См. также стандарт финансового контроля СФК 4702 "Порядок организации и проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации", утвержденный решением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 июля 2006 г., протокол N 25К (492)
1. Общие положения
1.1. Стандарт организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации СОД 15 "Проведение Счетной палатой Российской Федерации совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации" (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" с учетом положений Международных стандартов для Высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ): ISSAI 200 "Общие стандарты проведения аудита в государственном секторе и стандарты с этическим значением"; ISSAI 1210 "Рекомендации по финансовому аудиту. Согласование условий проведения аудита".
1.2. Целью настоящего Стандарта является регламентация деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по организации и проведению совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации (далее - контрольно-счетные органы).
Проведение совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами осуществляется в соответствии с требованиями Регламента Счетной палаты, стандарта СФК 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - стандарт СФК 101), стандарта СФК 102 "Проведение экспертно-аналитического мероприятия" (далее - стандарт СФК 102).
1.3. Задачами Стандарта являются:
определение порядка организации и подготовки совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, взаимодействия Счетной палаты с контрольно-счетными органами (далее - Стороны) в процессе их проведения;
установление требований по оформлению результатов совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, порядка их рассмотрения.
1.4. Правовой основой участия Счетной палаты в совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях с контрольно-счетными органами являются:
Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с изменениями);
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
Регламент Счетной палаты;
соглашения о сотрудничестве между Счетной палатой и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
1.5. Решения по вопросам организации и проведения совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, не урегулированным настоящим Стандартом, принимаются Коллегией Счетной палаты по представлению членов Коллегии Счетной палаты, ответственных за их проведение.
2. Содержание совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
2.1. Совместные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия - это форма организации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых Счетной палатой и контрольно-счетными органами на двусторонней или многосторонней основе в соответствии с общей программой по теме, предложенной Стороной - инициатором, и в согласованные сроки.
2.2. Параллельные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия - это форма организации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых Счетной палатой и контрольно-счетными органами по взаимному соглашению каждой из Сторон самостоятельно по раздельным программам, в согласованные сроки, с последующим обменом и использованием информации по их результатам.
3. Планирование совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
3.1. Подготовка предложений Счетной палаты в адрес контрольно-счетных органов о проведении совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий при формировании плана работы Счетной палаты на очередной год.
3.1.1. Планирование совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществляется в соответствии с порядком планирования работы Счетной палаты, определенным стандартом СОД 12 "Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации" и настоящим стандартом.
3.1.2. Направления деятельности подготавливают предложения о проведении совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на очередной год, направляют их за подписью соответствующих аудиторов Счетной палаты в адрес контрольно-счетных органов до 10 октября года, предшествующего планируемому.
Копии предложений направляются в подразделение аппарата Счетной палаты по взаимодействию с контрольно-счетными органами для свода и анализа.
3.1.3. Контрольно-счетные органы рассматривают полученные предложения и направляют в Счетную палату свое решение об участии в проведении совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.
3.1.4. При получении от контрольно-счетного органа положительного ответа на предложение Счетной палаты о проведении совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия до 1 ноября года, предшествующего планируемому, аудитор Счетной палаты вносит данное предложение в проект плана работы Счетной палаты на очередной год для последующего обсуждения на Коллегии Счетной палаты.
3.2. Рассмотрение предложений контрольно-счетных органов о проведении совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направляемых в адрес Счетной палаты при формировании плана работы Счетной палаты на очередной год.
3.2.1. При поступлении в Счетную палату предложений контрольно-счетных органов о проведении совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий до 10 октября года, предшествующего планируемому, Председатель Счетной палаты, а в его отсутствие - заместитель Председателя Счетной палаты, поручает аудитору Счетной палаты, нескольким аудиторам Счетной палаты, к компетенции которых относятся вопросы обращения, подготовить предложения о возможности включения в проект плана работы на очередной год указанных мероприятий.
Принятые аудиторами предложения вносятся в проект плана работы на очередной год и представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.
3.2.2. Аудиторы Счетной палаты, получившие поручение о рассмотрении обращения, вносят на рассмотрение Коллегии Счетной палаты одно из следующих решений:
включить в проект плана работы Счетной палаты на очередной год проведение совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с предложением;
учесть отдельные вопросы из предложения контрольно-счетного органа при проведении иных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которые предусматриваются проектом плана работы Счетной палаты на очередной год;
отклонить предложение контрольно-счетного органа.
