В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (далее - Приказ N 634), а также Планом проведения экспертизы во втором полугодии 2012 года действующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - нормативный акт) (зарегистрирован в Минюсте России 17 января 2008 г. N 10891) и сообщает следующее.
В ходе проведения экспертизы нормативного акта в период с 10 августа 2012 г. по 9 сентября 2012 г. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети интернет по адресу regulation.gov.ru.
Отдельно письмом Минэкономразвития России от 10 августа 2012 г. N Д26и-2063 запрос о предоставлении информации был направлен в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско-Германскую внешнеторговую палату.
По результатам публичных консультаций получено тринадцать позиций субъектов предпринимательской деятельности, содержащих ряд существенных замечаний и предложений в отношении положений нормативного акта. Результаты проведения публичных консультаций в части выявленных положений нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, обобщены в Справке о результатах проведения публичных консультаций (Приложение 2 к данному заключению).
Для проведения экспертного исследования положений нормативного акта была создана экспертная группа в составе представителей субъектов предпринимательской деятельности (далее - экспертная группа) в соответствии с Приложением 1 к настоящему заключению.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 633 основанием для проведения экспертизы нормативного акта на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, послужили обращения Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Некоммерческого партнерства "Объединение корпоративных юристов".
1. Общее описание рассматриваемого регулирования
Нормативным актом утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - МУ).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - закон N 89-ФЗ) порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В развитие указанной нормы закона N 89-ФЗ принят приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", согласно которому проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (далее - ПНООЛР) разрабатываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Минприроды России. В настоящее время соответствующие методические указания не приняты, а разработка проектов осуществляется на основании МУ. Таким образом, в настоящее время регулирование осуществляется на основании нормативного правового акта органа государственной власти, не наделенного на данный момент соответствующими полномочиями.
Согласно позиции, сформированной Экспертной группой по итогам проведения публичных консультаций по нормативному акту, МУ требуют пересмотра на основании следующего:
- в период с 2007 года по настоящее время действующее законодательство Российской Федерации в рассматриваемой сфере регулирования претерпело существенные изменения. При этом в связи с отсутствием у Ростехнадзора соответствующих полномочий, необходимые изменения в целях приведения в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими более высокую юридическую силу, в МУ не вносились. В связи с изложенным, отдельные положения МУ в настоящее время либо фактически утратили силу, либо содержат неопределенности и противоречия с иными действующими нормативными правовыми актами;
- рассматриваемое регулирование, установленное нормативным актом, затруднительно признать оптимальным, так как оно содержит положения, которые на практике приводят к необоснованному затруднению ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Согласно позиции экспертной группы, устранение выявленных недостатков рассматриваемого регулирования возможно исключительно путем отмены МУ и утверждением соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта в рассматриваемой сфере регулирования.
При этом экспертная группа акцентирует внимание на том, что содержание проблемы, возникающей в связи с положениями МУ, заключается в избыточной административной нагрузке и дополнительных издержках хозяйствующих субъектов, что приводит к существенному затруднению ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе, внедрения новых технологий в области обращения с отходами. Так, любое отклонение от жестко регламентированных процедур в области обращения с отходами (изменение технологии, используемого сырья и тому подобного) ведет к необходимости разработки нового ПНООЛР, затратам на его разработку и утверждению новых лимитов на размещение отходов. Возможность корректировки разработанных ранее ПНООЛР действующими нормативными правовыми актами, нормативным актом и МУ не предусмотрена. Кроме того, требования по содержанию в ПНООЛР заведомо избыточной информацией значительно увеличивают трудоемкость их разработки и, как следствие, влекут за собой неоправданный рост стоимости услуг организаций, оказывающих соответствующие услуги по разработке и согласованию ПНООЛР.
2. Круг заинтересованных лиц
Сфера действия нормативного акта распространяется на субъекты хозяйственной деятельности за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, в процессе деятельности которых образуются отходы.
