Временные методические рекомендации
по организации работы постоянно действующих аттестационных комиссий по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя
(утв. Межведомственной аттестационной комиссией 5 июня 2012 г. Протокол N 2)
Настоящие временные методические рекомендации фактически прекратили действие
См. Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное приказом МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. N 102
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации вводятся взамен Квалификационных требований и методических рекомендаций по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке 18.12.1997 (протокол N 4) с изменениями и дополнениями (далее - Квалификационные требования)*(1) и действуют с 21 июля 2012 г. до дня вступления в силу нормативного правового акта МЧС России, предусмотренного пунктом 10 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1091.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "22 декабря 2011 г."
Методические рекомендации определяют полномочия постоянно действующих аттестационных комиссий, осуществляющих аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования)), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее - аттестационные комиссии), на право ведения аварийно-спасательных работ, и устанавливает требования, предъявляемые к порядку формирования и составу аттестационных комиссий, а также порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
2. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Перечень аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
3. К постоянно действующим аттестационным комиссиям, осуществляющим аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, относятся:
Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей (далее - Межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти), образуемые этими федеральными органами;
аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций*(2) (далее - аттестационные комиссии уполномоченных организаций), образуемые этими уполномоченными организациями;
аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.
4. Аттестационные комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченные организации), нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и настоящим Положением.
5. Аттестационные комиссии находятся в ведении создавших их федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В федеральном органе исполнительной власти, в уполномоченной организации с учетом специфики сферы деятельности может создаваться как одна, так и несколько аттестационных комиссий по отраслевому и (или) территориальному принципу.
6. Аттестационные комиссии осуществляют свою деятельность непосредственно и через образованные ими подкомиссии по направлениям деятельности, рабочие и экспертные группы.
II. Функции и полномочия аттестационных комиссий
7. Аттестационная комиссия осуществляет следующие функции:
а) проводит проверку документов, представляемых руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), спасателем или гражданином, приобретающим статус спасателя, для проведения аттестации;
б) проводит проверку соответствия аттестуемых аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, а также определение их готовности к выполнению возложенных задач;
в) принимает решения об аттестации на право ведения аварийно-спасательной службой (формированием), спасателем или гражданином, приобретающим статус спасателя, аварийно-спасательных работ;
г) оформляет и выдает аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ установленного образца*(3), а в случае отрицательных результатов внеочередной аттестации - отзывает ранее выданные свидетельства;
д) оформляет аттестованным спасателям удостоверения личности спасателя, книжки спасателя установленных образцов*(4), а также производит в книжках спасателя записи о проведении периодической и (или) внеочередной аттестации;
е) ведет регистрационный реестр аварийно-спасательных служб (формирований) и регистрационный реестр спасателей*(5);
ж) осуществляет мониторинг за соблюдением обязательных требований, предъявляемых при аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей, и граждан, приобретающих статус спасателя, в межаттестационный период;
з) создает подкомиссии по направлениям деятельности, а также экспертные и рабочие группы по вопросам, относящимся к деятельности аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия для осуществления своих полномочий вправе запрашивать и получать от организаций и граждан на основании письменных запросов необходимые материалы и информацию по вопросам, относящимся к ее компетенции.
8. К полномочиям Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - Межведомственная аттестационная комиссия) относятся:
аттестация на право ведения аварийно-спасательных работ профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), входящих в состав сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (за исключением аварийно-спасательных служб (формирований) Вооруженных Сил Российской Федерации);
аттестация на право ведения аварийно-спасательных работ спасателей с присвоением или подтверждением класса квалификации "спасатель международного класса".
9. К полномочиям аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти относятся:
9.1. Проведение аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ:
а) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных в соответствующих федеральных органах исполнительной власти;
б) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, находящимися в ведении и (или) входящими в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти;
в) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти;
г) подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению возложенных на них аварийно-спасательных работ, созданных в организациях (на объектах), находящихся в ведении и (или) входящих в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти;
д) аварийно-спасательных служб (формирований), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 (далее - Положение о проведении аттестации).
9.2. Проведение аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ спасателей, входящих в состав указанных аварийно-спасательных служб (формирований), с присвоением (подтверждением) класса квалификации до "спасатель первого класса" включительно.
10. К полномочиям аттестационных комиссий уполномоченных организаций относятся:
10.1. Проведение аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ:
а) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных в соответствующих уполномоченных организациях;
б) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, находящимися в ведении и (или) входящими в сферу деятельности уполномоченных организаций;
в) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями (их структурными подразделениями), эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящих в сферу деятельности уполномоченных организаций;
г) подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению возложенных на них аварийно-спасательных работ, созданных в организациях (на объектах), находящихся в ведении и (или) входящих в сферу деятельности уполномоченных организаций;
д) аварийно-спасательных служб (формирований), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения о проведении аттестации.
