Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2012 г. N 72-АПГ12-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 28 мая 2012 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Забайкальского края: признано недействующим положение пункта 25 Порядка осуществления мониторинга и оценки бюджетных и налоговых правоотношений, приводящих к изменению доходов бюджета Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2011 года N 519, в части неуказания срока исполнения обязанности по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2011 года N 519 утвержден Порядок осуществления мониторинга и оценки бюджетных и налоговых правоотношений, приводящих к изменению доходов бюджета Забайкальского края.
Согласно пункту 1 Порядка он разработан в целях оптимизации налоговых льгот и сокращения выпадающих доходов бюджета Забайкальского края, связанных с предоставлением неэффективных налоговых льгот, развития налоговой базы Забайкальского края, совершенствования мер государственной поддержки отдельных категорий налогоплательщиков, повышения качества управления и установления системы критериев оценки эффективности управления кредиторской задолженностью Забайкальского края и регулирует вопросы, связанные с мониторингом дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет края; с проведением оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) в соответствии с законами Забайкальского края налоговых льгот отдельным категориям плательщиков по налогам, зачисляемым в бюджет края.
Пунктом 25 Порядка предусмотрено, что информация о предоставленных налоговых льготах с оценкой их бюджетной, социальной эффективности и объемах выпадающих доходов бюджета края в связи с предоставлением налоговых льгот размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органом, осуществившим оценку, после обобщения материалов оценки и подготовки проекта закона Забайкальского края, касающегося предоставления или отмены налоговых льгот.
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующим положения пункта 25 Порядка в части неуказания срока исполнения обязанности по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По мнению прокурора, содержание оспариваемого пункта свидетельствует о нарушении требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку законодатель, установив обязанность по размещению информации, не установил срока исполнения этой обязанности. Между тем, отсутствие сроков исполнения обязанности нарушает права заинтересованных лиц на своевременное получение информации, а также допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, что свидетельствует о широте дискреционных полномочий и является коррупциогенным фактором. Соблюдение сроков представления информации - одно из основных требований Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Решением Забайкальского краевого суда от 28 мая 2012 года заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительства Забайкальского края ставится вопрос об отмене указанного решения ввиду неправильного применения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.
Разрешая заявление прокурора, суд пришел к выводу о том, что Правительство Забайкальского края обязано было во исполнение требований статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", устанавливающей требования при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в числе которых соблюдение сроков
предоставления информации, установить сроки размещения в сети "Интернет" информации о предоставленных налоговых льготах с оценкой их бюджетной, социальной эффективности и объемах выпадающих доходов бюджета края в связи с предоставлением налоговых льгот.
Делая такой вывод, суд исходил из того, что названная информация относится к информации о деятельности государственного органа (Министерства финансов Забайкальского края), ее размещение носит обязательный характер (что следует из нормы); осуществление мониторинга и оценки бюджетных и налоговых правоотношений, приводящих к изменению доходов бюджета края, является бюджетным полномочием Министерства финансов Забайкальского края (пункт 15 части 2 статьи 4 Закона Забайкальского края от 18 марта 2009 года N 155-ЗЗК "О бюджетном процессе в Забайкальском крае").
По мнению суда, отсутствие сроков опубликования информации может повлиять на сохранение, предоставление или прекращение налоговых льгот для граждан и организаций, является коррупциогенным фактором.
Кроме того, суд пришел к выводу, что формулировка оспариваемой нормы "после обобщения материалов оценки и подготовки проекта закона Забайкальского края, касающегося предоставления или отмены налоговых льгот", не содержащая указания на сроки опубликования информации, свидетельствует о неопределенности нормы.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда не могут быть признаны правильными.
Как следует из Постановления Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2011 года N 519, оно принято в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Забайкальского края "О бюджетном процессе в Забайкальском крае", пунктом 15 которой предусмотрено, что мониторинг и оценка бюджетных и налоговых правоотношений, приводящих к изменению доходов бюджета края, является полномочием финансового органа края и осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.
