1. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком, в том числе в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
03.02.2012 Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Комиссия) рассмотрела дело о нарушении требований антимонопольного законодательства Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятием "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ФГУП "Охрана").
В результате рассмотрения вышеуказанного дела Комиссией принято решение от 03.02.2012 N 1 15/86-11, в соответствии с которым, в том числе установлено, что постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" не закрепляет право ФГУП "Охрана" осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране, и установлен факт нарушения МВД России части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами федерального органа исполнительной власти, выразившемся в закреплении в уставе ФГУП "Охрана" права осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране. На основании решения выдано предписание об устранении допущенного МВД России нарушения, а именно внести изменения в устав ФГУП "Охрана" МВД России, утвержденный приказом МВД России от 13.05.2011 N 367 "О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации", в части исключения положений, предоставляющих ФГУП "Охрана" МВД России право осуществлять охрану объектов, подлежащих государственной охране.
Таким образом, ФАС России при получении информации о заключении на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов контракта с ФГУП "Охрана" на оказание услуг по охране объектов, подлежащих государственной охране, руководствуясь решением от 03.02.2012 N 1 15/86-11, признает такие контракты заключенными неправомерно.
2. Частью 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность формирования государственного задания высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, в случае направления им бюджетных ассигнований.
В этом случае формирование государственного (муниципального) задания осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, доведенных до государственного учреждения в порядке бюджетной росписи, в связи с чем размещения заказа путем проведения торгов не требуется.
Следовательно, в случае, если услуга оказываемая заказчиком по оплате организационного взноса участнику культурно-массового мероприятия осуществляется в рамках государственного (муниципального) задания, то денежные средства на оказание такой услуги доводятся в порядке бюджетной росписи, в результате чего размещения заказа путем проведения торгов не требуется.
Дополнительно сообщается, что в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Случаи размещения заказов у единственного поставщика предусмотрены частью 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.
При этом, при осуществлении закупок на основании пункта 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов заказчик из числа указанных в данном пункте организаций не применяет положения пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, поскольку совместное применение пунктов 14 и 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов приведет к превышению установленного порогового значения по каждому из указанных оснований и, как следствие, к неэффективному расходованию средств и необоснованному ограничению конкуренции.
Следовательно, заключение контрактов, в том числе заказчиком, указанным в пункте 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, на основании одновременного применения пунктов 14, 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов неправомерно.
3. В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о размещении заказов в реестр контрактов не включаются сведения о контрактах и об иных заключенных в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов гражданско-правовых договорах.
Вместе с тем, вышеуказанная норма не распространяется на контракты и иные гражданско-правовые договоры, заключенные на основании пункта 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Таким образом, по мнению ФАС России, заказчик обязан направлять в соответствующий орган сведения о контрактах и иных гражданско-правовых договорах заключенных на основании пункта 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов в соответствии с требованиями положений статьи 18 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о размещении заказов ведение реестра контрактов, заключенных по итогам размещения заказа, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом согласно пункту 1 Постановления правительства от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Таким образом, по вопросу внесения сведений в реестр контрактов необходимо руководствоваться позицией Федерального казначейства в случае получения официального ответа указанного органа исполнительной власти.
4. Согласно пункту 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи, согласно которому предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети, местного телефонного соединения и внутризонового телефонного соединения относится к услугам общедоступной электросвязи.
Учитывая изложенное, сообщается, что заказчик вправе размещать заказ на оказание услуг междугородной телефонной связи у единственного поставщика на основании пункта 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, услуги международной связи не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий и размещение заказов на поставку услуг такой связи должны осуществляться исключительно путем проведения торгов в соответствии с Законом о размещении заказов.
5. Пунктом 32 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов установлена возможность привлечения иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для выполнения соответствующих работ исключительно в ходе исполнения государственного или муниципального контракта либо гражданско-правового договора.
Следовательно, привлечение в ходе исполнения указанных в обращении работ по государственному заданию иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для выполнения указанных в таком задании работ, не является случаем, поименованным в пункте 32 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, а также с учетом того, что привлечение лиц для выполнения соответствующих работ в понимании положений Закона о размещении заказов является нуждой ФГБУ "Учреждение", такое привлечение необходимо осуществлять путем проведения конкурентных процедур, установленных Законом о размещении заказов.
Также субсидии, выделенные в рамках утвержденного государственного задания, не являются грантами, в связи с чем на указанные средства положения пункта 33 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов не распространяются.
6. В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.
При этом, строительство соответствующих жилых зданий не относится к работам, целью которых является ликвидация последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.
Таким образом, строительство соответствующих жилых зданий не является случаем ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи, в связи с чем размещение заказов на выполнение строительных работ на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов неправомерно.
Учитывая изложенное, размещение заказов на выполнение работ по строительству малоэтажных жилых домов должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.
7. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом о естественных монополиях.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной почтовой связи.
При этом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, согласно которому предоставление услуг по отправке простой и заказной корреспонденции относится к услугам общедоступной почтовой связи, а значит является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Кроме того, Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.12.2008 г. N 367-с/1 "Об утверждении тарифов на услуги общедоступной почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовые карточки, письма, бандероли), предоставляемые ФГУП "Почта России" (далее - Приказ N 367-с/1) установлены тарифы на виды отправлений и услуг, осуществляемые ФГУП "Почта России", в число которых входит отправка простой и заказной корреспонденции.
Таким образом, заказчик вправе осуществлять размещение заказа у ФГУП "Почта России" на оказание услуг, указанных в Приказе N 367-с/1, руководствуясь при этом пунктом 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
В иных случаях размещение заказа у ФГУП "Почта России" на основании пункта 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов противоречит законодательству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросам размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Из обращения следует, что ФГУП "Охрана" МВД России охраняла объекты, подлежащие госохране. ФАС России пояснила, что это неправомерно. ФГУП наделяется функциями и правами федерального органа исполнительной власти. Соответственно, госконтракты с ФГУП "Охрана" признаются заключенными неправомерно (имеются в виду контракты, заключенные по итогам размещения заказа у единственного исполнителя).
Даны и иные пояснения.
Так, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в частности, размещаются заказы на оказание услуг в сфере естественных монополий. К таковым относятся услуги общедоступной электро- и почтовой связи.
Предоставление междугородного, местного и внутризонового телефонного соединения относится к услугам общедоступной электросвязи. Таким образом, заказчик может размещать заказ на оказание услуг междугородной телефонной связи у единственного поставщика. Вместе с тем услуги международной связи не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Заказы на поставку услуг такой связи размещаются исключительно путем проведения торгов.
Также разъяснено, что заказы на выполнение работ по строительству малоэтажного жилья должны размещаться путем проведения конкурентных процедур.
Обзор разъяснений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России