Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 сентября 2012 г. N 03-04-06/6-289
Вопрос: В апреле 2010 года ОАО был заключен трудовой договор с гражданином Российской Федерации, предметом которого являлась работа в должности специалиста в отделе аппарата управления ОАО. У данного отдела ОАО отсутствуют рабочие места за пределами Российской Федерации (далее - РФ).
В сентябре 2010 года данный гражданин по договоренности между ОAО и Международными союзом железных дорог (МСЖД) был направлен во Французскую Республику (г. Париж) для работы в МСЖД (без оформления трудового договора с МСЖД). В то же время, поскольку для работы в МСЖД было необходимо, чтобы гражданин оставался работником ОАО, период отсутствия указанного работника в Компании был оформлен в качестве командировки сроком на один год (с сентября 2010 по сентябрь 2011 года) с дальнейшим продлением еще на один год (до сентября 2012 года).
Работы, исполнявшиеся работником в командировке, не являлись в полном объеме теми обязанностями, которые были предусмотрены в трудовым договоре с ОАО.
При этом, командировка работника неоднократно прерывалась с целью исполнения поручений ОАО по участию в совещаниях и бизнес-форумах, а также для использования работником очередных отпусков.. Тем не менее, за период командирования работник приобрел статус налогового нерезидента Российской Федерации.
В связи с этим, по мнению ОАО доходы в виде среднего заработка, выплачивавшегося работнику ОАО в период его нахождения в г. Париж, квалифицируются в качестве доходов, полученных от источников в Российской Федерации, и подлежат обложению НДФЛ по ставке 30%.
Прошу поддержать позицию ОАО о порядке налогообложения среднего заработка, выплачивавшегося командированному работнику.
В случае, если по мнению Министерства финансов Российской Федерации средний заработок на период указанной командировки квалифицируется иначе - в качестве заработной платы, полученной за работу за пределами РФ, прошу разъяснить, по истечении каких временных рамок период командирования следует рассматривать как постоянное исполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации.
Следует ли относить к длительным командировкам (оплата среднего заработка за которые расценивается как заработная плата от источников за пределами РФ) любую командировку, в течение которой физическое лицо приобрело статус нерезидента РФ, например, в тех случаях, когда в силу частых поездок за пределы РФ работник приобрел статус нерезидента не через 183 дня, а после нескольких дней командирования за пределы РФ?
Кроме того, прошу разъяснить, подлежат ли налогообложению НДФЛ по ставке 30% доходы физического лица - нерезидента РФ в виде суточных, стоимости проживания и проезда к месту командировки в случае, если средний заработок работника за период его командировки квалифицируется в качестве заработной платы, полученной от источников за пределами Российской Федерации.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации, направляемых за пределы Российской Федерации, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Как указывается в рассматриваемом письме, сотрудники российской организации направляются в командировку за пределы Российской Федерации на длительный период времени для работы в другой организации.
Пунктом 2 статьи 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в частности, сохранение среднего заработка.
Таким образом, в период нахождения за пределами Российской Федерации организация выплачивает сотруднику сумму среднего заработка, гарантированному ему при направлении в служебную командировку в соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации.
Указанные выплаты среднего заработка при направлении работника в служебную командировку, не являющиеся вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации, производимые российской организацией, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
Учитывая положения пункта 2 статьи 207 Кодекса в случае нахождения сотрудников организации в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такие лица не будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации, и их доходы от источников в Российской Федерации подлежат обложению по ставке 30 процентов.
В рассматриваемом письме указывается также, что данным сотрудникам организация выплачивает суточные, возмещает расходы по проезду к месту командирования и обратно, а также расходы по оплате аренды жилого помещения.
Суммы указанного возмещения, а также суммы суточных, являясь возмещением командировочных расходов, на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения в размерах, установленных данным пунктом.
Положения статьи 217 Кодекса об освобождении полученных доходов применяются вне зависимости от налогового статуса их получателей.
Вместе с этим сообщаем, что согласно пункту 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций по оценке хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.