Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2012 г. N 7-АПГ12-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.,
при секретаре Тихонове М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Ивановской области о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2012 год, утверждённой постановлением Правительства Ивановской области от 29 декабря 2011 г. N 522-п, по апелляционной жалобе Правительства Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 25 июня 2012 г., которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Ивановской области от 29 декабря 2011 г. N 522-п, опубликованным в Собрании законодательства Ивановской области 7 февраля 2012 г. N 5 (574), утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2012 год (далее - Программа).
Раздел 8 Программы предусматривает подушевые нормативы финансового обеспечения в расчёте на одного человека в год, а также нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а именно: на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи; на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров; на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях.
Строки 01-09 таблицы 1 приложения 5 к Программе предусматривают стоимость данной программы.
В приложении 2 к Программе утверждён перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Исполняющий обязанности прокурора Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими приведенных положений Программы, ссылаясь на то, что установленные нормативы не соответствуют нормативам Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856, так как являются заниженными, что нарушает право граждан, проживающих в Ивановской области, на получение бесплатной медицинской помощи.
Полагал, что приложение 2 к Программе противоречит статье 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", так как воспроизводит не в полном объёме утверждённые федеральным законодательством перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых осуществляется отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно и с пятидесяти процентной скидкой, что также нарушает права жителей Ивановской области на льготное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
Решением Ивановского областного суда от 25 июня 2012 г. заявление исполняющего обязанности прокурора Ивановской области удовлетворено частично.
Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими строки 01-09 таблицы 1 приложения 5 к Программе, а также раздел 8 Программы в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, перечисленных выше.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Ивановской области просит решение суда первой инстанции в части, в которой заявление исполняющего обязанности прокурора удовлетворено, отменить ввиду неправильного применения норм материального права в результате их неверного толкования, полагая, что субъект Российской Федерации вправе корректировать нормативы с учётом размера дефицита финансового обеспечения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьёй 81 (пункт 1) Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно пункту 18 статьи 100 названного Федерального закона реализация территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, определяющей содержание программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856 (далее - Федеральная программа).
Разделами IV и V Федеральной программы установлены нормативы объёма медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь.
Как следует из содержания раздела I Федеральной программы, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счёт доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) определять в территориальной программе дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи при условии финансового обеспечения территориальной программы с учётом предусмотренных названной программой соответствующих нормативов.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования, являющаяся составной частью Программы, может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объёма финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Из анализа указанных положений федерального законодательства следует, что территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, поскольку дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи определяются с учётом предусмотренных Федеральной программой соответствующих нормативов.
В связи с изложенным суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения Программы с нормами Федеральной программы, устанавливающими нормативы объёма медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, сделал правильный вывод об установлении Правительством Ивановской области перечисленных нормативов в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
При таком положении следует согласиться с выводом суда первой инстанции о противоречии оспариваемых норм Программы требованиям федерального законодательства.
Довод апелляционных жалоб о том, что субъект Российской Федерации вправе корректировать нормативы с учётом финансового обеспечения субъекта Российской Федерации, не может служить основанием к отмене решения суда, так как основан на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований не опровергают и не являются основанием для отмены по существу правильного решения суда.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ивановского областного суда от 25 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2012 г. N 7-АПГ12-4
Текст определения официально опубликован не был