Стандарт Счетной палаты РФ СОД 14.
"Организация совместных и параллельных контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации с органами государственного финансового контроля зарубежных стран"
(утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ от 6 июня 2011 г.
(пункт протокола N 32К (799)
См. Порядок проведения Счетной палатой РФ совместных и параллельных контрольных мероприятий с органами государственного финансового контроля зарубежных стран СФК 4701, утвержденный решением Коллегии Счетной палаты РФ от 28 октября 2005 г. (пункт 11 протокола N 40 (457))
1. Общие положения
1.1. Стандарт организации деятельности Счетной палаты СОД 14 "Организация совместных или параллельных контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации с органами государственного финансового контроля зарубежных стран" (далее - Стандарт) разработан в целях реализации статьи 32 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".
Настоящий Стандарт предназначен для регламентации деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по организации и проведению совместных или параллельных мероприятий с органами государственного финансового контроля зарубежных стран, за исключением совместных проверок Счетной палаты и Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Организация и проведение совместных или параллельных мероприятий с органами государственного финансового контроля зарубежных стран осуществляются в соответствии с требованиями стандарта СФК 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - стандарт СФК 101) с учетом особенностей, изложенных в настоящем Стандарте.
1.2. Цель Стандарта - установить для Счетной палаты процедуры подготовки, проведения и оформления результатов совместных или параллельных контрольных мероприятий.
1.3. Задачами Стандарта являются:
определение видов совместных или параллельных контрольных мероприятий;
определение порядка организации и подготовки совместных или параллельных контрольных мероприятий, взаимодействия Счетной палаты с органами государственного финансового контроля зарубежных стран (далее - Стороны) в процессе их проведения;
установление требований по оформлению результатов совместных или параллельных контрольных мероприятий и порядка их рассмотрения.
1.4. Правовой основой участия Счетной палаты в совместных или параллельных контрольных мероприятиях являются: Лимская декларация руководящих принципов контроля; решения, принятые в рамках ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ, АЗОСАИ и Совета руководителей высших органов финансового контроля государств - участников СНГ; соглашения и договоры о сотрудничестве Счетной палаты с органами государственного финансового контроля зарубежных стран; Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации"; стандарт СФК 101.
1.5. Решения по вопросам организации и проведения совместных или параллельных контрольных мероприятий, не урегулированным настоящим стандартом, принимаются Коллегией Счетной палаты по представлению членов Коллегии Счетной палаты, ответственных за их проведение.
1.6. При подписании Счетной палатой с органами государственного финансового контроля зарубежных стран протоколов, договоров и соглашений о сотрудничестве, устанавливающих индивидуальные формы взаимодействия, особенности организации и проведения совместных или параллельных контрольных мероприятий должны регулироваться установленным в них порядком.
2. Содержание совместных или параллельных контрольных мероприятий
2.1. Совместные контрольные мероприятия - контрольные мероприятия (финансовый аудит, аудит эффективности, стратегический аудит), проводимые Счетной палатой совместно с органами государственного финансового контроля зарубежных стран на двусторонней или многосторонней основе по теме, предложенной Стороной-инициатором, по общей программе и в согласованные сроки. Для их проведения, при необходимости, формируются совместные группы проверяющих из представителей Сторон.
Совместные контрольные мероприятия проводятся при проверке использования средств федерального бюджета и бюджетов зарубежных стран, направляемых на совместное долевое финансирование отдельных объектов, находящихся на территории Сторон-участников, а также в других случаях, предусмотренных межгосударственными договорами и соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.
2.2. Параллельные контрольные мероприятия - контрольные мероприятия, проводимые по взаимному соглашению каждой из Сторон самостоятельно по согласованным вопросам и срокам проведения с последующим обменом их результатами.
2.3. Для проведения совместного или параллельного контрольного мероприятия Счетная палата подписывает с одним или несколькими органами государственного финансового контроля зарубежных стран соответствующее соглашение, в котором определяются:
наименование контрольного мероприятия;
предмет совместного или параллельного контрольного мероприятия;
объекты контрольного мероприятия;
цели и вопросы контрольного мероприятия;
критерии (при аудите эффективности);
сроки проведения контрольного мероприятия;
ответственные лица за проведение контрольного мероприятия;
условия и вопросы участия каждой из Сторон, исходя из их функций и контрольных полномочий, определенных национальным законодательством, соглашениями и договорами о сотрудничестве Счетной палаты с органами государственного финансового контроля зарубежных стран;
обязательства Сторон в части финансирования работ, связанных с проведением контрольного мероприятия;
порядок обмена информацией, оформления результатов контрольного мероприятия, в том числе форма, порядок подписания и согласования итоговых документов;
порядок подготовки и принятия решений по результатам контрольного мероприятия;
порядок контроля за исполнением принятых решений по результатам контрольного мероприятия.
