Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2012 г. N 34-АПГ12-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Тихонове М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ОАО "Автоколонна 1118" на решение Мурманского областного суда от 28 июня 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления ОАО "Автоколонна 1118" об оспаривании пунктов 1.3 и 4 постановления Правительства Мурманской области от 18 июля 2011 года N 354-ПП "О внесении изменений в порядки предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение расходов в связи с пассажирскими перевозками".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Н., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Мурманской области от 27 июня 2008 года N 300-ПП "Об обеспечении обслуживания населения автомобильным и железнодорожным транспортом на территории Мурманской области" утвержден Порядок предоставления автотранспортным организациям субсидий из областного бюджета на возмещение затрат в связи с организацией пассажирских перевозок на социально значимых межмуниципальных маршрутах.
В названный Порядок постановлением Правительства Мурманской области от 18 июля 2011 года N 354-ПП "О внесении изменений в порядки предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение расходов в связи с пассажирскими перевозками" внесены изменения, в частности, пунктом 1.3 постановления Правительства Мурманской области от 18 июля 2011 года N 354-ПП пункт 8 Порядка дополнен несколькими абзацами, в частности, следующими: "Не принимаются в расчет объемов субсидии предоставляемые транспортными организациями затраты на формирование резервного фонда на оплату отпускных будущих периодов (кроме фактически произведенных выплат за отчетный период); затраты на формирование резервного фонда для оплаты годового вознаграждения; затраты на добровольное медицинское страхование; эксплуатационные затраты (на топливо, запчасти и материалы смазочные, автомобильные шины и прочие эксплуатационные материалы), сформировавшиеся при коэффициенте использования пробега на маршрутах ниже 0,95; затраты по договорам возмездного оказания услуг по найму персонала у сторонних организаций и аутсорсинга управленческих функций. Фонд оплаты труда должен соответствовать штатному расписанию транспортной организации с учетом доплат, установленных коллективным договором на соответствующий финансовый год, и учетной политике организации по распределению затрат на конкретный вид перевозок.
Пунктом 4 постановления Правительства Мурманской области от 18 июля 2011 года N 354-ПП предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
ОАО "Автоколонна 1118" обратилось в Мурманский областной суд с заявлением о признании недействующими пункта 1.3 (в части, приведенной выше) и пункта 4 постановления Правительства Мурманской области от 18 июля 2011 года N 354-ПП.
В обоснование требования заявитель указал, что пункт 1.3 постановления противоречит пунктам 1, 2, 6 статьи 324.1, статьям 247, 252 Налогового кодекса РФ, пункту 2 статьи 84 Федерального закона "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", препятствует деятельности хозяйствующего субъекта, ограничивает ряд действий общества, что приводит к убыткам.
Пункт 4 постановления, распространяя действие постановления на прошлое время, противоречит пункту 1 статьи 7 закона Мурманской области "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Мурманской области".
Решением Мурманского областного суда от 28 июня 2012 года в удовлетворении заявления ОАО "Автоколонна 1118" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Автоколонна 1118" ставится вопрос об отмене указанного решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Согласно пункту 8 статьи 5 Закона Мурманской области от 13 июля 2009 года N 1133-01-ЗМО (в редакции Закона Мурманской области от 13 октября 2011 года N 1391-01-ЗМО) "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области" к полномочиям Правительства Мурманской области в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области относится определение порядка предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки по социально значимым межмуниципальным маршрутам.
Таким образом, постановления Правительства Мурманской области от 27 июня 2008 года N 300-ПП "Об обеспечении обслуживания населения автомобильным и железнодорожным транспортом на территории Мурманской области", которым утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат в связи с организацией пассажирских перевозок на социально значимых межмуниципальных маршрутах, и постановление Правительства Мурманской области от 18 июля 2011 года N 354-ПП, которым внесены изменения в названный Порядок, приняты в пределах компетенции Правительства Мурманской области.
Из преамбулы постановления Правительства Мурманской области от 27 июня 2008 года N 300-ПП следует, что оно принято в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, т.е. предметом его правового регулирования являются бюджетные отношения.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2). Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3).
