Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 октября 2012 г. N 03-05-05-01/61
Вопрос: Вправе ли федеральное казенное учреждение культуры, подведомственное Минобороны России, воспользоваться льготой по налогу на имущество, предусмотренной подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 главы 30 Налогового Кодекса Российской Федерации в отношений имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении льготы по налогу на имущество организаций на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением культуры, подведомственным Минобороны России, и сообщает. В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организации имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Применение указанной льготы по налогу на имущество организации непосредственно связано с правовым статусом организации, прохождением военной и (или) приравненной к ней службы, а также целевого использования имущества для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
Статьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Статьями 10 и 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) установлено, что Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, установлено, что управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения (статья 11.1 Федерального закона N 61-ФЗ).
При этом определено, что личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 12 Федерального закона N 61-ФЗ).
С учетом изложенного полагаем, что нормы подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса могут применяться в отношении входящих в структуру Минобороны России самостоятельных юридических лиц, имеющих статус государственной военной организации, в которой предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба и в штате бюджетного учреждения состоят военнослужащие.
Аналогичное мнение по данному вопросу имеют судебные органы. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отказывая учреждению в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа, исходил из того, что штат учреждения состоял из гражданского персонала и прохождение военной или приравненной к ней службы в учреждении не было предусмотрено (Определение ВАС РФ от 16.04.2008 N 3050/08).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.