организация должны обеспечить свою независимость от указанных ответственных сторон, которые будут считаться для целей Правил независимости клиентом по заданию, обеспечивающему уверенность (пункт 4.26 части II Правил независимости).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.