Как установлено статьей 11 Закона Мурманской области от 24 декабря 2010 года N 1290-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), предусмотренные настоящим законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Мурманской области.
В соответствии с подпунктом 17 статьи 6 Закона Мурманской области от 11 декабря 2007 года N 919-01-ЗМО "О бюджетном процессе в Мурманской области" Правительство Мурманской области утверждает категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок их предоставления, а также утверждает порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из утвержденного Порядка предоставления автотранспортным организациям субсидий из областного бюджета на возмещение затрат в связи с организацией пассажирских перевозок на социально значимых межмуниципальных маршрутах следует, что предоставление субсидий осуществляется в целях возмещения транспортным организациям затрат от эксплуатационной деятельности в связи с организацией пассажирских перевозок на социально значимых межмуниципальных автобусных маршрутах по согласованным расписаниям движения и по регулируемым тарифам (пункт 3). Субсидии предоставляются за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели исполнительному органу государственной власти Мурманской области, уполномоченному в сфере организации транспортного обслуживания населения, и в соответствии с условиями договоров, заключенных между последним и транспортными организациями (пункты 5, 6).
Разрешая заявление ОАО "Автоколонна 1118", суд проанализировал содержание оспариваемых им норм, и сделал правильный вывод о том, что основанием для предоставления бюджетных средств в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных доходов, что соответствует принципам целевого характера бюджетных средств, результативности и эффективности их использования, предусмотренным статьями 28, 34 Бюджетного кодекса РФ.
Суд обоснованно исходил из того, что Правительство Мурманской области, устанавливая перечень затрат транспортных организаций, не принимаемых в расчет объемов субсидии, реализовало полномочия по установлению условий и порядка предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и не ограничило права заявителя на свободу экономической деятельности, указав при этом, что выплата субсидии является мерой государственной поддержки, предоставляемой в пределах средств бюджета.
Суд не усмотрел противоречия оспариваемых норм нормам Налогового кодекса РФ, названным заявителем, и пункту 2 статьи 84 Федерального закона "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", поскольку установил, что оспариваемый Порядок, регулируя бюджетные отношения, не регулирует налоговых отношений и отношений в сфере охраны здоровья граждан.
Кроме того, суд установил, что у ОАО "Автоколонна 1118" отсутствуют затраты на формирование резервного фонда для оплаты годового вознаграждения, на добровольное медицинское страхование, затраты по договорам возмездного оказания услуг по найму персонала у сторонних организаций, следовательно, заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым актом его прав и свобод в указанной части.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда являются правильными, основаны на доказательствах, исследованных судом, и нормах материального права.
По мнению Судебной коллегии, не противоречит закону и пункт 4 постановления Правительства Мурманской области от 18 июля 2011 года N 354-ПП, согласно которому постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закон субъекта Российской Федерации вступает в силу после его официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 закона Мурманской области от 31 мая 1995 года N 6-01-ЗМО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Мурманской области" законы Мурманской области и иные нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Мурманской области, вступают в силу со дня их официального опубликования, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи (касается законов и иных нормативных правовых актов, принятых по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина), а также если самими законами Мурманской области или иными нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти Мурманской области, не установлен другой порядок вступления их в силу.
Поскольку предметом правового регулирования оспариваемого Порядка являются бюджетные отношения, он не является нормативным правовым актом по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Формирование и расходование бюджета осуществляются в расчете на финансовый год, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные полномочия.
Аналогичные положения содержатся в статье 9 Закона Мурманской области от 11 декабря 2007 года N 919-01-ЗМО "О бюджетном процессе в Мурманской области".
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что на момент принятия постановления Правительства Мурманской области от 18 июля 2011 года N 354-ПП финансовый год не был завершен, следует согласиться с выводом суда о том, что постановление должно регулировать правоотношения, возникшие в пределах финансового года и распространение его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, не противоречит требованиям федерального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "Автоколонна 1118" основанием к отмене решения суда явиться не могут, поскольку аналогичны доводам, заявлявшимся при обращении в суд и получившим оценку суда, и выводов его не опровергают.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Мурманского областного суда от 28 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Автоколонна 1118" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2012 г. N 34-АПГ12-3
Текст определения официально опубликован не был