Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 октября 2012 г. N 03-05-05-02/107
Вопрос: В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
18 января 2012 года Правительством Ульяновской области принято постановление N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области", которым утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, по состоянию на 1 января 2011 года. Этим же нормативным правовым актом признано утратившим силу постановление Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области".
Постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П не регулирует отношения, перечисленные в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому не относится к актам законодательства о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с земельным, а не налоговым законодательством.
В связи с изложенным прошу разъяснить, следует ли при определении момента вступления в силу постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21 руководствоваться положениями пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и применять вновь утвержденные размеры кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения лишь со следующего налогового периода (с 1 января 2013 года).
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что на основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
На основании пункта 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
При этом отмечаем, что положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 5 Кодекса).
Исходя из положений вышеназванного Определения Конституционного Суда Российской Федерации нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу прямого указания пункта 5 статьи 5 Кодекса действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, полагаем, что при отмене органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель за прошлые налоговые периоды и утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.