Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2012 г. N 16-АПГ12-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Еременко Т.И.,
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы Гусевского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании не соответствующими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Волгоградской области от 27 ноября 2006 г. N 1319-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" по апелляционным жалобам Правительства Волгоградской области и администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 26 июня 2012 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приложением 2 к Закону Волгоградской области от 27 ноября 2006 г. N 1319-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" (далее - Закон Волгоградской области N 1319-ОД), опубликованному в издании "Волгоградская правда" 1 декабря 2006 г. N 224 (спецвыпуск 1), утверждён перечень объектов муниципального имущества, находящегося в процессе разграничения в собственности Ольховского муниципального района, но не отнесённого законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Ольховского муниципального района, и по указанным причинам передаваемого Ольховским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Гусевского сельского поселения.
На основании пункта 4 раздела XII приложения 2 к указанному закону в собственность муниципального образования "Гусевское сельское поселение" передано имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, - скотомогильник.
В соответствии с пунктами 1, 2 раздела XIII данного приложения из муниципальной собственности Ольховского муниципального района в собственность муниципального образования "Гусевское сельское поселение" передано имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно - площадки для временного хранения твёрдых бытовых отходов площадью 4 га и 1 га, расположенные соответственно в с. Гусевка и в х. Забурный Ольховского района.
Глава Гусевского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими приведённых выше пунктов приложения 2 к Закону Волгоградской области N 1319-ОД.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что передача объектов, указанных в оспариваемых нормах, в муниципальную собственность сельского поселения противоречит требованиям федерального законодательства, не соответствует критериям разграничения имущества, установленным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Волгоградского областного суда от 26 июня 2012 г. заявление главы Гусевского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области удовлетворено.
В апелляционных жалобах Правительство Волгоградской области и администрация Ольховского муниципального района Волгоградской области просят решение суда первой инстанции отменить в части признания недействующими пунктов 1, 2 раздела XIII приложения 2 к Закону Волгоградской области N 1319-ОД, полагая, что в соответствии со статьями 14 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" площадки для временного хранения твёрдых бытовых отходов относятся к объектам, которые должны находиться в собственности сельских поселений.
Относительно апелляционных жалоб старшим прокурором прокуратуры Волгоградской области, принимавшим участие в деле, поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Волгоградской областной Думы, администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, администрации Гусевского сельского поселения Ольховского района муниципального района Волгоградской области не явились, просили дело рассмотреть без их участия.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые положения приложения 2 к Закону Волгоградской области от 27 ноября 2006 г. N 1319-ОД противоречат федеральному законодательству.
Статьями 83, 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) был установлен переходный период до 1 января 2009 г., в течение которого должна быть реализована реформа местного самоуправления, предусматривающая перераспределение имущества между муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определён частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. N 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом".
Согласно приведённому законоположению безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами производится в соответствии с установленным Федеральным законом N 131-ФЗ разграничением вопросов местного значения и установленными статьёй 50 данного Федерального закона видами имущества.
Действительно, вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения (подпункт 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Между тем судом первой инстанции установлено, что площадки для временного хранения твёрдых бытовых отходов, переданные сельскому поселению, фактически является объектами, предназначенными для размещения отходов с целью их последующей переработки и утилизации, поскольку на этих площадках складируются отходы производства и потребления населения Гусевского сельского поселения, которые хранятся постоянно, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Принимая во внимание, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения муниципального района, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", определяющих понятие объектов размещения отходов, пришёл к обоснованному выводу о том, что переданные Гусевскому сельскому поселению два объекта "площадка для временного хранения твёрдых бытовых отходов" не относятся к видам имущества, которое может находиться в собственности сельского поселения, не имеющего полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, вывод суда о противоречии оспариваемых правовых норм регионального законодательства федеральным нормативным правовым актам не опровергают и не являются основанием для отмены по существу правильного решения суда.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Волгоградского областного суда от 26 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Волгоградской области и администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2012 г. N 16-АПГ12-5
Текст определения официально опубликован не был