Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 сентября 2012 г. N 03-04-08/4-310
Вопрос: В связи с возможностью неоднозначного толкования сложившейся правоприменительной практики, связанной с порядком определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при совершении операций мены, ФНС России сообщает следующее.
В соответствии со статьей 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Согласно положениям пункта 1 статьи 454 Гражданского кодекса по договору купли-продажи продавец обязуется передать товар покупателю, а покупатель - уплатить за него определенную денежную сумму.
Учитывая изложенное, в целях налогообложения операцию мены, по мнению ФНС России, следует рассматривать как две совершаемые одновременно сделки, по каждой из которых необходимо определять налоговую базу:
1) сделку, связанную с приобретением имущества либо имущественных прав, получаемых по договору мены;
2) сделку, связанную с реализацией имущества либо имущественных прав, передаваемых по договору мены.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход, полученный в денежной и натуральной форме, а также в виде материальной выгоды.
По первой части сделки, то есть в части приобретения имущества либо имущественных прав, следует исходить из того, что особенности определения налоговой базы при получении дохода в натуральной форме установлены статьей 211 Кодекса.
С учетом положений статьи 211 Кодекса при расчете налоговой базы в отношении дохода в натуральной форме принимается в расчет рыночная стоимость полученного имущества, при этом из такой стоимости исключается частичная оплата физическим лицом стоимости полученного им имущества. По смыслу статьи 211 Кодекса такая оплата может быть как в денежной, так и в натуральной форме.
Таким образом, при получении дохода в натуральной форме налог уплачивается с разницы между рыночной стоимостью полученного имущества и внесенной оплатой.
Соответственно, если полученное имущество полностью оплачено встречным предоставлением физическим лицом другого имущества равной рыночной стоимости, налоговая база по результатам этой части сделки равна нулю.
Аналогичный вывод содержится, в частности, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 25.11.2009, и в определении Верховного суда Российской Федерации от 18.08.2010 N 5-В10-66.
По второй части сделки, то есть при реализации имущества или имущественных прав, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется с учетом имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, либо как разница между доходом, полученным от продажи имущества или имущественных прав, и документально подтвержденными расходами налогоплательщика, связанными с их приобретением.
Для принятия согласованного решения и его доведения до территориальных налоговых органов просьба сообщить ваше мнение по данном вопросу.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об обложении налогом на доходы физических лиц операций мены и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
К доходам, подлежащим налогообложению, в частности, относятся доходы от реализации недвижимого и движимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг признается, в частности, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. При этом товаром согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Таким образом, передача одного товара в обмен на другой является реализацией товара.
Поскольку при совершении мены обе стороны договора передают один товар в обмен на другой, каждая из сторон реализует свой товар. Соответственно для целей налогообложения мену следует рассматривать как две встречные операции по реализации товара в рамках одной сделки с оплатой в натуральной форме.
Таким образом, при совершении мены налоговая база определяется каждой стороной договора мены.
Доход, получаемый каждой стороной договора мены, определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества. Если при обмене имущества одной из сторон договора мены в соответствии с пунктом 2 статьи 568 Гражданского кодекса Российской Федерации была получена оплата разницы в ценах обмениваемых товаров, сумма полученной оплаты в денежной форме также включается в доход, учитываемый при определении налоговой базы.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса при реализации имущества налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, получить в установленных случаях имущественный налоговый вычет, либо в случаях, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, такие доходы освобождаются от налогообложения.
В случае уменьшения доходов на сумму произведенных расходов в качестве расходов при совершении мены учитываются документально подтвержденные расходы по приобретению обмениваемого имущества.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 сентября 2012 г. N 03-04-08/4-310
Текст письма опубликован в "Финансовой газете" от 14 декабря 2012 г. N 48