3. Оценка регулирования и предлагаемые альтернативы
3.1. МУ устанавливают требования о включении в ПНООЛР разделов, содержащих сведения, которые фактически не имеют отношения к нормированию в области обращения с отходами, а также дублирующие сведения, имеющиеся в распоряжении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, либо имеющие косвенное отношение к нормированию в области обращения с отходами. Указанные требования создают избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности, что на практике способствует возникновению необоснованных расходов у указанных субъектов и затруднению ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.1.1. Пунктом 20 МУ предусмотрен раздел ПНООЛР "Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы", содержащий требования о представлении сведений о хозяйственной или иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы, о характеристике производственных процессов, как источников образования отходов, а также об основных видах сырья, производимой продукции, производственной мощности объектов, видах и объемах оказываемых услуг.
В разделе имеется требование о предоставлении структуры организации, включая характеристику подразделений, осуществляющих деятельность по производству продукции, по установке и (или) монтажу строительных элементов и оборудования, необходимых для эксплуатации зданий, по техническому обслуживанию и (или) ремонту приборов, аппаратуры, машин, оборудования, транспортных средств, технического обслуживания и (или) ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования, офисных машин и вычислительной техники, выполняющих аналитический контроль, а также описание объектов социальной инфраструктуры (медсанчасти, здравпункты, объекты общественного питания, магазины и другие).
По каждому структурному подразделению (цеху, участку и так далее) в виде отдельных блоков требуется представить блок-схемы технологических процессов:
используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное;
производственные операции;
производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы);
образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);
операции по дальнейшему обращению с отходами, включающие использование, обезвреживание, размещение отходов, передачу отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.
Требование о представлении указанной информации представляется избыточным, поскольку ее наличие не влияет ни на величины нормативов образования отходов, ни на величины лимитов на их размещение, поэтому необходимость включении такой информации в ПНООЛР отсутствует.
Учитывая изложенное, представляется необходимым исключить пункт 20 из редакции МУ.
3.1.2. Пунктом 21 МУ предусмотрено требование о подготовке в ПНООЛР раздела "Сведения об отходах", в котором должен быть приведен перечень образующихся и (или) принимаемых на использование, обезвреживание, размещение отходов с указанием сведений о составе, физико-химических характеристиках отходов, классах их опасности для окружающей природной среды. При этом сведения о составе, физико-химических характеристиках отходов, классах их опасности для окружающей природной среды представляются хозяйствующими субъектами в Росприроднадзор при паспортизации отходов и включении их в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов".
Фактически рассматриваемым регулированием установлено обязательное требование к субъектам предпринимательской деятельности о предоставлении сведений, дублирующих информацию уже имеющуюся в распоряжении органов государственной власти, что приводит к избыточности такого обязательного требования.
Кроме того, для хозяйствующих субъектов, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов и принимающих для размещения отходы различных сторонних организаций, требование о представлении в ПНООЛР детальных сведений о характеристиках отходов, поступающих от сторонних организаций (проверить которые они не имеют практической возможности), представляется также избыточным обременением субъектов предпринимательской и иной деятельности, целесообразность в котором отсутствует.
Учитывая изложенное, представляется, что раздел ПНООЛР "Сведения об отходах" должен содержать лишь перечень видов отходов, образующихся у хозяйствующего субъекта и групп отходов, принимаемых от сторонних организаций с указанием классов опасности и без какой-либо детализации их свойств.
Дополнительно необходимо отметить, что в МУ установлено требование о разработке и утверждении нормативов образования отходов, которые фактически отсутствуют у хозяйствующих субъектов и которые следует отнести к "виртуальным" (искусственным) нормативам образования. Например, группа минеральных отработанных масел, представленная в ФККО, включает более десятка их видов (масла моторные отработанные, масла автомобильные отработанные, масла дизельные отработанные и так далее), которые имеют одинаковый класс опасности, и сбор которых на предприятиях производится в единой накопительной емкости. Таким образом, каждый из указанных видов отработанных масел не собираются раздельно, а их накопление и дальнейшее обращение с ними осуществляется в составе смеси масел. Однако, согласно МУ, хозяйствующие субъекты должны разработать и утвердить нормативы образования каждого вида отработанных масел и в дальнейшем вести учет и представлять отчетность по каждому отходу раздельно. Рассматриваемое положение представляется необоснованным и приводит к избыточному обременению субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также необоснованно затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, поскольку на практике обращение осуществляется в составе смеси масел.