Направления деятельности информируют о полученных предложениях контрольно-счетных органов и принятых по ним решениям подразделение аппарата Счетной палаты по взаимодействию с контрольно-счетными органами.
3.2.3. При принятии Коллегией Счетной палаты решения о проведении совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с предложением контрольно-счетного органа, руководителю контрольно-счетного органа направляется ответ, содержащий информацию о соответствующем решении.
При принятии Коллегией Счетной палаты решения об учете отдельных вопросов из предложения контрольно-счетного органа при проведении иных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предусматриваемых в проекте плана работы Счетной палаты на очередной год, руководителю контрольно-счетного органа направляется ответ с соответствующим предложением.
В случае получения согласия контрольно-счетного органа на предложение Счетной палаты аудиторы Счетной палаты, к компетенции которых относятся данные вопросы, учитывают их при подготовке предложений о включении в проект плана работы Счетной палаты на очередной год.
Ответы, содержащие информацию о мероприятиях, включенных в проект плана работы Счетной палаты, подготавливаются в направлениях деятельности, к компетенции которых относятся вопросы обращения, и направляются контрольно-счетному органу - инициатору предложений за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты в срок не более 14 календарных дней со дня принятия решения Коллегией Счетной палаты.
Ответы, содержащие информацию о мероприятиях, не включенных в проект плана работы Счетной палаты, подготавливаются в подразделении аппарата Счетной палаты по взаимодействию с контрольно-счетными органами исходя из информации, полученной от направлений деятельности, к компетенции которых относятся вопросы обращения, и направляются контрольно-счетному органу - инициатору предложений за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты в срок не более 14 календарных дней со дня принятия решения Коллегией Счетной палаты.
4. Подготовка и рассмотрение обращений о проведении внеплановых совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
4.1. В случае если в ходе выполнения годового плана работы в Счетную палату поступило поручение или обращение (далее - поручение) в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" обязательное для включения в план работы Счетной палаты, для исполнения которого целесообразно проведение совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия с контрольно-счетным органом, аудитор Счетной палаты, к компетенции которого относятся вопросы обращения, вносит на рассмотрение Коллегии Счетной палаты обоснованные предложения о необходимости проведения данного мероприятия и проект соответствующего обращения в адрес контрольно-счетного органа.
4.2. Одобренное Коллегией Счетной палаты обращение в адрес контрольно-счетного органа о проведении совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия в адрес контрольно-счетного органа направляется за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты.
4.3. При получении от контрольно-счетного органа положительного ответа на обращение Счетной палаты совместное или параллельное контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие в установленном порядке включается в план работы Счетной палаты.
4.4. В случае если в ходе выполнения плана работы Счетной палаты на очередной год в Счетную палату поступило обращение контрольно-счетного органа о проведении совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия, Председатель Счетной палаты, а в его отсутствие - заместитель Председателя Счетной палаты, поручает аудитору Счетной палаты или нескольким аудиторам Счетной палаты, к компетенции которых относятся вопросы обращения, подготовить предложения о возможности проведения мероприятия в соответствии с обращением и представить их на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.
4.5. При принятии Коллегией Счетной палаты решения о проведении совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с предложением контрольно-счетного органа, руководителю контрольно-счетного органа направляется ответ, содержащий информацию о соответствующем решении.
При принятии Коллегией Счетной палаты решения об учете отдельных вопросов из предложения контрольно-счетного органа при проведении иных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предусматриваемых в проекте плана работы Счетной палаты на очередной год, руководителю контрольно-счетного органа направляется обоснованный ответ, содержащий информацию о соответствующем решении.
При принятии Коллегией Счетной палаты решения об отказе от проведения совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия, предложенного контрольно-счетным органом, руководителю контрольно-счетного органа направляется обоснованный ответ.
Ответы, содержащие информацию о соответствующих решениях Коллегии Счетной палаты, подготавливаются в направлениях деятельности, возглавляемыми аудиторами Счетной палаты, к компетенции которых относятся вопросы обращения, и направляются контрольно-счетному органу - инициатору предложений за подписью Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты в срок не более 14 календарных дней со дня принятия решения Коллегией Счетной палаты.