10.2. Аттестация на право ведения аварийно-спасательных работ спасателей, входящих в состав указанных аварийно-спасательных служб (формирований), с присвоением (подтверждением) класса квалификации до "спасатель первого класса" включительно.
11. К полномочиям аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится:
11.1. Аттестация на право ведения аварийно-спасательных работ:
а) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
б) подразделений пожарной охраны, выполняющих функции по проведению возложенных на них аварийно-спасательных работ на территориях этих субъектов Российской Федерации;
в) общественных аварийно-спасательных формирований, созданных общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
11.2. Аттестация на право ведения аварийно-спасательных работ спасателей, входящих в состав указанных аварийно-спасательных служб (формирований), а также спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), с присвоением (подтверждением) класса квалификации до "спасатель первого класса" включительно.
III. Порядок формирования и состав аттестационных комиссий
12. Межведомственная аттестационная комиссия образуется совместным решением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Перечень органов и организаций, представители которых включаются в состав Межведомственной аттестационной комиссии, определяется Положением о Межведомственной аттестационной комиссии.
Аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, аттестационные комиссии уполномоченных организаций, аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуются распорядительными документами соответствующих органов и организаций.
13. В состав аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссий уполномоченных организаций включаются специалисты структурных подразделений этих органов или организаций, органов федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, а также представители комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности этих органов или организаций.
В состав аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации включаются специалисты структурных подразделений этих органов, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органов федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, а также представители комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности этих субъектов Российской Федерации.
В состав аттестационной комиссии могут включаться специалисты научно-исследовательских и экспертных организаций в сфере прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители (специалисты) аварийно-спасательных служб, специалисты образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей, представители профессиональных союзов спасателей и высококвалифицированные спасатели.
Состав аттестационной комиссии должен быть сформирован таким образом, чтобы при принятии решения об аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя и гражданина, приобретающего статус спасателя, на право ведения аварийно-спасательных работ, обеспечивать всестороннее, объективное и компетентное определение их соответствия обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации.
14. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.
По решению председателя аттестационной комиссии может создаваться секретариат аттестационной комиссии.
15. Аттестационную комиссию возглавляет Председатель.
Председатель Межведомственной комиссии назначается приказом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Председатель аттестационной комиссии федерального органа исполнительной власти, аттестационной комиссии уполномоченной организации, аттестационной комиссии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации назначается приказом руководителя или заместителя руководителя этого органа или организации.
Председатель аттестационной комиссии:
а) осуществляет общее руководство работой аттестационной комиссии;
б) председательствует на заседаниях аттестационной комиссии или поручает проведение заседания заместителю председателя комиссии;
в) организует работу аттестационной комиссии и утверждает планы ее работы;
г) определяет порядок создания и работы подкомиссий по направлениям деятельности, экспертных и рабочих групп и порядок их взаимодействия с аттестационной комиссией;
д) распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии;
е) осуществляет общий контроль за реализацией принятых аттестационной комиссией решений.
Заместитель (заместители) Председателя комиссии осуществляют свои функции по поручению комиссии и Председателя комиссии.
В отсутствие Председателя аттестационной комиссии обязанности Председателя исполняет один из его заместителей.
16. Члены аттестационной комиссии:
а) проверяют документы, представляемые в аттестационную комиссию для проведения аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя;
б) участвуют в голосовании по вопросам, относящимся к компетенции аттестационной комиссии;
в) при несогласии с принятым аттестационной комиссией решением в письменной форме излагают особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания аттестационной комиссии.
г) участвуют в работе подкомиссий по направлениям деятельности, экспертных и рабочих групп.
17. Секретарь аттестационной комиссии:
а) в сроки, установленные положением об аттестационной комиссии, оповещает членов комиссии и лиц, присутствие которых необходимо на заседании, о времени и месте проведения заседания, вопросах, выносимых на рассмотрение, а также предоставляет членам аттестационной комиссии документы, подлежащие рассмотрению на заседании;
б) ведет протокол заседания аттестационной комиссии, в котором фиксирует результаты голосования и решения комиссии, готовит выписки из протокола и в установленные сроки доводит результаты аттестации до организаций и граждан;
в) заносит сведения об аттестованных аварийно-спасательных службах (формированиях) и спасателях в регистрационные реестры аттестационной комиссии: регистрационный реестр аварийно-спасательных служб (формирований) и регистрационный реестр спасателей.
г) оформляет свидетельства об аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных работ, удостоверения личности спасателя, книжки спасателя, а при необходимости - их дубликаты;
д) ведет делопроизводство аттестационной комиссии;
е) руководит работой секретариата аттестационной комиссии (при его наличии).