Аналогичная ситуация существует и в отношении несортированных отходов. Все отходы, объемы образования которых незначительны, накапливаются в едином контейнере (объекте накопления отходов) и раздельное обращение с ними не осуществляется. Однако положениями МУ установлено требование о представлении всех операций (работ) с этими отходами (от их образования до захоронения) раздельно, то есть требование о представлении "виртуальных жизненных циклов" таких отходов, что также представляется избыточным.
Представляется, что видом отходов, подлежащим нормированию и ограничению при размещении в указанных случаях должны быть отходы, накапливаемые в объекте накопления отходов (контейнере) с соответствующим компонентным составом.
Учитывая изложенное, пункт 21 МУ требует переработки в целях исключения требования о разработке и утверждении нормативов образования отходов, накопление и обращение с которыми предусматривается в составе смеси с другими отходами.
3.1.3. Пунктом 22 МУ предусмотрено требование о подготовке в ПНООЛР раздела "Расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов", в котором представляются расчеты нормативов образования отходов, рассчитанные для каждого вида отхода с использованием ряда методов расчета нормативов образования отходов. В указанном разделе также установлены требования о расчете нормативов образования отходов, накопление и последующее обращение с которыми осуществляется в составе смесей с другими видами отходов.
Представляется, что необходимость выделения такого рода отходов в отдельный вид с последующим "виртуальным" регулированием их обращения отсутствует. Видом отходов, подлежащим нормированию и ограничению при размещении в данном случае должны быть отходы, накапливаемые в объекте накопления отходов (контейнере) с соответствующим компонентным составом.
Представляется целесообразным доработать пункт 22 МУ с целью включения нормы, исключающей установление нормативов образования для тех видов отходов, которые не имеют раздельного сбора и не предусматривают их дальнейшее обращение в качестве отдельных видов отходов, накопление и дальнейшее обращение с которыми осуществляется в составе смешанных отходов. При этом следует исключить из пункта 22 МУ требование о предоставлении характеристик очистных сооружений в соответствии с образцами 2.7, 2.8, 2.9 МУ, как имеющее избыточный характер.
3.1.4. Пунктом 23 МУ установлено требование о подготовке в ПНООЛР раздела "Схема операционного движения отходов", в котором должны приводиться данные по обращению с отходами, по передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения, указываться адреса и реквизиты поставщиков и потребителей отходов. Целью данного раздела ПНООЛР является представление информации по обращению (образованию, использованию, обезвреживанию, получению, передаче, размещению) с каждым видом отходов.
Схема операционного движения отходов, накопление и последующее обращение с которыми, как правило, осуществляется в виде смеси с другими видами отходов, представляется абстрактной, виртуальной, не имеющей отношения к практике и объективная необходимость в которой отсутствует. Указанное требование представляется избыточным и подлежит исключению из редакции МУ. Видом отходов, подлежащим включению в схему операционного движения отходов в данном случае должны быть отходы, накапливаемые в объекте накопления отходов (контейнере) с соответствующим компонентным составом.
В пункте 23 МУ представляется целесообразным установить требование к схеме операционного движения отходов, не имеющих раздельного сбора, накопление и дальнейшее обращение с которыми осуществляется в составе смешанных отходов.
3.1.5. Пунктом 24 МУ установлено требование о приведении в составе ПНООЛР документации, регламентирующей или допускающей применение (использование) отходов. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов разрабатывать специальную документацию по использованию отходов, получать на нее какие-либо согласования или заключения. В целях исключения положений нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, представляется целесообразным исключить указанное требование из редакции пункта 24 МУ.
3.1.6. Пунктами 25 и 26 МУ установлены требования о подготовке в ПНООЛР разделов "Характеристика хранения отходов сроком до 3-х лет и обоснование предельного количества накопления отходов" и "Характеристика хранения отходов более 3-х лет и захоронения отходов".
В соответствии с приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов" (далее - приказ N 49) хозяйствующие субъекты представляют в территориальный орган Росприроднадзора характеристики объектов размещения отходов.