5. Подготовка и подписание Решения, программы проведения совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
5.1. Для проведения совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата подписывает с одним или несколькими контрольно-счетными органами соответствующее Решение о проведении совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Российской Федерации с контрольно-счетными органами Российской Федерации (далее - Решение), в котором определяются:
наименование контрольного и экспертно-аналитического мероприятия;
предмет контрольного и экспертно-аналитического мероприятия;
сроки проведения контрольного и экспертно-аналитического мероприятия;
ответственные лица за проведение контрольного и экспертно-аналитического мероприятия;
вопросы участия каждой из Сторон, исходя из их функций и контрольных полномочий, определенных соответствующим законодательством, а также с учетом соглашений между Счетной палатой и контрольно-счетными органами;
порядок обмена информацией, оформления результатов контрольного и экспертно-аналитических мероприятия, в том числе форма, порядок подписания и согласования документов;
порядок подготовки и принятия решений по результатам контрольного и экспертно-аналитического мероприятия.
Подписание Решения Сторонами может быть осуществлено установленным законом порядком, в том числе электронной цифровой подписью. Образец оформления Решения приведен в приложении к настоящему Стандарту.
При проведении экспертно-аналитических мероприятий путем мониторинга подписание Решения не является обязательным.
5.2. Проведение совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия осуществляется в соответствии с его программой (далее - программа мероприятия).
5.3. Подготовка программы мероприятия участниками со стороны Счетной палаты осуществляется в соответствии с порядком, установленным стандартами СФК 101 и СФК 102. Образец оформления программы мероприятия определен в приложениях N 4 к стандартам СФК 101 и СФК 102.
В программе мероприятия дополнительно указываются:
должностное лицо контрольно-счетного органа, ответственное за проведение совместного мероприятия;
дата согласования программы руководителем контрольно-счетного органа.
5.4. Подготовка проекта программы мероприятия, проводимого по инициативе Счетной палаты, осуществляется под руководством аудитора Счетной палаты, ответственного за проведение данного совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия, по согласованию с руководителем соответствующего контрольно-счетного органа.
5.5. Подготовка проекта программы мероприятия, проводимого по инициативе контрольно-счетного органа, осуществляется контрольно-счетным органом - инициатором обращения по согласованию с аудитором Счетной палаты, ответственным за проведение данного совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия.
5.6. При проведении совместного контрольного мероприятия контрольные действия проводятся как сформированной рабочей группой из представителей Сторон на каждом объекте контроля, так и рабочими группами каждой из Сторон на разных объектах контроля, что должно быть отражено в программе. Подписание проекта программы Сторонами может быть осуществлено установленным законом порядком, в том числе электронной цифровой подписью.
Программа совместного мероприятия утверждается Коллегией Счетной палаты.
При проведении параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия программы утверждаются каждой Стороной самостоятельно, со стороны Счетной палаты - Коллегией Счетной палаты.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.8. Программа совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия вносится на рассмотрение Коллегии Счетной палаты в срок не менее 14 календарных дней до начала проведения соответствующего контрольного мероприятия.
6. Оформление распоряжений о проведении совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на объектах, удостоверений на право их проведения и командировочных удостоверений
6.1. Подготовка распоряжений о проведении совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на объектах, удостоверений на право их проведения и командировочных удостоверений осуществляется в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты и регламентами контрольно-счетных органов.
6.2. В распоряжении Счетной палаты о проведении совместного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия на объектах дополнительно указываются:
контрольно-счетный орган, участвующий в проведении совместного мероприятия;
персональный состав инспекторов Счетной палаты и сотрудников контрольно-счетного органа, направляемых на объекты контроля (при формировании рабочих групп из представителей Сторон).
Удостоверения на право проведения совместного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия, а также командировочные удостоверения оформляются каждой Стороной самостоятельно.
6.3. Распоряжение о проведении параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия, удостоверения на право проведения, а также командировочные удостоверения оформляются каждой Стороной самостоятельно.
