Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 мая 2011 г. N 03-07-06/126
Рассмотрев совместно с Росалкогольрегулированием и МВД России обращение о повышении акцизов на алкогольную продукцию и мерах по пресечению ее нелегального оборота, сообщаем следующее.
В целях дополнительного обеспечения поступления в бюджетную систему Российской Федерации акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также усиления контроля за оборотом указанных подакцизных товаров Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" изменен порядок исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Так, с 1 июля 2011 года введена авансовая уплата акциза производителями алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции при приобретении ими спирта. Размер авансового платежа акциза будет определяться исходя из объема закупаемого спирта и ставки акциза на алкогольную или спиртосодержащую продукцию. Освобождение от авансовой уплаты акциза предусмотрено только в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.
На 2011 год произведена индексация размеров ставок акцизов на алкогольную продукцию на 10 процентов, то есть опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции с учетом реально складывающейся экономической ситуации.
В последующем конкретный размер индексации ставок акцизов будет определяться с учетом обеспечения легальности производства и оборота алкогольной продукции, а также необходимости согласованного подхода к вопросам налоговой политики с государствами-членами Таможенного союза.
В отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта более 9 процентов предполагается поэтапное увеличение размера ставок акцизов, имея в виду увеличить их размер к 2014 году более чем в 2 раза по отношению к уровню, действующему в настоящее время.
Что касается предложения, содержащегося в вашем обращении, об установлении единой ставки акциза на алкогольную продукцию в расчете на 1 литр безводного спирта, независимо от ее крепости, то применение единой ставки акциза на все виды алкогольной продукции в 2007 году привело к сокращению производства слабоалкогольной продукции на 40 процентов. В связи с этим предполагается сохранить дифференциацию ставок акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9 процентов и до 9 процентов включительно.
В отношении мер по усилению уголовной и административной ответственности за совершение правонарушений в сфере производства, оборота и употребления этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сообщаем, что по информации, полученной из МВД России, в настоящее время в Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление алкогольной продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации специальным составом преступления, связанным с незаконным производством и оборотом немаркированной алкогольной продукции. Предусматривается также увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Наряду с этим органами внутренних дел на постоянной основе проводятся мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в области производства и оборота указанных подакцизных товаров.
Так, по данным МВД России, в январе-марте 2011 года выявлено 34,2 тыс. нарушений действующего законодательства в указанной сфере, пресечена деятельность 105 подпольных производств по изготовлению спиртового суррогата, из незаконного оборота изъято 131,7 тыс. декалитров этилового спирта и 153,5 тыс. декалитров алкогольной продукции, возбуждено 2,6 тыс. уголовных дел.
Действующим законодательством и ведомственными нормативными актами предусмотрена ответственность сотрудников органов внутренних дел за непринятие мер по заявлениям и сообщениям граждан и организаций, а также за сокрытие информации о правонарушениях, в том числе совершаемых в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Директор |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу о повышении акцизов на алкогольную продукцию и мерах по пресечению ее нелегального оборота сообщается следующее.
Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ изменен порядок исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Так, с 1 июля 2011 г. вводится авансовая уплата акциза при приобретении спирта производителями указанной продукции. Размер аванса будет определяться исходя из объема закупаемого спирта и ставки акциза. Освобождение от авансового платежа акциза возможно, если представлена банковская гарантия.
На 2011 г. акцизы на алкоголь проиндексированы на 10%, т. е. опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции исходя из реально складывающейся экономической ситуации. В последующем конкретный размер индексации будет устанавливаться с учетом обеспечения легальности производства и оборота такой продукции, а также необходимости согласованного подхода к вопросам налоговой политики с государствами - членами Таможенного союза.
По алкоголю с объемной долей этилового спирта более 9% предполагается поэтапное увеличение акцизов. К 2014 г. планируется увеличить их более чем в 2 раза по отношению к действующему сейчас уровню.
Минфин России против введения единой ставки акциза на алкогольную продукцию независимо от ее крепости. В 2007 г. это привело к сокращению производства слабоалкогольной продукции на 40%. Таким образом, дифференциация акцизов на алкоголь крепостью свыше 9% и до 9% включительно сохранится.
В настоящее время в Правительство РФ внесен законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление в т. ч. алкогольной продукции, а также пива и изготавливаемых на его основе напитков. Кроме того, предлагается выделить в УК РФ отдельный специальный состав преступления, связанный с незаконным производством и оборотом немаркированного алкоголя. Предусматривается также увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Наряду с этим ОВД проводят мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в области производства и оборота указанных подакцизных товаров. При этом сотрудники ОВД несут ответственность за непринятие мер по заявлениям и сообщениям граждан и юрлиц, а также сокрытие информации о правонарушениях (в т. ч. в названной области).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 мая 2011 г. N 03-07-06/126
Текст письма официально опубликован не был