Фактически рассматриваемым регулированием установлено обязательное требование к субъектам предпринимательской деятельности о предоставлении сведений, дублирующих информацию уже имеющуюся в распоряжении органов государственной власти, что приводит к избыточности такого обязательного требования и необходимости его исключения из редакции пунктов 25 и 26 МУ.
3.1.7. Пунктами 27 и 28 МУ установлены требования о подготовке в ПНООЛР разделов "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду" и "Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях". Обоснованность установления указанных требований вызывает сомнение. Представляется целесообразным исключить пункты 27 и 28 из редакции МУ.
3.1.8. Пунктом 31 МУ предусмотрено требование о подготовке в ПНООЛР раздела "Приложения", в который, в частности, включаются:
копии паспортов опасных отходов, копии свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды либо материалы, обосновывающие отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды;
карта-схема расположения объектов использования, обезвреживания и объектов размещения отходов на территории предприятия с экспликацией;
ситуационный план с нанесением точек контрольных замеров в рамках мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду;
перечень используемых средств контроля и измерений;
документы, подтверждающие данные материально-сырьевого баланса и производственных показателей.
Представляется, что указанные документы и материалы не имеют непосредственного отношения к разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, способствуют созданию избыточных административных и иных ограничений для субъектов предпринимательской и иной деятельности и необоснованно затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В связи с изложенным, представляется целесообразным исключить требование о представлении указанных документов и материалов из редакции пункта 31 МУ.
3.2. Согласно информации, представленной экспертной группой, изучение вопроса по широкому кругу промышленных предприятий показало, что наиболее затратным для бизнеса на сегодняшний день является разработка разрешительной документации, проведение экспертиз и исследований, необходимых для ее согласования. При этом примерный ежегодный объём затрат на разработку разрешительной документации зависит от размера предприятия, но в среднем равен плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В 2008 году по данным территориальных органов Федерального казначейства и Ростехнадзора сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду составила 19,1 млрд. рублей, в том числе за размещение отходов 9,9 млрд. рублей. На основании указанного анализа ежегодные совокупные затраты, которые несут субъекты предпринимательской деятельности на разработку разрешительной документации в области обращения с отходами (разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) можно оценить в размере около 10 млрд. рублей.
Устранение представленных в настоящем заключении положений, создающих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, позволит существенно упростить процедуру разработки и согласования ПНООЛР и снизить расходы на разработку и согласование ПНООЛР в 2-3 раза или на 5-7 млрд. рублей в год.
3.3. Отдельные положения МУ фактически утратили силу или вступают в противоречие с действующим природоохранным законодательством, а именно:
- положения пунктов 10, 18, 31 и 40 МУ, касающиеся вопросов лицензирования не соответствуют Федеральному закону от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - закон N 99-ФЗ) в части норм, увязанных со сроками действия лицензий и наименования лицензируемых видов деятельности;
- положение пункта 6 МУ о возможности принятии решения территориальным органом Ростехнадзора о разработке ПНООЛР в упрощенной форме не могут применяться на практике в связи с осуществлением в настоящее время таких полномочий Росприроднадзором;
- положение пункта 31 МУ о предоставлении ситуационного плана с нанесением точек контрольных замеров не соответствует нормам Федерального Закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - закон N 102-ФЗ), в связи с тем, что понятие "контрольный замер" действующим законодательством не определено;
- положение пункта 3 МУ выводит из сферы регулирования нормативного акта вопросы обращения с радиоактивными отходами, что не соответствует нормам, установленным частью 2 статьи 2 закона N 89-ФЗ, согласно которым специальными нормами регулируются отношения по обращению не только с радиоактивными, но и биологическими отходами, а также отходами лечебно-профилактических учреждений.
Учитывая изложенное, дополнительно необходимо обратить внимание на то, что в тексте МУ также присутствуют и иные недостатки, требующие устранения. Так, в редакции МУ представляется необходимым:
- предусмотреть положение, допускающее возможность внесения изменений или переоформления документа об утверждении нормативов и лимитов, в том числе, корректировки действующих ПНООЛР в случае изменения производственного процесса и используемого сырья;
- определить порядок, основания, перечень документов и сроки их рассмотрения при получении решения территориального органа Росприроднадзора о разработке ПНООЛР в упрощенной форме, а также основания для отказа в принятии такого решения;
- дополнить указаниями по заполнению образцов 2.11, 2.12, 2.19 Приложения 2 к МУ, поскольку действующая редакция содержит недостаточно определенные положения;
- нуждается в уточнении норма пункта 5 МУ в отношении обязательной разработки отдельных ПНООЛР для обособленных подразделений (филиалов). Представляется целесообразным предусмотреть возможность включения соответствующих разделов в общий ПНООЛР головной организации или разработки отдельного ПНООЛР для каждого обособленного подразделения (филиала) указанной организации по выбору хозяйствующего субъекта;
- уточнить круг субъектов, у которых возникает обязательство по разработке ПНООЛР, в том числе в упрощенном порядке, выделив в самостоятельные категории социально значимые объекты (больницы, школы и прочее), а также лиц, специализирующихся на деятельности по обращению с отходами;
- устранить противоречия МУ с иными подзаконными актами.
3.4. Согласно позиции экспертной группы, представляется необходимым обратить внимание на то, что в сфере обращения с отходами существует целый ряд проблем, к которым нормативный акт имеет отношение, однако решение этих проблем потребует внесения изменений в иные нормативные правовые акты и связано с целым комплексом мер по развитию природоохранного законодательства в целом. Так, необходимо:
- пересмотреть подходы к нормированию образования отходов;
- пересмотреть ФККО с учетом фактической информации накопленной за годы его действия, в частности, обновить перечень отходов на основании разработанных паспортов;
- исключить из перечня отходов вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых открытым способом, установив для указанной категории упрощенный порядок учета;
- предусмотреть декларативный порядок в отношении образования отходов и выдавать лимиты на их размещение на основании деклараций (при этом необходимость в регулировании вопросов, связанных с разработкой ПНООЛР, исключается);
- изменить подход к обязательствам хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в экологической зоне атмосферного влияния озера Байкал, в части, касающейся периодичности разработки ПНООЛР, а именно, исключить предусмотренное статьей 2 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" требование о ежегодной разработке ПНООЛР хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в экологической зоне атмосферного влияния озера Байкал, сохранив указанное требование в отношении центральной и буферной экологических зон.
На основании изложенного, Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение нуждаются в пересмотре и существенной доработке в соответствии с действующим законодательством.
4. Позиция уполномоченного органа
Минэкономразвития России письмом от 10 сентября 2012 г. N Д26и-2230 направило запрос о предоставлении информации в отношении отдельных положений нормативного акта в соответствующие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (далее - уполномоченные органы), а также в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт (далее - разработчик). Однако, ответы на указанное письмо, содержащие запрашиваемую информацию, уполномоченными органами и разработчиком нормативного акта в Минэкономразвития России в установленный срок не представлены.
Вместе с тем, Минэкономразвития России 19 октября 2012 г. провело совещание по вопросу обсуждения проекта настоящего заключения с представителями Минприроды России и субъектов предпринимательской и иной деятельности. Согласно представленным на указанном совещании позициям Минприроды России и представители бизнес сообщества и общественных организаций поддерживают замечания, предложения и выводы, представленные в настоящем заключении.
5. Заключительные положения
Проект настоящего заключения направлялся представителям предпринимательского сообщества на предоставление отзыва в срок до 5 октября 2012 г. письмом Минэкономразвития России от 21 сентября 2012 г. N Д26и-2292, а также уполномоченному органу письмом Минэкономразвития России от 21 сентября 2012 г. N Д26и-2291. По итогам рассмотрения проекта заключения поступила позиция Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", не содержащая предложений и замечаний в отношении проекта заключения. Иных позиций в отношении проекта заключения представлено не было.
Дополнительно необходимо отметить, что в отношении проекта настоящего заключения позиция Минприроды России в установленный срок не поступила.