Согласно статьям 21, 43 Устава Забайкальского края Правительство Забайкальского края является высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. В соответствии со статьей 46 Устава Забайкальского края правовые акты Забайкальского края принимаются (издаются) органами государственной власти края. К нормативным правовым актам относятся, в частности, постановления Правительства Забайкальского края.
Таким образом, Порядок осуществления мониторинга и оценки бюджетных и налоговых правоотношений, приводящих к изменению доходов бюджета Забайкальского края, утвержденный Постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2011 года N 519, принят Правительством Забайкальского края в пределах компетенции, опубликован в газете "Азия-Экспресс" N 1-2/1 от 13 января 2012 года, являющейся официальным печатным изданием для опубликования нормативных правовых актов.
То обстоятельство, что осуществление мониторинга и оценки бюджетных и налоговых правоотношений, приводящих к изменению доходов бюджета края, является полномочием государственного органа (Министерства финансов Забайкальского края), не свидетельствует, по мнению Судебной коллегии, о том, что порядок осуществления этого полномочия, устанавливаемый высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, является информацией о деятельности государственного органа в том значении информации, которое дано Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" для целей этого Федерального закона. Согласно его статье 1 под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация, созданная в пределах полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, им подведомственными, либо поступившая в указанные органы и организации, а также законы и иные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, не представляется возможным согласиться с выводом суда о противоречии оспариваемой нормы статье 11 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии с пунктами 11, 15 Порядка осуществления мониторинга и оценки бюджетных и налоговых правоотношений, приводящих к изменению доходов бюджета Забайкальского края под оценкой бюджетной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот понимается процедура выявления влияния предоставления налоговых льгот на доходы и расходы бюджета края; под оценкой социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот понимается определение результата социального характера в связи с предоставлением налоговой льготы. Результаты оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот используются для своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот, разработки предложений по совершенствованию мер государственной поддержки отдельных категорий налогоплательщиков.
Информация об эффективности налоговых льгот, о которой идет речь в оспариваемой норме пункта 25 Порядка, является информацией, носящей ознакомительный характер, она не влияет на налоговые права граждан и организаций, поскольку установление и отмена налоговых льгот осуществляется в соответствии с требованиями статьи 12 Налогового кодекса РФ законами Забайкальского края.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Поскольку информация об эффективности налоговых льгот не влияет на налоговые права граждан и организаций, отсутствие сроков ее опубликования нельзя признать коррупциогенным фактором, соответственно, нельзя согласиться с выводом суда о наличии такого фактора.
Следует отметить, что суд установил, что отсутствие сроков публикации информации в данном случае не влияет на налоговые права граждан и организаций, но сделал неправильный вывод о создании оспариваемой нормой предпосылок для коррупционных действий.
Из оспариваемой нормы следует, что информация о предоставленных налоговых льготах с оценкой их бюджетной, социальной эффективности и объемах выпадающих доходов бюджета края в связи с предоставлением налоговых льгот размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" после обобщения материалов оценки и подготовки проекта закона Забайкальского края, касающегося предоставления или отмены налоговых льгот.
Судебная коллегия полагает, что содержание нормы, связывающей опубликование информации с наступлением события, является определенным, а применительно к рассматриваемому случаю - оправданным, поскольку предоставление или отмена налоговых льгот осуществляются законами Забайкальского края.
При таких данных следует согласиться с доводами апелляционной жалобы Правительства Забайкальского края об отсутствии противоречия оспариваемой нормы требованиям федерального законодательства.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права и принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 28 мая 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Забайкальского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим положения пункта 25 Порядка осуществления мониторинга и оценки бюджетных и налоговых правоотношений, приводящих к изменению доходов бюджета Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2011 года N 519, в части неуказания срока исполнения обязанности по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2012 г. N 72-АПГ12-6
Текст определения официально опубликован не был