Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 октября 2012 г. N 03-05-05-02/101
Вопрос: В 2010 году организация приобрела земельные участки. На момент регистрации права собственности земельные участки не были предназначены для жилищного строительства, на них находились здания промышленного назначения. В связи с этим в 2011-2012 гг. общество предпринимало усилия по изменению целевого назначения земельных участков - для осуществления жилищного строительства. Параллельно общество вело подготовительные работы для осуществления будущего жилищного строительства, заказало проектные работы с 06.12.2010 года, с 01.03.2012 начались работы по сносу зданий промышленного назначения, находящихся на данных земельных участках, 6 марта 2012 г. была уплачена плата за снятие запрета на жилищное строительство, 11 марта 2012 г. получено разрешение на строительство жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями.
16 июля 2012 было изменено целевое назначение земельных участков, что подтверждено свидетельством о праве собственности категорией земли: "земли населённых пунктов, разрешенное использование: участки размещения многоквартирных жилых домов; участки смешанного размещения жилых объектов различного вида; участки смешанного размещения общественно-деловых и жилых объектов", а 7 августа 2012 г. был снят запрет на проведение жилищного строительства.
С какого момента в отношении данных земельных участков применяется повышающий коэффициент 2 для целей исчисления земельного налога предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что на основании пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В соответствии со статьей 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
При этом отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Исходя из данных норм Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Поэтому, если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода для целей налогообложения кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Учитывая изложенное, повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Кодекса, при изменении вида разрешенного использования земельного участка может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.