Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию ЗАО "Лактис" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО "Лактис" оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне":
пункта 1 статьи 9, в соответствии с которым организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (абзацы первый, второй и шестой);
пункта 4 статьи 18, согласно которому обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Как следует из представленных материалов, решением Верховного Суда Российской Федерации было оставлено без удовлетворения заявление ЗАО "Лактис" о признании недействующими отдельных положений нормативного акта Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий, устанавливающего порядок организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.
По мнению заявителя, оспариваемые им законоположения обязывают организации за счет собственных средств обеспечивать мероприятия по гражданской обороне, а также ставят их в неравное положение с индивидуальными предпринимателями, на которых данная обязанность не распространяется. В связи с этим он просит признать их противоречащими статьям 19, 34, 35 и 55 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ЗАО "Лактис" материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционной обязанностью государства является обеспечение безопасности личности, общества и государства, охрана окружающей среды и экологическая безопасность; при этом оборона, в том числе гражданская оборона, находится в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "м"; статья 72, пункт "д" части 1, Конституции Российской Федерации).
В развитие приведенных конституционных положений был принят Федеральный закон "О гражданской обороне", который определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны (преамбула). В соответствии с данным Федеральным законом гражданская оборона представляет собой систему мероприятий, направленных в том числе на защиту населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (статья 1).
В названном Федеральном законе определен круг обязанностей, возлагаемых в этой сфере как на органы публичной власти, так и на иных лиц - организации и граждан (статьи 5-10). Так, согласно его статье 6 Правительство Российской Федерации определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения. Это корреспондирует положениям статей 3 и 7 Модельного закона "О гражданской обороне" (принят на одиннадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, постановление от 15 июня 1998 года N 11-12), в соответствии с которыми гражданская оборона организуется на основании территориально-производственного принципа.
Регулирование отношений в сфере гражданской обороны осуществляется также ведомственными нормативными актами, принимаемыми на основе Федерального закона "О гражданской обороне". В частности, в соответствии с пунктами 4, 7 и 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты на организации, расположенные вблизи опасных территорий, возлагается обязанность осуществлять организационные и специальные действия в области гражданской обороны, включая накопление средств индивидуальной защиты (утверждено приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года N 993).
Таким образом, оспариваемое правовое регулирование, возлагающее на организации обязанности, обусловленные спецификой мер по обеспечению гражданской обороны, по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и по ликвидации их последствий, не может расцениваться как дискриминационное, ничем не обусловленное и тем самым нарушающее конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Лактис", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 г. N 1602-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Лактис" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 9 и пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О гражданской обороне"
Текст Определения официально опубликован не был