Решение Верховного Суда РФ от 13 сентября 2012 г. N АКПИ12-960
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 4 декабря 2012 г. N АПЛ12-668 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Карулине И.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Кубань Экспресс-Пригород" о признании недействующим пункта 1 Критериев определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 99, установил:
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 99 утверждены Критерии определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования (далее - Критерии). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 августа 2007 г. N 9969 и опубликован в Российской газете, 15 августа 2007 г., N 177.
В соответствии с пунктом 1 Критериев по расстоянию следования и условиям проезда поезда, предназначенные для перевозки пассажиров, подразделяются на: а) дальние - следующие на расстояние свыше 150 км, в составы которых включаются вагоны с местами для сидения и лежания и которые отвечают требованиям, предъявляемым к проезду в дальнем следовании; б) пригородные - следующие на расстояние не более 200 км, состоящие из вагонов с местами для сидения.
Открытое акционерное общество "Кубань Экспресс-Пригород" (далее - ОАО "Кубань Экспресс-Пригород") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Критериев по тем основаниям, что приказ от 18 июля 2007 г. N 99 принят Министерством транспорта Российской Федерации с превышением полномочий, оспариваемое нормативное положение противоречит статье 81 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) и ограничивает право заявителя на занятие предпринимательской деятельностью.
В судебном заседании Гончаров В.В., Бурное Е.Н., представляющие интересы ОАО "Кубань Экспресс-Пригород", поддержали заявленные требования, дополнительно обосновывая их тем, что пункт 1 Критериев противоречит подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), поскольку ограничивает полномочия субъектов Российской Федерации по организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Представители Министерства транспорта Российской Федерации Тонких С.Р., Лихачев С.С. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Костецкая М.В., возражая против доводов заявителей, пояснили, что, утверждая Критерии, Министерство транспорта Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством Российской Федерации, указанное в пункте 1 Критериев положение относительно разделения поездов по расстоянию следования и условиям проезда полностью соответствует положениям статьи 81 Устава железнодорожного транспорта, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 81 Устава железнодорожного транспорта критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения и расстояния следования утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере железнодорожного транспорта; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения и расстояния следования (пункт 1, подпункт 5.2.52 пункта 5 раздела II).
Таким образом, утверждая Критерии, Министерство транспорта Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 81 Устава железнодорожного транспорта поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории: скоростные, скорые и пассажирские в зависимости от скорости их движения; дальние и пригородные в зависимости от расстояния следования и условий проезда.
В соответствии с предоставленными полномочиями Министерством транспорта Российской Федерации в Критериях определены категории поездов в зависимости от скорости их движения (пункт 4) и от расстояния следования и условий проезда (пункт 1). Так, пунктом 1 определены критерии отнесения поездов к дальним и пригородным в зависимости от расстояния следования (соответственно свыше 150 км и не более 200 км) и условий проезда (наличие в поезде вагонов с местами для сидения и лежания или вагонов с местами для сидения), что полностью соответствует нормативным предписаниям статьи 81 Устава железнодорожного транспорта.
Пункт 1 Критериев не противоречит подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, регулирующему вопросы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, поскольку названный закон не устанавливает критерии определения категорий поездов для перевозки пассажиров, имеет иной предмет правового регулирования.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Кубань Экспресс-Пригород" о признании недействующим пункта 1 Критериев определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 99, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, закрепляющие критерии, по которым определяются категории ж/д поездов для перевозки пассажиров.
Эти категории устанавливаются в зависимости от скорости движения поездов и расстояния следования.
В частности, поезда подразделяются на дальние (следующие на расстояние свыше 150 км, в составы которых включаются вагоны с местами для сидения и лежания); пригородные (следующие на расстояние не более 200 км, состоящие из вагонов с местами для сидения).
По мнению заявителя, эти положения ограничивают полномочия регионов по организации транспортного обслуживания населения ж/д транспортом в пригородном сообщении.
Нормы противоречат Закону об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти регионов.
ВС РФ отклонил эти доводы и указал следующее.
В силу Устава железнодорожного транспорта поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на категории: скоростные, скорые и пассажирские (в зависимости от скорости их движения); дальние и пригородные (в зависимости от расстояния следования и условий проезда).
С учетом этого в оспариваемых нормах были определены категории поездов в зависимости от скорости их движения и от расстояния следования, а также условий проезда.
При этом доводы о том, что нормы противоречат Закону об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти регионов, несостоятельны.
Данный закон регулирует вопросы финансового обеспечения осуществления органами госвласти регионов полномочий по организации обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом.
Таким образом, этот закон имеет иной предмет регулирования. Поэтому ссылки на него несостоятельны.
Решение Верховного Суда РФ от 13 сентября 2012 г. N АКПИ12-960
Текст решения официально опубликован не был