Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2012 г. N 16-АПГ12-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Голубевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шульгина В.А. на решение Волгоградского областного суда от 22 июня 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления Шульгина В.А. о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи 4 Закона Волгоградской области от 3 марта 2005 года N 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения Шульгина В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Шульгин В.А. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 4 закона Волгоградской области от 3 марта 2005 года N 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" в части, не содержащей таких мер социальной поддержки жертв политических репрессий как бесплатный отпуск по рецептам врача лекарственных средств и изделий медицинского назначения для инвалидов 2 группы; бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50% стоимости проезда; бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов за исключением протезов из драгоценных металлов; погребение за счет государства в случае смерти, указав, что эти меры были предусмотрены федеральным законодательством до 31 декабря 2004 года.
По мнению Шульгина В.А., оспариваемая норма противоречит Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающему, что меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, должны быть обеспечены на уровне не ниже сложившегося с соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 года.
Решением Волгоградского областного суда от 22 июня 2012 года в удовлетворении заявления Шульгина В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Шульгина В.П. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что Шульгин В.А. является лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьей 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
В названную статью Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, применительно к реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования вопросов их социальной защиты.
При этом конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, о видах и размерах денежных компенсаций Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит.
Законом Волгоградской области от 3 марта 2005 года N 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" установлены меры социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, в числе которых жертвы политических репрессий.
Согласно статье 4 названного закона жертвам политических репрессий предоставляются следующие меры социальной поддержки:
а) ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей (согласно статье 6 закона Волгоградской области от 3 марта 2005 года N 1016-ОД размер ежемесячной денежной выплаты, начиная с 1 января 2006 года, подлежит индексации в порядке, установленном главой администрации Волгоградской области);
б) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
в) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном главой администрации Волгоградской области;
г) льготное протезирование (кроме зубопротезирования) в порядке, установленном главой администрации Волгоградской области;
д) ежемесячная денежная выплата на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на каждого совместно проживающего члена семьи, определяемая в размере 50% величины областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области в пределах социальной нормы площади жилья, установленной главой администрации Волгоградской области; ежегодная денежная выплата на оплату 50% стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных органами местного самоуправления Волгоградской области для продажи населению, и на оплату 50% стоимости бытового газа в баллонах в пределах норм потребления, установленных главой администрации Волгоградской области, - жертвам политических репрессий, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления; ежегодная компенсация на оплату 50% расходов, понесенных за доставку твердого топлива гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления; ежемесячная денежная выплата в период отопительного сезона в размере, установленном администрацией Волгоградской области, - жертвам политических репрессий, проживающим в жилых помещениях, оборудованных стационарными электроотопительными приборами;
е) первоочередная установка телефона;
ж) компенсация расходов на установку телефона реабилитированным гражданам;
з) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Разрешая заявление Шульгина В.А., суд проверил соблюдение требований статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающих, что при изменении порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены, и установил, что совокупный объем финансирования мер социальной поддержки для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в бюджете Волгоградской области последовательно увеличивается (в решении приведены соответствующие цифры).
Кроме того, судом установлено, что отдельные меры социальной поддержки предоставляются реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, на основании иных нормативных правовых актов Волгоградской области: постановления администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 года N 290-п "Об утверждении Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях" (предоставление лекарственных препаратов с 50 % оплатой стоимости); приказа комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области от 13 марта 2012 года N 497 "О реализации долгосрочной областной целевой программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Волгоградской области" на 2011-2013 годы в 2012 году" (зубопротезирование на льготных условиях); Закона Волгоградской области от 21 февраля 2007 года N 1418-ОД "О государственной социальной помощи населению в Волгоградской области" (компенсация затрат на газификацию жилья); Закона Волгоградской области от 3 апреля 2007 года N 1436-ОД "О погребении и похоронном деле в Волгоградской области".
Учитывая изложенное и отсутствие в федеральном законодательстве норм о видах льгот, видах и размерах денежных компенсаций, исходя из того, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (статья 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене.
Доводы апелляционной жалобы Шульгина В.А. не содержат ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, поэтому не могут явиться основаниями к отмене решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Волгоградского областного суда от 22 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шульгина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2012 г. N 16-АПГ12-4
Текст определения официально опубликован не был