Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2012 г. N 74-АПГ12-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.A. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Голубевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим п. 3.11 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов местных бюджетов, связанных с использованием земельных участков, предназначенных для взлёта-посадки воздушных судов (посадочных площадок), утверждённого Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2009 г. N 185, по апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2012 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.A., объяснения представителя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь то, что в оспариваемого
части нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2012 г. заявление прокурора удовлетворено.
Правительство Республики Саха (Якутия) в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Установлено, что 30 апреля 2009 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято Постановление N 185 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов местных бюджетов, связанных с использованием земельных участков, предназначенных для взлёта-посадки воздушных судов (посадочных площадок)", опубликованное в печатном издании "Якутия" 7 мая 2009 г., N 80.
Пунктом 1 названного постановления утверждён Порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов местных бюджетов, связанных с использованием земельных участков, предназначенных для взлёта-посадки воздушных судов (посадочных площадок) (далее - Порядок).
Пунктом 3.11 Порядка предусмотрено, что неиспользованные остатки субсидий бюджетов городских и сельских поселений на конец финансового года подлежат использованию в следующем году на те же цели.
Суд, признавая недействующим пункт 3.11 оспариваемое регионального акта, исходил из вывода о том, что он противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Указанный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 названного Кодекса.
Законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, не могут противоречить Бюджетному кодексу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны принимать нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с указанным Кодексом.
Утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации, установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации отнесено статьёй 8 Бюджетного кодекса к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации. При этом предусмотрено, что межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
Аналогичные положения установлены законодателем Саха (Якутия) в статье 127 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 г. 525-3 N 1095-III "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)".
В связи с этим вывод суда о несоответствии оспариваемой нормы федеральному и республиканскому законодательству, имеющему большую юридическую силу, является правильным, а решение суда о признании указанного акта недействующим - законным и обоснованным.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Кроме того, суд располагает данными о том, что Правительство Республики Саха (Якутия) принятым им Постановлением N 384 отменило редакцию оспариваемой нормы регионального акта и приняло новую редакцию с учётом вынесенного судом решения. Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Якутские ведомости" 5 сентября 2012 г., N 70.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2012 г. N 74-АПГ12-14
Текст определения официально опубликован не был