Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2012 г. N 832
"Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации"
Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2013 г. N 1118 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337, и пунктом 1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2012 г. N 5/ш "Об утверждении структуры Министерства образования и науки Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации.
2. Исполняющему обязанности директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент) Вителису С.В. в трехмесячный срок осуществить разработку и утверждение должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Департамента.
3. Признать утратившими силу:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2010 г. N 902 "Об утверждении Положения о Департаменте воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации";
пункт 2 Изменений, которые вносятся в отдельные положения о департаментах Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 августа 2011 г. N 2230.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Реморенко И.М.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Приложение
Положение
о Департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2012 г. N 832)
I. Общие положения
1. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство).
2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (далее - Положение о Министерстве), постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 123 "О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи", нормативными правовыми актами Министерства, а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральным агентством по делам молодёжи, находящимися в ведении Министерства (далее соответственно - Рособрнадзор, Росмолодёжь), другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
4. Департамент осуществляет следующие полномочия:
4.1. Обеспечивает осуществление Министерством функций по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере:
опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, включая профилактику социального сиротства, выявление и устройство, в том числе семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их личных и имущественных прав;
образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;
профилактики асоциального поведения обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
4.2. Готовит в установленной сфере деятельности Департамента проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации.
4.3. Готовит предложения в планы мероприятий Правительства Российской Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Департамента, а также по выполнению плана действий Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в установленной сфере деятельности Департамента.
4.4. Готовит предложения в план организации законопроектных работ Министерства.
4.5. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения по его совершенствованию, осуществляет мониторинг правоприменения и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Департамента.
4.6. Обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента подготовку (рассмотрение) совместно с другими структурными подразделениями Министерства:
концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование или подготовленных самостоятельно в установленном порядке;
проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование.
4.7. Участвует в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, поступившим в установленном порядке в Министерство.
4.8. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента подготовку следующих проектов нормативных правовых актов Министерства:
порядка ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием;
положения о психолого-медико-педагогической комиссии;
о категориях обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), а также содержащихся на полном государственном обеспечении;
типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением;
типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
других нормативных правовых актов по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.9. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента участвует в разработке проектов следующих нормативных правовых актов Министерства:
перечня профессий и направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка;
федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
порядка перевода обучающегося из одного образовательного учреждения в другое;
форм документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, технических требований к ним, порядка выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и специальных (коррекционных) классов общеобразовательных учреждений);
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (в части федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях), и порядка проведения экспертизы учебников;
федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки;
порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также перечня этих организаций;
формы и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе порядка проведения единого государственного экзамена (включая порядок проверки экзаменационных работ и систему оценки результатов, порядок подачи и рассмотрения апелляций);
порядка приема в образовательные учреждения (в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования, предельное количество образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые поступающий для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста гражданин одновременно вправе подать заявления, и количество направлений подготовки (специальностей), по которым он вправе участвовать в конкурсе);
порядка формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов, осуществляющих управление в сфере образования;
порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий при всех формах получения образования;
перечня показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса;
порядка утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения;
положения о статусе руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения;
перечня затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
о продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы);
нормативных правовых актов по другим вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.10. Разрабатывает предложения, касающиеся части расходов инвестиционного характера средств Министерства как субъекта бюджетного планирования в проект федерального бюджета, в проект федеральной адресной инвестиционной программы, а также по изменению показателей утвержденного перечня строек и объектов инвестиционной программы в ходе ее реализации.
4.11. Участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития, системы показателей оценки деятельности Министерства в установленной сфере деятельности Департамента, а также предложений по обоснованию приоритетов в соответствии с прогнозными показателями развития на краткосрочный и среднесрочный периоды.
4.12. Разрабатывает и реализует совместно со структурными подразделениями Министерства, заинтересованными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями систему мер по обеспечению права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с девиантным (общественно опасным) поведением; профилактике асоциального поведения, употребления психоактивных веществ, ВИЧ-инфекции, детского дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений; организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, включая профилактику социального сиротства, выявление и устройство, в том числе семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их личных и имущественных прав.
4.13. Участвует в разработке предложений по приоритетным направлениям международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Департамента и обеспечении их реализации.
4.14. Организует осуществление Министерством функций:
федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
центрального органа в соответствии с Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей.
4.15. Обеспечивает исполнение Министерством международных договоров в области усыновления (удочерения) детей.
4.16. Осуществляет в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса о выдаче предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.17. Осуществляет в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса выдачи разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций и контроль за их деятельностью.