По результатам проведенной экспертизы нормативного акта Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в МУ, утвержденных нормативным актом, положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает необходимым внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложения о рассмотрении необходимости внесения следующих изменений в редакцию МУ, утвержденную нормативным актом:
а) исключить пункт 20 из редакции МУ;
б) доработать редакцию пункта 21 МУ в целях исключения требования о разработке и утверждении нормативов образования отходов, накопление и обращение с которыми предусматривается в составе смеси с другими отходами;
в) доработать редакцию пункта 22 МУ с целью включения нормы, исключающей установление нормативов образования для тех видов отходов, которые не имеют раздельного сбора и не предусматривают их дальнейшее обращение в качестве отдельных видов отходов, накопление и дальнейшее обращение с которыми осуществляется в составе смешанных отходов. При этом следует исключить из пункта 22 МУ требование о предоставлении характеристик очистных сооружений в соответствии с образцами 2.7, 2.8, 2.9 МУ, как имеющее избыточный характер;
г) доработать редакцию пункта 23 МУ с целью установления требований к схеме операционного движения отходов, не имеющих раздельного сбора, накопление и дальнейшее обращение с которыми осуществляется в составе смешанных отходов;
д) исключить из редакции пункта 24 МУ требование о приведении в составе ПНООЛР документации, регламентирующей или допускающей применение (использование) отходов;
е) исключить из редакции пунктов 25 и 26 МУ требования о предоставлении сведений, дублирующих информацию, уже имеющуюся в распоряжении органов государственной власти, предоставленную в соответствии с нормами приказа N 49;
з) исключить из редакции пункта 31 МУ требование о представлении документов и материалов, не имеющих непосредственного отношения к разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
и) доработать редакции пунктов 10, 18, 31 и 40 МУ в целях приведения положений указанных пунктов МУ в соответствии с нормами закона N 99-ФЗ;
к) доработать редакцию пункта 6 МУ в части исключения нормы о возможности принятии решения территориальным органом Ростехнадзора о разработке ПНООЛР в упрощенной форме и установления нормы об указанных полномочиях в отношении Росприроднадзора. При этом необходимо определить порядок, основания, перечень документов и сроки их рассмотрения при получении решения территориального органа Росприроднадзора о разработке ПНООЛР в упрощенной форме, а также основания для отказа в принятии такого решения.
л) исключить из редакции пункта 31 МУ положение о предоставлении ситуационного плана с нанесением точек контрольных замеров, как не соответствующее нормам закона N 102-ФЗ;
м) доработать редакцию пункта 3 МУ в целях выведения из сферы регулирования нормативного акта дополнительно вопросов обращения с биологическими отходами, а также отходами лечебно-профилактических учреждений;
н) дополнить редакцию МУ указаниями по заполнению образцов 2.11, 2.12, 2.19 Приложения 2 к МУ;
о) доработать редакцию пункта 5 МУ, содержащему нормы, регулирующие вопросы обязательной разработки отдельных ПНООЛР для обособленных подразделений (филиалов) в целях установления возможности включения соответствующих разделов в общий ПНООЛР или разработки отдельного ПНООЛР по выбору хозяйствующего субъекта;
п) дополнить редакцию МУ положениями, устанавливающими возможность внесения изменений или переоформления документа об утверждении нормативов и лимитов, в том числе, корректировки действующих ПНООЛР в случае изменения производственного процесса и используемого сырья.
Кроме того, уполномоченному органу необходимо учесть предложения субъектов предпринимательской деятельности, представленные в настоящем заключении. Дополнительно отмечаем, что уполномоченному органу следует проанализировать отзывы субъектов предпринимательского сообщества, способствующие улучшению отдельных положений нормативного акта и природоохранного законодательства в целом, представленные в пункте 3.4 настоящего заключения и в Сводной таблице замечаний и предложений субъектов предпринимательской деятельности в отношении нормативного акта, приведенной в Справке о результатах публичных консультаций (Приложение 2 к настоящему заключению), а также не учтенные предложения экспертной группы, выходящие за рамки регулирования нормативного акта (Приложение 3 к настоящему заключению).
Приложения: на 14 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ от 30 октября 2012 г. "По итогам экспертизы приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
Текст заключения официально опубликован не был