Решение Верховного Суда РФ от 12 декабря 2007 г. N ВКПИ07-135
Именем Российской Федерации
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N КАС08-97 настоящее решение оставлено без изменения
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Соловьева А.И.,
при секретаре лейтенанте юстиции Казаке В.А.,
с участием заявителя Антонова Е.А., представителя Правительства Российской Федерации начальника 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны РФ полковника юстиции Виноградова В.В. и военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Зарубина О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего Антонова Е.А. о признании пункта 3 "Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава Федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в Федеральных органах налоговой полиции" (далее - Правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911, в части указания в нем по тексту даты "1 мая", противоречащим абзацу 5 пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", установила:
Антонов Е.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать пункт 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911, в части указания в нем по тексту даты "1 мая", противоречащим п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и недействующим со дня его принятия.
По мнению заявителя, содержащееся в пункте 3 Правил, указание даты "1 мая" противозаконно, так как оно, вопреки предписаниям ст.ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации и пункта 4 статьи 16 указанного Федерального закона нарушает права и законные интересы военнослужащих. Нарушение это, как он считает, заключается в том, что военнослужащие, детям которых исполняется 16 лет в период с 1 января по 1 мая текущего года, не могут получить указанную выплату для организации отдыха своих детей в этот период, хотя и имеют на это право. Установление Правительством РФ конкретной даты предоставления документов нарушает также и равенство прав по дате рождения детей, имеющих одинаковое право на оздоровительный отдых. Кроме того, применение данной нормы не позволяет организовать отдых детей в период до 1 мая текущего года, поскольку названная выплата не может быть осуществлена до указанной даты, что создает дискриминацию для родителей, не имеющих денежных средств для организации отдыха ребенка в период зимних и весенних каникул, при условии выплаты их после 1 мая.
В возражениях на заявление представитель Правительства Российской Федерации Виноградов В.В., полагая, что пункт 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911, соответствует действующему законодательству, просил суд в удовлетворении необоснованных требований заявителя отказать.
В судебном заседании заявитель Антонов Е.А. настаивал на удовлетворении его требований.
Представитель Правительства Российской Федерации Виноградов В.В., возражая против удовлетворения требований Антонова Е.А., в суде заявил, что Правительство РФ, приняв постановление от 31 декабря 2004 года N 911, положений Федерального закона от 24 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" не нарушало.
Исследовав материалы дела выслушав объяснения заявителя, представителя Правительства Российской Федерации, заключение военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Зарубина О.В., полагавшего необходимым заявителю в удовлетворении его требований отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Антонова Е.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Указанные выплаты производятся исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В целях реализации положений указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, и другим сотрудникам силовых ведомств.
При этом в Правилах четко указано, что такие выплаты денежных средств военнослужащим для оплаты стоимости путевок их детей школьного возрастало (15 лет включительно) осуществляются только один раз в год, для получения которой военнослужащие представляют до 1 мая соответствующего года необходимые документы, перечень которых указан в Правилах. Установив такой порядок выплат, Правительство Российской Федерации действовало строго в пределах полномочий, наделенных Конституцией Российской Федерации, как одному из органов государственной власти, и непосредственно в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Анализ абзаца 5 пункта 4 ст. 16 ФЗ "О статусе военнослужащих" и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 позволяет сделать вывод о том, что установление в Правилах даты предоставления документов "до 1 мая" соответствующего года для получения выплаты, не означает, что она не может быть произведена на ребенка, которому до 1 мая и после исполнилось 15 лет. Данное обстоятельство свидетельствует о равенстве прав военнослужащих на получение выплаты на всех детей в возрасте (до 15 лет включительно). Более того, в Правилах, вопреки утверждению Антонова, не установлен и запрет на получение указанной выплаты до 1 мая, поскольку период, в течение которого можно получить денежную выплату, обозначен календарным годом, а дата 1 мая обозначает лишь время до которого военнослужащему следует представить соответствующие документы и не более.
Таким образом, следует прийти к выводу о том, что пункт 3 указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911, не противоречит пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Утверждение заявителя о том, что указанное им положение постановления Правительства Российской Федерации N 911 противоречит и предписаниям ст.ст. 2, 18 Конституции и Российской Федерации является беспредметным, поскольку эти нормы Основного закона России в прямой постановке не регулируют правовые отношения, вытекающие из оспариваемой им нормы.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, решила:
в удовлетворении заявления Антонова Е.А. о признании пункта 3 "Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 в части указания в нем даты "1 мая", противоречащим абзацу 5 пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий судья |
А.И. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 12 декабря 2007 г. N ВКПИ07-135
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N КАС08-97 настоящее решение оставлено без изменения