IV. Порядок работы и принятия аттестационными комиссиями решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя
18. Аттестационная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о комиссии и планом работы. В случае необходимости по решению председателя аттестационной комиссии могут проводиться ее внеочередные заседания.
Положения об аттестационных комиссиях федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссиях уполномоченных организаций и аттестационных комиссиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются распорядительным документом создавшего их органа или организации по согласованию с Межведомственной аттестационной комиссией.*(6)
19. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.
На период аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, входящего в состав аттестационной комиссии, его членство в комиссии приостанавливается.
20. Основанием для принятия аттестационной комиссией положительного решения об аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) на право ведения аварийно-спасательных работ является:
полнота и достоверность документов, представленных для проведения соответствующего вида аттестации (первичная, периодическая или внеочередная) в соответствии с пунктами 13, 14 и 15 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 (далее - Положение о проведении аттестации);
соответствие аварийно-спасательной службы (формирования) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, предусмотренным п. 12 Положения о проведении аттестации;
отсутствие оснований для отказа в аттестации, предусмотренных п. 17 Положения о проведении аттестации.
Решение об аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) принимается аттестационной комиссией по каждому из заявленных видов аварийно-спасательных работ.
Аттестационная комиссия принимает решение в соответствии с п. 16 Положения о проведении аттестации с указанием в протоколе заседания оснований принятого решения.
21. Основанием для принятия аттестационной комиссией положительного решения об аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, на право ведения каждого из заявленных видов аварийно-спасательных работ является:
полнота и достоверность документов, представленных для проведения соответствующего вида аттестации (первичная, периодическая или внеочередная) в соответствии с п.п. 23, 24 и 25 Положения о проведении аттестации;
выполнение спасателем или гражданином, приобретающим статус спасателя, нормативов по физической подготовке, предусмотренных п. 22 Положения о проведении аттестации;
соответствие спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, требованиям, предъявляемым при аттестации, предусмотренным п. 22 Положения о проведении аттестации, а также требованиям для присвоения соответствующего класса квалификации, предусмотренных п.п. 29, 30, 31 и 32 Положения о проведении аттестации;
отсутствие оснований для отказа в аттестации, предусмотренных п. 33 Положения о проведении аттестации.
Решение об аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, принимается аттестационной комиссией по каждому из заявленных видов аварийно-спасательных работ.
Аттестационная комиссия принимает решение в соответствии с п. 27 Положения о проведении аттестации с указанием в протоколе заседания оснований принятого решения.
22. Итоги аттестации определяются открытым голосованием. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. Секретарь аттестационной комиссии принимает участие в голосовании на общих основаниях. При равенстве голосов председатель комиссии или его заместитель, председательствующий на заседании, имеет право решающего голоса.
_____________________________
*(1) Квалификационные требования считать утратившими силу за исключением приложений NN 7, 8,9,10,11.
*(2) Понятие "уполномоченные организации, создающие функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" приведено в тексте постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
*(3) Приложение N 8 Квалификационных требований, устанавливающее форму бланка свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ (протокол Межведомственной аттестационной комиссии от 09 июня 2010 г. N 2), действует до принятия нормативного правового акта МЧС России, определяющего его форму и описание.
*(4) Приложения NN 9,10,11 Квалификационных требований, устанавливающие соответственно форму и описание бланков удостоверения личности спасателя, книжки спасателя, описания жетона спасателя, действуют до принятия соответствующих нормативных правовых актов МЧС России, определяющих их форму и описание.
В книжке спасателя ниже графы "Владеет специальностями" производятся записи о видах аварийно-спасательных работ, на которые аттестован спасатель.
*(5) Регистрационный реестр аварийно-спасательных служб (формирований) и регистрационный реестр спасателей ведутся в соответствии с приложением N 7 к Квалификационным требованиям до принятия соответствующего нормативного правового акта МЧС России, определяющего порядок их ведения. Указанные реестры дополняются графой "Вид аттестации (первичная, периодическая, внеочередная)". Иные регистрационные реестры и журналы учета аттестационными комиссиями не ведутся.
*(6) С момента создания в установленном порядке Межведомственной аттестационной комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временные методические рекомендации по организации работы постоянно действующих аттестационных комиссий по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (утв. Межведомственной аттестационной комиссией 5 июня 2012 г. Протокол N 2)
Настоящие методические рекомендации вводятся взамен Квалификационных требований и методических рекомендаций по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке 18.12.1997 (протокол N 4) с изменениями и дополнениями и действуют с 21 июля 2012 г. до дня вступления в силу нормативного правового акта МЧС России, предусмотренного пунктом 10 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1091
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был
Настоящие временные методические рекомендации фактически прекратили действие
См. Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное приказом МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. N 102