4.18. Организует работу по предоставлению субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
4.19. Подготавливает и обобщает аналитические материалы и справки для руководства Министерства к заседаниям коллегии Министерства, к заседаниям Правительства Российской Федерации, а также к Президиуму Правительства Российской Федерации, к иным мероприятиям по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.20. Организует информационно-аналитическое, методическое обеспечение деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов опеки и попечительства, образовательных учреждений в установленной сфере деятельности Департамента.
4.21. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности:
Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Российско-Французской комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах;
межведомственных комиссий по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.22. Обеспечивает координацию подготовки, корректировки, реализации федеральных целевых и государственных программ, межгосударственных, межотраслевых, ведомственных программ и внепрограммных мероприятий в установленной сфере деятельности Департамента.
4.23. Обеспечивает сбор информации, анализ и учет государственных и муниципальных услуг, оказываемых образовательными или научными учреждениями, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в установленной сфере деятельности Департамента.
4.24. Обеспечивает предоставление государственных услуг в установленной сфере деятельности Департамента, в том числе в электронном виде.
4.25. Осуществляет мониторинг качества предоставления государственных услуг в установленной сфере деятельности Департамента.
4.26. Осуществляет формирование приоритетных направлений и координацию реализации мероприятий в области развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в установленной сфере деятельности Департамента.
4.27. Участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в размещении заказов и заключении государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности и осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, приемке работ, подготовке сводных отчетов, справок и аналитических материалов по федеральным целевым и государственным программам, межгосударственным, межотраслевым, ведомственным программам и внепрограммным мероприятиям в установленной сфере деятельности Департамента.
4.28. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
4.29. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
4.30. Готовит предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке работников Департамента.
4.31. Готовит проекты актов Министерства по созданию комиссий, советов, рабочих групп в установленной сфере деятельности Департамента.
4.32. Организует разработку методических материалов по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.33. Организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Департамента.
4.34. Принимает участие в реализации планов заседаний правительственных и иных координационных и совещательных органов по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
5. Департамент с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.2. Организовывать проведение оценки хода реализации федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности Департамента.
5.3. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности Департамента представителей структурных подразделений Министерства, Рособрнадзора и Росмолодёжи, научных и иных организаций, ученых и специалистов, в том числе создавать рабочие группы.
5.4. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с участием при необходимости представителей структурных подразделений Министерства, федеральной службы, федерального агентства, организаций, находящихся в ведении Министерства, руководителей образовательных учреждений.
5.5. Вносить предложения руководству Министерства по созыву и проведению совещаний в установленной сфере деятельности Департамента с участием руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
5.6. Вести в установленном порядке служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.7. Готовить предложения по изданию в установленном порядке информационных бюллетеней, методических и иных материалов, сборников, аналитических обзоров, справочников и других печатных изданий в установленной сфере деятельности Департамента.
5.8. Готовить предложения по утверждению в установленном порядке ведомственных наград.
6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром образования и науки Российской Федерации.
Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования и науки Российской Федерации.
Количество заместителей директора устанавливается Министром.
8. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.
Структура и численность работников Департамента определяются штатным расписанием, утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты труда.
9. Директор:
9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает положения об отделах Департамента и должностные регламенты работников Департамента.
9.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников Департамента.
9.5. Обеспечивает подготовку проектов приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - ненормативного характера.
9.6. Готовит предложения руководству Министерства для представления работников Департамента к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, а также ведомственными наградами.
9.7. Подчиняется заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
9.8. Представляет в установленном порядке Министерство в отношениях с государственными органами, в том числе с Рособрнадзором и Росмолодёжью, а также с государственными внебюджетными фондами, другими организациями и гражданами.
9.9. Подписывает в установленном порядке от имени Министерства договоры и другие гражданско-правовые документы.
10. Департамент имеет штампы и бланк установленного образца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено положение о Департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России.
Департамент является структурным подразделением Министерства. В частности, он готовит в установленной сфере деятельности проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение Правительства РФ. Кроме того, Департамент обеспечивает исполнение Министерством международных договоров в области усыновления (удочерения) детей. Собирает информацию, анализирует государственные и муниципальные услуги, оказываемые образовательными или научными учреждениями.
Департамент возглавляет директор. Он назначается на должность и освобождается от нее Министром образования и науки России. Закреплены полномочия директора. В состав Департамента входят отделы. Структура и численность работников определяются штатным расписанием.
Положение о Департаменте воспитания и социализации детей утратило силу.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2012 г. N 832 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации"
Текст приказа опубликован в журнале "Вестник образования", декабрь 2012 г., N 23
Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2013 г. N 1118 настоящий приказ признан утратившим силу