7. Проведение совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
7.1. Проведение совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществляется в соответствии с общими положениями и требованиями к проведению контрольных мероприятий, определенными Регламентом Счетной палаты, стандартом СФК 101, стандартом СФК 102, регламентами и стандартами контрольно-счетных органов.
7.2. Если совместное контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие проводится по инициативе Счетной палаты, в случае формирования рабочих групп из представителей Сторон, руководство проведением данного контрольного мероприятия осуществляет руководитель совместного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия от Счетной палаты, а если по инициативе контрольно-счетного органа, то руководитель мероприятия определяется по согласованию Сторон.
При проведении параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия руководство осуществляется представителями каждой Стороны самостоятельно.
7.3. В ходе проведения совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия Стороны осуществляют взаимодействие путем проведения рабочих совещаний и консультаций, обмена методическими документами и информацией, согласования методов проведения совместного мероприятия и иное, что отражается в Решении.
7.4. В случае возникновения между Счетной палатой и контрольно-счетным органом разногласий по вопросам организации, проведения и оформления результатов совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия, Стороны для их разрешения проводят переговоры и согласительные процедуры, что оговаривается в Решении.
7.5. Передача информации, запрашиваемой другой Стороной в ходе проведения совместного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия, отнесенной к государственной или иной охраняемой законом тайне, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Оформление результатов совместных или параллельных контрольных мероприятий на объектах
8.1. Результаты контрольных мероприятий на объектах оформляются актами. Акты Счетной палаты оформляются в соответствии с требованиями стандарта СФК 101.
В случае если совместное контрольное мероприятие на объекте проводилось рабочей группой из представителей Сторон, акт подписывается представителями участвующих Сторон. На объекте возможно составление нескольких актов, подписываемых рабочими группами из представителей Сторон.
8.2. При проведении параллельного контрольного мероприятия акты составляются каждой Стороной самостоятельно.
8.3. При наличии противоречий Стороны вправе выразить особое мнение. Форма документа, сроки подписания, подписывающие лица могут быть определены в Решении.
9. Отчет о результатах совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия
9.1. По результатам совместного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия подготавливается отчет о результатах проведенного контрольного мероприятия в соответствии со стандартами СФК 101 и СФК 102 под руководством аудитора Счетной палаты, ответственного за его проведение.
Степень и форма участия представителей Счетной палаты, контрольно-счетного органа в подготовке отчета и других документов, оформляемых по результатам совместного мероприятия, согласовывается между Сторонами, участвующими в его проведении и отражается в Решении.
Отчет подписывается аудитором Счетной палаты и руководителем контрольно-счетного органа. Подписание отчета Сторонами может быть осуществлено установленным законом порядком, в том числе электронной цифровой подписью.
9.2. По результатам параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия каждая из Сторон самостоятельно подготавливает отчет о результатах проведенного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия.
Отчет о результатах контрольного и экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты подписывается аудитором Счетной палаты.
Срок обмена итоговыми документами Сторон, форма и направление совместных итоговых документов оговариваются в Решении.
9.3. При наличии соответствующих оснований по результатам совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий одновременно с отчетом могут подготавливаться представления, предписания, информационные письма в соответствии со стандартами СФК 101, СФК 102.
9.4. Отчет о результатах проведенного совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия, а также проекты представлений, предписаний, информационных писем вносятся на рассмотрение Коллегии Счетной палаты в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты.
9.5. На заседание Коллегии Счетной палаты при рассмотрении результатов совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия могут приглашаться руководители, аудиторы контрольно-счетных органов, участвующих в контрольном мероприятии, при необходимости руководители проверенных организаций (объектов контроля).
9.6. Копии отчета о результатах совместного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия, утвержденного Коллегией Счетной палаты, по ее решению могут направляться законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контрольно-счетному органу, участвующему в мероприятии.
9.7. Контроль исполнения представлений и предписаний осуществляет аудитор Счетной палаты, ответственный за проведение совместного или параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с порядком, установленным Регламентом Счетной палаты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт организации деятельности СОД 15 "Проведение Счетной палатой Российской Федерации совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации" (утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 2 декабря 2011 г. (протокол N 59К (826) (с изменениями, утвержденными решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 13 апреля 2012 г., протокол N 16К (849))
Текст стандарта официально опубликован не был
Разработчик:
Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации