Постановление Верховного Суда РФ от 1 октября 2012 г. N 49-АД12-10
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев надзорную жалобу Ибрагимова Р.Я. на постановление государственного инспектора по пожарному надзору г. Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан от 31 октября 2011 г. N 73, решение судьи Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2011 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 января 2012 г. и постановление заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г., вынесенные в отношении Ибрагимова Р.Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением государственного инспектора по пожарному надзору г. Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан от 31 октября 2011 г. N 73, оставленным без изменения решением судьи Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2011 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 января 2012 г., Ибрагимов Р.Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Постановлением заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г. жалоба Ибрагимова Р.Я. на указанные решения оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ибрагимов Р.Я. просит отменить постановление государственного инспектора по пожарному надзору г. Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан от 31 октября 2011 г. N 73, решение судьи Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2011 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 января 2012 г. и постановление заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г., вынесенные в отношении его по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Ибрагимова Р.Я. позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечёт назначение административного наказания.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 14 октября 2011 г. прокуратурой г. Кумертау совместно с отделом надзорной деятельности г. Кумертау и Куюргазинского района УНД ГУ России по Республике Башкортостан проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в государственном автономном учреждении социального обслуживания населения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау", расположенном по адресу: г. Кумертау, ул. Советская, д. 1а.
В результате данной проверки было установлено, что государственное автономное учреждение социального обслуживания населения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау" осуществляет свою деятельность с нарушениями требований пожарной безопасности:
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 3 части 1 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 12 НПБ 110-03, пункта 3.16 СНиП 31-06-2009, пункта 13.4 НПБ 88-2001, пункта 14.4 СП 5.13130.2009 сигнал о срабатывании систем автоматической противопожарной защиты не выведен в подразделения пожарной охраны;
- в нарушение пункта 40 ППБ 01-03 допущена установка глухих решёток на окнах первого этажа;
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 1.66 СНиП 2.08.02.-89* в актовом зале не закреплены к полу стулья;
- в нарушение статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 8.1 СНиП 21-01-97* здание центра не оборудовано лифтами, имеющими режим перевозки пожарных подразделений на этажи и кровлю здания, с оборудованием лифтовых шахт с подпором воздуха (не выполнены компенсирующие мероприятия по решению технического совета о снятии данного предписания: вместо выполнения лестницы типа П-2 на расстоянии не ближе одного метра от окон с уклоном не более 6:1 (ширина маршей и площадок не менее 1,2 метра), опускающихся до уровня проезда пожарных подразделений, установлена прямая лестница типа П-1 без уклонов и лестничных площадок);
- в нарушение пункта 53 ППБ 01-03 в цокольном этаже здания на путях эвакуации допущена окраска стен горючими красками.
В связи с изложенным 20 октября 2011 г. исполняющим обязанности прокурора г. Кумертау Республики Башкортостан в отношении ... государственного автономного учреждения социального обслуживания населения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау" Ибрагимова Р.Я. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением государственного инспектора по пожарному надзору г. Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан от 31 октября 2011 г. N 73 Ибрагимов Р.Я. привлечён к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 23), справкой от 14 октября 2011 г. (л.д. 26), объяснениями Ибрагимова Р.Я. (л.д. 27), приказом о назначении Ибрагимова Р.Я. на должность директора государственного автономного учреждения социального обслуживания населения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау" (л.д. 29), должностной инструкцией директора государственного автономного учреждения социального обслуживания населения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау" (л.д. 30-31), которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ибрагимов Р.Я. указывает на необоснованность вывода государственного инспектора по пожарному надзору г. Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан о нарушении государственным автономным учреждением социального обслуживания населения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау" требований пожарной безопасности в части того, что здание центра не оборудовано лифтами, имеющими режим перевозки пожарных подразделений на этажи и кровлю здания, с оборудованием лифтовых шахт с подпором воздуха (не выполнены компенсирующие мероприятия по решению технического совета о снятии данного предписания: вместо выполнения лестницы типа П-2 на расстоянии не ближе одного метра от окон с уклоном не более 6:1 (ширина маршей и площадок не менее 1,2 метра), опускающихся до уровня проезда пожарных подразделений, установлена прямая лестница типа П-1 без уклонов и лестничных площадок). Аналогичные доводы приводились Ибрагимовым Р.Я. в жалобах на постановление должностного лица, поданных в Кумертауский городской суд Республики Башкортостан и Верховный Суд Республики Башкортостан (л.д. 2, 55-56).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в результате проведения в период с 22 по 30 марта 2011 г. в государственном автономном учреждении социального обслуживания населения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау" проверки соблюдения требований пожарной безопасности государственным инспектором по пожарному надзору г. Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан учреждению было выдано предписание от 29 марта 2011 г. N 30/1/23, согласно которому государственному автономному учреждению социального обслуживания населения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау" в соответствии с требованиями статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 8.1 СНиП 21.-01-97* в срок до 30 ноября 2011 г. необходимо оборудовать здание центра лифтами, имеющими режим перевозки пожарных подразделений на этажи и кровлю здания, с оборудованием лифтовых шахт с подпором воздуха.
