Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2012 г. N 74-АПГ12-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Хаменкова В.Б. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2012 года, которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим (в части) пункта 1.5 Положения о координационном совете Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутии) от 14 января 2012 года N 3.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
14 января 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 3 "Об утверждении концепции создания регионального центра государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) и о создании координационного совета Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости" 3 марта 2012 года, N 24.
Пунктом 3 названного постановления утверждено Положение о координационном совете Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству (далее - Положение).
Абзацем 2 пункта 1.5 Положения установлено, что решения координационного совета носят обязательный характер для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по вопросам подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) и инвестиционных проектов, претендующих на предоставление бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда Республики Саха (Якутия).
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 1.5 Положения, в части того, что решения координационного совета носят обязательный характер для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
В обоснование своего требования ссылался на противоречие Положения в оспариваемой части статьям 5, 22 и 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку координационный совет не является исполнительным органом государственной Республики Саха (Якутия), в связи с чем принятые им решения, не могут носить обязательных характер.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2012 года заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Суд, признавая недействующим оспариваемое положение регионального акта, обоснованно исходил из вывода о том, что оно противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно п. 12.1 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N 30, совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.
В соответствии с указанным положением федерального законодательства и пунктом 1.1 оспариваемого Положения координационный совет Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству является совещательным органом.
Между тем, в противоречие приведенных положений указанный совещательный орган наделен полномочиями по принятию решений, носящих обязательных характер для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Наделение подобными полномочиями совещательного органа приводит к выводу о том, что этот орган нельзя ставить вне системы исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
В целях реализации указанных полномочий президентом Республики Саха (Якутия) 14 мая 2011 года принят Указ N 640 "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)", которым установлены система и структура исполнительных органов государственной власти республики, в числе которых координационного совета, о полномочиях которого возник спор, нет.
Утверждение в жалобе о том, что согласно пункту 15.1 Регламента Правительства Республики Саха (Якутия) правительство республики вправе создавать координационные органы, решения которых обязательны для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), является несостоятельным.
Подпунктом "д. 1)" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из приведённых положений следует, что создание координационных органов, наделённых по отношению к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственными властными полномочиями, отнесено к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Правительству Республики Саха (Якутия) такие полномочия не предоставлены.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Хаменков В.Б. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2012 г. N 74-АПГ12-13
Текст определения официально опубликован не был