3. Рассмотрение обращений в адрес Счетной палаты органов государственного финансового контроля зарубежных стран о проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия
3.1. При поступлении в адрес Счетной палаты обращения органа государственного финансового контроля зарубежной страны о проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия (далее - обращение) Председатель Счетной палаты, а в его отсутствие - заместитель Председателя Счетной палаты поручает аудитору или нескольким аудиторам Счетной палаты, к компетенции которых относятся вопросы обращения, подготовить предложения по данному вопросу для внесения его на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.
3.2. Аудитор Счетной палаты, получивший указанное поручение, организует проработку и согласование с органом государственного финансового контроля (инициатор обращения) всех вопросов, связанных с проведением совместного или параллельного контрольного мероприятия, и в срок до 30 дней вносит на Коллегию Счетной палаты одно из следующих предложений:
включить в план работы Счетной палаты и провести совместное или параллельное контрольное мероприятие в соответствии с обращением;
включить вопросы данного обращения в программы проведения иных контрольных мероприятий, предусмотренных планом работы Счетной палаты;
отклонить обращение.
Одновременно с предложением представляется проект соответствующего ответа автору обращения.
3.3. После принятия Коллегией Счетной палаты соответствующего решения по обращению зарубежного органа государственного финансового контроля в его адрес направляется ответ за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты, в срок не более 14 календарных дней со дня рассмотрения вопроса на заседании Коллегии Счетной палаты.
3.4. В случае отказа в проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия в соответствии с обращением, ответ органу государственного финансового контроля - инициатору обращения должен быть мотивирован.
4. Подготовка обращений Счетной палаты в адрес органов государственного финансового контроля зарубежных стран о проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия
4.1. Член Коллегии Счетной палаты, планирующий с согласия Председателя Счетной палаты проведение совместного или параллельного контрольного мероприятия с органом государственного финансового контроля зарубежной страны, в период формирования проекта плана работы Счетной палаты на очередной год проводит предварительную работу по согласованию участия соответствующего органа государственного финансового контроля зарубежной страны в совместном или параллельном контрольном мероприятии для его включения в проект плана работы Счетной палаты.
Предложение по проведению совместного или параллельного контрольного мероприятия включается в проект плана работы Счетной палаты на очередной год при наличии согласия органа государственного финансового контроля зарубежной страны на проведение контрольного мероприятия, оформленного соответствующим документом (письменным соглашением).
4.2. При возникновении в течение года необходимости проведения совместного или параллельного контрольного мероприятия с органом государственного финансового контроля зарубежной страны член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение контрольного мероприятия, подготавливает и вносит на рассмотрение Коллегии Счетной палаты обоснованные предложения о проведении данного контрольного мероприятия. В Коллегию Счетной палаты одновременно представляется проект соответствующего обращения Счетной палаты в адрес органа государственного финансового контроля зарубежной страны.
4.3. При одобрении Коллегией Счетной палаты предложения о проведении данного контрольного мероприятия совместно или параллельно с органом государственного финансового контроля зарубежной страны в его адрес направляется обращение Счетной палаты за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты.
После получения согласия органа государственного финансового контроля зарубежной страны на проведение указанного контрольного мероприятия, член Коллегии Счетной палаты, ответственный за его проведение, вносит на рассмотрение Коллегии Счетной палаты предложение о включении данного совместного или параллельного контрольного мероприятия в План работы Счетной палаты.
5. Подготовка и принятие решений о программах проведения совместных или параллельных контрольных мероприятий
5.1. При принятии Коллегией Счетной палаты решения о проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия в соответствии с обращением органа государственного финансового контроля зарубежной страны или полученным согласием контрольного органа зарубежной страны на обращение Счетной палаты член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение данного контрольного мероприятия, проводит предварительную работу по согласованию проектов соглашения о проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия (далее - Соглашения) и программы его проведения.
В случае, когда вопросы совместного или параллельного контрольного мероприятия входят в компетенцию двух и более аудиторов Счетной палаты, ответственным за организацию данного контрольного мероприятия является член Коллегии Счетной палаты, определенный решением Коллегии Счетной палаты.
Согласованные проекты Соглашения и программы проведения контрольного мероприятия с определением его итоговых документов вносятся членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за организацию данного совместного или параллельного контрольного мероприятия, на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.