Проведённая прокуратурой г. Кумертау совместно с отделом надзорной деятельности г. Кумертау и Куюргазинского района УНД ГУ России по Республике Башкортостан проверка соблюдения учреждением законодательства о пожарной безопасности, в результате которой было выявлено аналогичного нарушение требований пожарной безопасности и возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, имела место 14 октября 2011 г., то есть до истечения установленного в предписании от 29 марта 2011 г. N 30/1/23 срока устранения нарушения.
Следовательно, содержащийся в постановлении государственного инспектора по пожарному надзору г. Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан N 73 от 31 октября 2011 г. вывод о том, что здание центра в нарушение статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 8.1 СНиП 21-01-97* не оборудовано лифтами, имеющими режим перевозки пожарных подразделений на этажи и кровлю здания, с оборудованием лифтовых шахт с подпором воздуха (не выполнены компенсирующие мероприятия по решению технического совета о снятии данного предписания: вместо выполнения лестницы типа П-2 на расстоянии не ближе одного метра от окон с уклоном не более 6:1 (ширина маршей и площадок не менее 1,2 метра), опускающихся до уровня проезда пожарных подразделений, установлена прямая лестница типа П-1 без уклонов и лестничных площадок), является преждевременным.
Иные доводы надзорной жалобы не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений.
Пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора по пожарному надзору г. Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан от 31 октября 2011 г. N 73, решение судьи Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2011 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 января 2012 г. и постановление заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г., вынесенные в отношении Ибрагимова Р.Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путём исключения из них вывода о том, что здание государственного автономного учреждения социального обслуживания населения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау" в нарушение статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 8.1 СНиП 21-01-97* не оборудовано лифтами, имеющими режим перевозки пожарных подразделений на этажи и кровлю здания, с оборудованием лифтовых шахт с подпором воздуха (не выполнены компенсирующие мероприятия по решению технического совета о снятии данного предписания: вместо выполнения лестницы типа П-2 на расстоянии не ближе одного метра от окон с уклоном не более 6:1 (ширина маршей и площадок не менее 1,2 метра), опускающихся до уровня проезда пожарных подразделений, установлена прямая лестница типа П-1 без уклонов и лестничных площадок).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
надзорную жалобу Ибрагимова Р.Я. удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора по пожарному надзору г. Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан от 31 октября 2011 г. N 73, решение судьи Кумертауского городского суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2011 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 января 2012 г. и постановление заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г., вынесенные в отношении Ибрагимова Р.Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из них вывод о том, что здание государственного автономного учреждения социального обслуживания населения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Кумертау" в нарушение статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 8.1 СНиП 21-01-97* не оборудовано лифтами, имеющими режим перевозки пожарных подразделений на этажи и кровлю здания, с оборудованием лифтовых шахт с подпором воздуха (не выполнены компенсирующие мероприятия по решению технического совета о снятии данного предписания: вместо выполнения лестницы типа П-2 на расстоянии не ближе одного метра от окон с уклоном не более 6:1 (ширина маршей и площадок не менее 1,2 метра), опускающихся до уровня проезда пожарных подразделений, установлена прямая лестница типа П-1 без уклонов и лестничных площадок).
В остальной части указанные решения оставить без изменения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 1 октября 2012 г. N 49-АД12-10
Текст постановления официально опубликован не был