Письмо УФНС России по г. Москве от 13 августа 2012 г. N 16-15/073584@
Вопрос: В каком порядке подлежат обложению налогом на прибыль доходы федерального казенного учреждения? Каким образом представляется таким учреждением бухгалтерская отчетность?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организации признаются российские организации.
При этом статьей 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признана прибыль, полученная налогоплательщиком, которая для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, определяется путем уменьшения полученных доходов на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Статьей 251 Кодекса определен закрытый перечень доходов, которые не учитываются для целей налогообложения прибыли.
К таким доходам на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса отнесены доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в той числе, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Кроме того, подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Одновременно в соответствии с новым пунктом 48.11 статьи 270 Кодекса затраты казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенные учреждения являются некоммерческими организациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которому казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.
Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях:
- возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;
- осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
Согласно статье 6 БК РФ государственные (муниципальные) услуги (работы) - это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В связи с этим, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 01.03.2012 N 03-03-10/18, положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Соответственно, если такие виды приносящей доходы деятельности казенного учреждения, как сдача в аренду имущества, реализация высвобождаемого имущества и другие аналогичные виды деятельности, предусмотренные уставом казенного учреждения, не являются государственной услугой, то есть эти виды деятельности не обозначены в уставе казенного учреждения как основной, доходы, полученные казенным учреждением от такой деятельности, подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке. Соответственно, расходы, непосредственно связанные с такой деятельностью, учитываются для целей налогообложения прибыли при их соответствии положениям пункта 1 статьи 252 Кодекса.
Вышеприведенное разъяснение подготовлено с использованием письма ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/15432@.
В отношении представления бухгалтерской отчетности казенным учреждением необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Заместитель руководителя Управления |
Н.В. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 13 августа 2012 г. N 16-15/073584@
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 13-19 ноября 2012 г. N 42
На основании данного письма подготовлены материалы, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 17-18, сентябрь 2012 г.