(Типовая форма Соглашения приведена в приложении к настоящему Стандарту).
5.2. Утвержденные Коллегией Счетной палаты Соглашение и программа проведения совместного или параллельного контрольного мероприятия направляются за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты на утверждение органу государственного финансового контроля зарубежной страны.
6. Оформление распоряжений о проведении совместных или параллельных контрольных мероприятий, удостоверений на право проведения совместных контрольных мероприятий и командировочных удостоверений
6.1. Подготовка распоряжений о проведении совместных контрольных мероприятий, оформление удостоверений на право их проведения и командировочных удостоверений осуществляется в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты.
6.2. В распоряжениях о проведении основного этапа совместных контрольных мероприятий дополнительно указываются:
органы государственного финансового контроля зарубежных стран, участвующие в проведении данного мероприятия;
персональный состав инспекторов Счетной палаты и/или сотрудников органов государственного финансового контроля зарубежных стран, направляемых на объекты контроля с указанием руководителя контрольного мероприятия, руководителей групп на объектах (в случае формирования совместных групп проверяющих);
вопросы, связанные с оформлением зарубежной командировки сотрудников Счетной палаты и/или организацией приема сотрудников органов государственного финансового контроля зарубежных стран, в том числе порядок и источники финансирования таких мероприятий.
7. Проведение совместных или параллельных контрольных мероприятий
7.1. Совместные или параллельные контрольные мероприятия на территории Российской Федерации проводятся в соответствии с соглашениями о сотрудничестве Счетной палаты с органами государственного финансового контроля зарубежных стран, международным правом, российским законодательством, требованиями и порядком, установленными Регламентом и другими нормативными документами Счетной палаты.
7.2. Инспекторы Счетной палаты, входящие в состав совместной группы проверяющих, формируемой органом государственного финансового контроля зарубежной страны для проведения совместного контрольного мероприятия на своей территории, обязаны руководствоваться законодательством страны пребывания, положениями заключенных соглашений, правилами и процедурами проведения ревизий (проверок) в иностранных государствах, а также требованиями и порядком проведения контрольного мероприятия, установленными Соглашением о проведении совместного контрольного мероприятия и программой его проведения.
Сторона, выступившая инициатором участия Счетной палаты в проведении контрольного мероприятия, обеспечивает перевод на русский (при необходимости - английский) язык документов, что должно быть зафиксировано в Соглашении.
8. Взаимодействие Счетной палаты с органами государственного финансового контроля зарубежных стран в процессе проведения совместных или параллельных контрольных мероприятий
8.1. Взаимодействие Счетной палаты с органом государственного финансового контроля зарубежной страны в процессе проведения совместного или параллельного контрольного мероприятия организует член Коллегии Счетной палаты, ответственный за его проведение, в соответствии с положениями подписанного Соглашения.
Основными формами взаимодействия являются:
контакты и рабочие визиты Сторон, участвующих в совместном или параллельном контрольном мероприятии;
проведение консультаций;
разработка методических документов и обмен ими;
обмен информацией;
согласование методов проведения совместного контрольного мероприятия, проблем и вопросов, возникающих в ходе его осуществления.
8.2. При организации и проведении совместного или параллельного контрольного мероприятия взаимодействие Сторон должно основываться на соблюдении соглашений о сотрудничестве, законодательства Сторон, Лимской декларации руководящих принципов аудита, Международных стандартов ИНТОСАИ, а также на принципах взаимного уважения, доверия, равноправия и партнерства.
8.3. В случае возникновения между Счетной палатой и органом государственного финансового контроля зарубежной страны разногласий по вопросам организации, проведения и оформления результатов совместного или параллельного контрольного мероприятия, Стороны для их разрешения проводят переговоры и согласительные процедуры.
8.4. Возможность передачи Счетной палатой информации, запрашиваемой другой Стороной в ходе проведения совместного контрольного мероприятия, или подготовленной Счетной палатой по его результатам, отнесенной к государственной или иной охраняемой законом тайне, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Оформление результатов совместных или параллельных контрольных мероприятий на объектах
9.1. Общие требования к оформлению результатов совместных или параллельных контрольных мероприятий на объектах, порядок принятия решений по ним определяются стандартом СФК 101, настоящим Стандартом, другими нормативными документами Счетной палаты, а также по согласованию Сторон.
9.2. Результаты контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой на объектах, оформляются актами в соответствии с требованиями стандарта СФК 101. При этом сведения, касающиеся другой Стороны, согласовываются с представителями этой Стороны.
Ознакомление ответственных должностных лиц проверяемых организаций с актами по результатам совместных контрольных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями Регламента Счетной палаты.
9.3. При необходимости по предложению Сторон и взаимно согласованном решении кроме актов могут составляться документы иного рода: меморандумы, коммюнике, заявления, протоколы и т.п. В указанных документах отражаются результаты деятельности проверяемых объектов, высказываются пожелания и вносятся предложения по выполнению взаимных соглашений и договоренностей.
9.4. Итоговые документы по результатам совместных или параллельных контрольных мероприятий на объектах составляются на национальных языках и по согласованию Сторон на английском языке.
9.5. Итоговые документы по результатам совместных контрольных мероприятий на объектах составляются по форме, установленной Соглашением об их проведении, и подписываются представителями Сторон, проводивших мероприятие на данном объекте. При необходимости к итоговому документу прилагаются таблицы, расчеты, справки, копии первичных документов и иной справочный материал, который также подписывается представителями Сторон.
9.6. Оформление итоговых документов по результатам совместных мероприятий на объектах, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне или иной конфиденциальной информации, осуществляется Сторонами в соответствии с законодательством своего государства о защите государственной тайны или иной конфиденциальной информации.
9.7. Итоговые документы параллельных контрольных мероприятий на объектах оформляются в порядке, установленном национальным законодательством каждой из Сторон, и составляются по форме, установленной Соглашением на их проведение. При необходимости к итоговому документу прилагаются таблицы, расчеты, справки, копии первичных документов и иной справочный материал.
10. Отчет о результатах совместного или параллельного контрольного мероприятия
По результатам параллельного или совместного контрольного мероприятия, проведенного на территории Российской Федерации, оформляется отчет в соответствии с требованиями, установленными соответствующим стандартом Счетной палаты, подготовку которого организует член Коллегии Счетной палаты, ответственный за его проведение.
При необходимости в отчет дополнительно включаются:
примеры положительного опыта международного сотрудничества в области государственного финансового контроля для использования их при проведении последующих аналогичных мероприятий и выработки международного унифицированного порядка проведения совместных контрольных мероприятий;
положения подписанных взаимных соглашений, протоколов, заявлений и предложений по совершенствованию сотрудничества участвующих в деятельности объекта заинтересованных сторон;
предложения по совершенствованию взаимных соглашений;
предложения по изменениям в законодательном регулировании в сфере, соответствующей предмету контрольного мероприятия;
информация о направлении материалов контрольного мероприятия органу государственного финансового контроля другой Стороны.
Формы документов, подготавливаемых по результатам совместного контрольного мероприятия, устанавливаются Сторонами в Соглашении о проведении данного контрольного мероприятия.
Отчет о результатах параллельного контрольного мероприятия и документ, подготовленный по результатам совместного контрольного мероприятия, представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты.
По результатам параллельных контрольных мероприятий представители Сторон обмениваются копиями отчетов, подписанных представителями проверяющих Сторон, проводивших мероприятие.
В Соглашении о проведении параллельного контрольного мероприятия может быть предусмотрена подготовка совместного итогового документа по итогам контрольного мероприятия.
11. Подготовка и принятие решений по результатам совместных или параллельных контрольных мероприятий
11.1. Подготовка и принятие решений по результатам совместных или параллельных контрольных мероприятий, направление представлений, предписаний, информационных писем, обращений в правоохранительные органы осуществляются в соответствии с порядком, установленным Регламентом Счетной палаты и стандартом СФК 101.
11.2. В Соглашении или при взаимном согласовании в ходе совместного или параллельного контрольного мероприятия может быть достигнута договоренность об ином порядке подготовки проектов документов, принятия решений, а также утверждения и направления документов по результатам контрольных мероприятий.
11.3. Для реализации достигнутых договоренностей Соглашением при необходимости предусматривается:
проведение совместных заседаний Сторон;
принятие совместных решений по фактам выявленных недостатков и нарушений и принятие мер по их устранению;
порядок контроля исполнения представлений и предписаний по контрольным мероприятиям, а также формы ответственности Сторон;
порядок обмена информацией по вопросам исполнения предложений и иных принятых решений по результатам контрольных мероприятий и другим вопросам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт Счетной палаты РФ СОД 14 "Организация совместных и параллельных контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации с органами государственного финансового контроля зарубежных стран" (утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ от 6 июня 2011 г. (пункт протокола N 32К (799)
Текст стандарта официально опубликован не был